a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

семинар - практикум

Автор: Денисова Наталия Сергеевна Опубликовано: 2018-09-20 22:03:09

    Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах  детского сада » Подготовил а: Старший воспитатель Денисова Н. С. 2016 г. Художественно- эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно- эстетической деятельностью. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, развитию эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств,  развитие личности ребенка. Большое значение в развитии художественно- эстетического воспитания придается самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности. Все эти задачи реализуются в образовательной ИЗО деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное. Предметное: Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности- формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: Н аучить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; Н аучить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; П ередавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; Р азвивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Для каждого возраста раскрываютс я свои зада чи. Первая младшая группа. в ызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; П ознакомить с материалами для рисования( карандашами, к расками) и приемами пользования ими; Н аучить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета; 4. Н аучить приемам проведения прямых, округ лых линий и замкнутых форм. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем( ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д. ) . Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии. В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требов ания к четкости их направления( рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика) Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. Формы предмета: овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу( например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов) . Цвет: Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни. Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами- линиями, пятнами, получаемыми кистью( например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет») . Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки- на синем фоне, желтые или красные огоньки- на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем. Уже с раннего возраста необходимо приучать детей к определенным правилам пользования материалом. Иначе дети будут привыкать к неправильной технике рисования, которая приведет к трудностям при выполнении в будущем более сложных рисунков. Желательно пользоваться трехгранными карандашами, для правильного захвата пальчиками. Материалы: гуашь, цветные кара ндаши- 6 цветов, кисти №10, 12, непроливайки, бумага формата А4, тонированные листы бумаги формата А4, для коллективной работы можно использовать большие форматы( А3, рулон обоев) . Наличие наглядности.   Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов. Очень важно с раннего детства приучать принимать правильную позу при рисовании( сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги) ; учить бережно относиться  к материалам( промыв кисточку в воде, после окончания рисования класть на место) . Учить держать карандаш тремя пальцами, выше отточенного конца;   кисть – чуть выше железного наконечника. Обмакивая кисть в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Вторая младшая группа Задачами обучения в этой группе являются следующие: Н аучить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и детале й; Н аучить использованию цвета как художественного выразительного средства; З акр еплять название основных цветов; Р азвивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа; С овершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками. Продолжаем работать над тем, как правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения карандашом и кистью во время рисования. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям( рисование мячика, яблока, флажка) , усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы( овал, круг,  прямоугольник) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы( например, лучи у солнышка, ветки у елки) . Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий- рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания. Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный- для флага, желтый- для солнца, зеленый- для елки, травки и т. п. Средняя группа Задачи: П родолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы; Ф ормировать и закреплять представления о форме предметов( круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная) , величине, расположению цветов; З акреплять оттенки цветов и добавлять новые( коричневый, оранжевый, светло- зеленый) ; У чить детей заштриховывать рисунки карандашом, проводя линии только в одном направлении, не выходя за контур рисунка; Ф ормировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов( кукла, зай чик) , соотносить их по величине; П роводить широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии- кончиком кисти; З акреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Материалы: цветные карандаши- 12 цветов; Гуашь- 12 цветов, кисти: №10, 12, 6, 8, банки для воды, тряпочки или салфетки, бумага А4, тонированная бумага. Старшая группа Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Учебными задачами являются следующие: Н аучить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; Н аучить передаче в рисунке несложных движений; Р азвивать и совершенствовать чувство цвета; Р азвивать технические навыки работы с карандашом( способы штриховки) и красками( приемы действия кистью) ; научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками. Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями( сказочные герои) , изображение объектов, которых они не видели( например, животных жарких стран и т. д. ) . В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности( например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, им еющие общую для овощей округлую форму) . Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке. Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги( темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др. ) . Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей( одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица( длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д. ) . Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов( например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек) . Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии. Материалы: карандаши цветные – 12 и более цветов, простые карандаши и ластики, акварельные краски. Подготовительная группа Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие: Н аучить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; Н аучить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; Р азвивать композиционные умения( расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета) ; Р азвивать чувство цвета( умение передавать различные оттенки одного и того же цвета) ; Р азвивать технические навыки( умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков; Н акладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета) .   У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Например, изображение деревьев с разной формой стволов и кронами. Учить изображать ствол, который сужается к верхушке и разветвляется. Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол. На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар- птицу, Конька- Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения. Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании. В подготовительной группе используются такие же материалы, как и в старшей. Сюжетное рисование: Основная цель сюжетного рисования- научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.  Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие: Н аучить передаче содержания темы, выделению в ней главного; Н аучить передавать взаимодействия между объектами; Н аучить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать и х расположение в пространстве. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому- либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Начинается  со второй младшей группы, где детей учат создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета( елочки на участке) , и изображая разнообразные предметы. Учить располагать изображения по всему листу. Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2- 3 предметов, расположенных рядом. Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие: 1. И зображать 2- 3 предмета, связанных между собой по смыслу; 2. П риобретать композиционные умения( учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба) . Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки. Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию. Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята. В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2- 3 предмета, между которыми не будет действенной связи. В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка- расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету( зеленый- для поляны, голубой- для воды, желтый- для песка и т. д. ) , и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа( цветы на лугу, рыбки плавают) . В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной. Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие: Н аучить изображению смысловой связи между объектами, передаче п ространственных отношений между ними; Р азвивать композиционные умения( рисовать на всем листе, проводя линию горизонта) ; Р азвивать чувство цвета. Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что- либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации. При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии. Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли( снег) , остальная часть- это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах. В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции. Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме( например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен) . Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый. Задачи подготовительной группы: Р азнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; Н аучить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете( например, поворот туловища, наклон, бег и т. п. ) ; Р азвивать композиционные умения- научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких- внизу листа и удаленных- вверху( без изменения размеров) ; Р азвивать чувство цвета- учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету. В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси- лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист. Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо- при дожде, ярко- голубое- в солнечный день, красное- при восходе или заходе солнца. Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы. Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход»( яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок) , «Подснежник», «Травка зеленеет»( где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень) . Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление дом ов, улиц, вспышек салюта) В программном материале приведены лишь примерные темы сюжетного рисования: на основе программных требований воспитатель должен стараться сам подбирать интересные для ребят темы, учитывая их впечатления от окружающей действительности. Декоративное рисование Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Задачи: Р азвивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; Р азвивать чувство цвета; Р азвивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; С овершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Младшая группа: Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер( например, украсить края платочка полосками) . Но основная цель такого занятия- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях. Средняя группа: Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.  Задачи: Р азвивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; Р азвивать чувство цвета- умение красиво сочетать контрастные цвета; Р азвивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм- простых элементов узора; Р азвивать технические навыки в пользовании кистью( легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) . Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Мазок- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью( кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти. Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах. Чередование- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе. В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка. Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга- край и центр. Старшая группа С имметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; И спользовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; Н аходить красивые сочетания красок в зависимости от фона; У мело пользоваться кистью( рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях) . В начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге- заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям д аются овал, треугольник и шестиугольник- формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2- 3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы( толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы- растительные( листья, ягоды, цветы) , которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из- за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских- птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен- сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами. Подготовительная группа: Задачи: Р азвивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в- зависимости от их осо бенностей и назначения предмета; Р азвивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; У чить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; С овершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами. В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы- прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов- вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов( например, на кувшине по краю горлышка- линейный орнамент, на округлой части- узор из центра) . Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение. Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента- повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев. Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок. Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм( растений, животных) . Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи( хохломская, дымковская, украинская и другие росписи) . Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье- маше по мотивам хохломской или жестовской росписи. В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей. В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками. В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Методика заучивания стихотворений В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму( музыкальность, ритмичность) . Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи( два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации( для чего нужно? ) . Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить. Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность. Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше( объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др. ) . При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи: 1.       Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. 2.       Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность». Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи( объем памяти у детей невелик) , стихотворение заучивается целиком( не по строкам и строфам) , именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого- то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. ^   Построение занятия по заучиванию стихотворения. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора( «Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает». ) После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения( наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: «Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей»( СНОСКА: Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М. , 1967. – С. 146) . Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве( язык, образные средства выразительности) . В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально- ритмической структуры произведения( «Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? ») . Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как: - игровые( стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком) ; - досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; - частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского « Мойдодыр » один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: « Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте; - драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; - воспроизведение игровых стихов методом игры( «Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака) ( СНОСКА: См. : Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. – М. , 1951) . На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания( глубокий вдох, длительный выдох) , умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др. ( см. литературу) ( СНОСКА: Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М. , 1960) . Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи( А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др. ) . В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз( 5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок. В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем( Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др. ) . Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей гру пп стр уктура занятия, рассмотренная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты( в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый) . Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи( А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза») . В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно- речевого развития детей №15 «Радость» Семинар по изо- деятельности «Методика рисования деревьев, транспорта, домов, животных, птиц, человека с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста» Подготовила: Старший воспитатель Денисова Н. С. 2016г. Рисование елей Младшая группа Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской зелёного цвета, широкой кистью. Объяснение: Обозначаем, где растёт ель – провожу ровную, прямую линию слева- направо зелёной краской. Затем рисую прямой и красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут( ведём линию ветки) , а эта ветка ещё длиннее( растёт, растёт, растёт) . Средняя группа Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои. Объяснение: Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт ель, провожу ровную прямую линию слева- направо. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые веточки. У ели есть макушка. Рисую 2 маленькие веточки, которые смотрят вверх, на солнышко. Теперь рисую остальные ветки, начинаю сверху. Ветки вверху маленькие и смотрят вниз с одной и другой стороны, ниже ветки подлиннее, ещё длиннее и самые длинные. Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны. Зимой можно рисовать ель покрытую снегом и украшенную огоньками на новогодний праздник. Старшая группа Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои. Объяснение: Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки»- маленькие ветки, нарисую их под большими( показ) . Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою. Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы. Подготовительная группа Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра- на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои. Объяснение: Методика рисования не меняется. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета. Рисование   деревьев Младшая группа Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью. Объяснение: Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева- направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева- вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх( провожу линию) , теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет. Средняя группа Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток. Объяснение: Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева- направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки. Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями. В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием. Старшая группа Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен. Сосна Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны. Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои. Объяснение: У сосны красивый, ровный ствол светло- коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки. Берёза Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины. Объяснение: У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше. Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной( рисуем по- сырому контур кроны и точками листья) . Яблоня Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины. Объяснение: Широкой кистью тёмно- коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх. Можно дать так же тему «Яблоня в цвету»- розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем. Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе. Подготовительная группа Продолжаем рисовать разновидности деревьев. Дуб Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую. Объяснение: Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками». Сосна В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку. Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои. Объяснение: Широкой кистью светло- коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная. В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром. Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различ ные сказочные деревья Рисование транспорта Младшая группа Не учим рисовать машины. Средняя группа Рисуем транспорт по частям и сразу закрашиваем каждую часть. Необходима зелёная, синяя и чёрная краски, толстая кисточка. Объяснение: Беру кисточку и синей краской рисую у машины мотор, закрашу его. Теперь рисую кабину, где сидит водитель, у меня она будет вот такой( показ) . Теперь зелёной краской нарисую кузов, где возят грузы. Кузов у меня будет большой, закрашиваю его зелёной краской. Осталось нарисовать колёса, они круглые и их я нарисую чёрной краской. Рисую одно, где мотор, под ним, второе, где кузов, раскрашу их. В этой группе даём разновидности машин. Методику не даём. Все машины рисуются по одной схеме, изменяется только форма кузова( фургон, молоковоз  и т. п. ) Старшая и подготовительная группы Даём рисование легковой машины, автобуса. Сначала рисуем простым карандашом. Легковая машина Перед рисованием подробно рассматриваем легковую машину, выделяем, что у неё есть мотор, салон, где сидит водитель и пассажиры и багажник. Колёса – одно, где мотор, второе, где багажник. Автобус Выделяем особенности: есть лобовое стекло переднее и заднее, в салоне несколько окон, две двери, колёса расположены под дверьми. Рисование   домов Младшая группа Рисование дома комментируем так же, как строим его из строителя. Необходима жёлтая и красная краска, широкая кисточка. Объяснение: Начинаю рисовать дом с пола – провожу зелёной краской прямую линию слева – направо. Теперь построю у дома стены – сначала одну – проведу линию сверху до пола, а теперь вторую( показ) . Стены готовы. Теперь рисую потолок – соединю стены прямой линией слева – направо. Закрашу домик. Теперь буду строить крышу у домика. Её я буду рисовать красной краской. Чтобы крыша хорошо держалась поставлю балку – проведу линию сверху- вниз к потолку( показ) . Теперь построю крышу от балки, вот так( показ) . Закрашу крышу дома красной краской. Когда дети научатся достаточно хорошо рисовать дом, балку можно не рисовать. Средняя группа Рисуем одноэтажные здания, сказочные, украшаем их. Необходима красная и жёлтая краска, две кисточки: широкая и тонкая. Методика рисования та же. Если дети хорошо усвоят рисование одноэтажных домов во второй половине года можно дать рисование многоэтажных домов. Старшая и подготовительная группы Рисуем дома разных конфигураций. Даётся простой карандаш. Дети рисуют двухэтажные дома вблизи и вдали. Вблизи прорисовывают детали, вдали окна изображают мазками. Рисование животных Младшая группа Рисование животных начинаем с круглой формы. Медведь Широкая кисть, коричневая и чёрная краски. Объяснение: Коричневой краской рисую круг – это будет голова медведя, закрашиваю. Теперь нарисую круг по больше – это туловище медведя, закрашиваю. На голове нарисую два небольших кружочка – это ушки у медведя. Осталось нарисовать лапы, у медведя 4 лапы, нарисую две вверху туловища и две внизу, закрашиваю их. Когда краска подсохнет, чёрным цветом нарисую глазки и носик. Таким же методом рисуем зайчика, кошечку, цыплёнка. Средняя группа Даём рисование зайца и медведя на основе знакомых форм, без шеи, в статическом состоянии. Зайчик Серая, чёрная краски, средней толщины кисточка. Объяснение: Серой краской нарисую овальное туловище, овальную голову. Уши у зайца длинные. Лапки овальные, он подмял их под себя. Хвостик маленький круглый. Когда краска подсохнет, возьму чёрную краску и нарисую глазки и носик. Старшая группа Даём рисование животных в разных позах. Гуашь, палитра, 2 кисточки: средней толщины и тонкую, простой карандаш для рисования структуры. Заяц сидит Объяснение: Основа объяснения та же, как в средней группе. Туловище овальное, голова овальная. Уши длинные, зайчик внимательно слушает тишину леса. Задние лапы длинные, сильные согнуты, а передними он опирается, когда сидит. Хвост короткий. Когда подсохнет краска, рисуем у зайца глаза – они раскосые, нос – треугольник, есть усы. Белочка Объяснение: Овальное туловище, голова круглая с вытянутой мордочкой. Уши короткие, на концах – кисточки. Задние лапки согнуты, она на них сидит, а в передних лапках держит орешек или грибок. Хвост пушистый. Кошка лежит Объяснение: тоже. Одну лапу вытянула, задние подмяла под себя. Хвост пушистый. Собака или кошка гуляет Дети могут нарисовать у них 2 или 4 лапы. Замечания не следует делать, каждый может видеть по- разному. Подготовительная группа Лошадь Объяснение: У лошади овальное туловище, овальная голова. Шея длинная, красивая( плавно соединяю) . Ноги длинные, вверху толще, потому, что она много трудиться, они у неё сильные. Ноги заканчиваются копытами. Красивый хвост и грива. Уши маленькие. По этой же схеме рисуем корову и оленя, но не забываем про рога. После того, как у детей будет сформирован навык рисования лошади, даём тему  «Сказочный конь». Рисование птиц Младшая группа и средняя группа Цыплёнок Гуашь – жёлтая и коричневая, 2 кисточки: толстая и тоненькая. Объяснение: Возьму толстую кисточку, обмакну в жёлтую краску, лишнюю уберу о край баночки. Нарисую туловище цыплёнка круглое, как комочек. Голова у цыплёнка то же круглая, только поменьше туловища. Хвостик маленький, смотрит вверх. Когда подсохнет краска, тоненькой кисточкой коричневой краской нарисую длинные ноги. На голове у цыплёнка есть глазки. Клюв короткий. У цыплёнка есть маленькие крылышки. Утёнок Гуашь – жёлтая, красная и коричневая, 2 кисточки: толстая и тонкая. Объяснение: Возьму толстую кисточку, осторожно обмакну в жёлтую краску, лишнюю уберу о край баночки. Нарисую у утёнка овальное туловище. Голова круглая, хвостик маленький. Когда подсохнет краска, тоненькой кисточкой красной краской нарисую лапки – короткие и широкие, чтобы уточке удобно было плавать. Теперь нарисую клюв, тоже широкий. Коричневой краской нарисую утёнку глазки и маленькое крылышко. Воробей Гуашь – чёрная и коричневая, 2 кисточки: толстая и тонкая. Объяснение: Такое же, как и при рисовании цыплёнка. Даём так же рисование других видов птиц. Птицы бывают разные. Объяснение такое же, как рисование уточки. Изменение – хвост треугольник. Со 2 половины средней группы Даём рисование с усложнением. Объяснение: Туловище у птиц бывает или круглое, или овальное. Голова круглая, я нарисую её чуть дальше от туловища, а потом соединю голову с туловищем – это у птичке шея. ( Тут не важно, как ребёнок расположит голову у птицы- вверх – смотрит на солнышко, вниз- ищет червячка) При рисовании ног, обращаемся к опыту детей и вспоминаем, что когда наблюдали за птицами, видели, что у них на ногах есть утолщения – треугольник. После высыхания краски тоненькой кисточкой другим цветом рисуем перышки на хвостике, крылышко, клюв. Старшая и подготовительная группы Водоплавающие Гуашь, 2 кисточки: средней толщины и тонкая. Объяснение: Рисуем по такой же схеме, как и в средней группе, но даём характерные особенности. Например, гуся рисуем так же, как уточку, но обращаем внимание, что у гуся длинная шея, поэтому голову рисуем далеко от туловища. На голове – хохолок. Для рисования даём разный цвет гуся и утки: белый, жёлтый, чёрный. Петушок Гуашь, 2 кисточки: средней толщины и тонкая. Объяснение: Так же, но обращаем внимание на то, что шею плавно соединяем с туловищем, у петуха сильная, мощная грудь. Ноги тоже сильные, ведь петух защитник кур. После высыхания краски, тонкой кисточкой рисуем красивый гребень, бородку, клюв. Теперь нарисуем петуху красивый разноцветный хвост. Сказочная птица Эту тему даём только тогда, когда у детей будут стойкие, прочные навыки. По этой теме даём детям 5- 6 образцов, 1 не даём никогда. Объяснение: Основа та же, но даём право выбора красок. Рисование человека Младшая группа Не рисуем человека, только постепенно подводим к этому, рисуя округлые формы( солнышко, колобок, неваляшка) Средняя группа Дети начинают рисовать с конусообразного туловища. Первая тема: «Девочка в длинной шубке». Эта тема делится на два занятия. 1 занятие Гуашь – голубая и телесного цвета( розовая) , широкая кисть. Объяснение: Беру кисточку и розовой краской нарисую девочке голову – она круглая. Теперь голубой краской буду рисовать девочке длинную шубку. Немного отступаю от головы и рисую треугольник. У шубы есть рукава, как у ели ветки, рисую одним движением кисти вниз. На голове у девочке шапочка. Для рисования глаз, губ, носа можно дать карандаш или фломастер. Можно же самому воспитатель прорисовать: «Давай оживим твою девочку». 2 занятие Если у детей хорошо получилось, то даём белую краску и предлагаем нарисовать опушку у шубки и шапочки. Если получилось не достаточно хорошо, можно предложить всем или некоторым из детей нарисовать подружку для девочки. «Мы с вами уже рисовали девочку в длинной шубке, давайте нарисуем для неё подружку, чтобы ей не было скучно». 3 занятие – «Мишка» Чтобы детям было легче рисовать на следующем занятии куклу- голышку, даём сначала рисование мишки. Гуашь – коричневая, чёрная, 2 кисточки: широкая и средней толщины. Объяснение: Беру кисточку и коричневой краской рисую мишки круглую голову. Чтобы получилось у мишки овальное туловище, нарисую 2 круга- один под ним другой и потом соединю их, получился овал – туловище мишки. На голове нарисую маленькие ушки. Теперь нарисую овальные лапы – 2 вверху и 2 внизу( показ) . Когда подсохнет краска, черной краской рисуем глазки и носик. 4 занятие – «Кукла- Голыш» Гуашь- жёлтая, красная, чёрная. 2 кисточки: широкая и средней толщины. Объяснение: Рисуем так же, как мишку, но туловище сразу рисуем овальным. Овальные ручки и ножки. Вместо ушей рисуем волосы. Рисуем трусики. Когда подсохнет краска, оживляем куклу – рисуем глазки, носик, ротик. 5 занятие – «Кукла в красном платье» Гуашь – жёлтая, красная, чёрная. 2 кисточки: широкая и средней толщины. Объяснение: Рисуем так же, как куклу- голышка, но одеваем в платье( треугольник) . Старшая и подготовительная группы Простой карандаш. Рисуем человека по схеме. Объяснение: Чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из неё – человечка. У человека круглая голова – рисуем кружок. Короткая шея – провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шири головы. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч. На туловище отмечу линию талии, она равна половинке линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бёдер. От линии бёдер рисуем линии ног, они длиннее туловища. Рисованию схем посвящается несколько занятий, пока она не будет усвоена всеми детьми, так как это основа основ. «Человек в движении» Простой карандаш. Объяснение: На первом занятии рисуем такую же схему, как обычно, но отмечаем точки сгиба на руках, ногах. Потом показываем, как надо нарисовать схему, чтобы передать движение. Для передачи движения можно использовать ребёнка, чтобы показать направление линий рук и ног.

Оставить комментарий: