Методические рекомендации для воспитателей «Коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опоно-двигательного аппарата.»

Опубликовано: 12:36:28 04-10-2018

Автор: Смольникова Наталья Геннадьевна

Методические рекомендации для воспитателей.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями функций

опорно-двигательного аппарата.

 

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата имеют как врожденный, так и приобретенный характер. Различаются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

         заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит;

врожденная патология опорно-двигательного аппарата (ОДА): врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп (косолапость и др.), аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз(врожденные аномалии опорно-двигательного аппарата);

приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания, приводящие к деформациям скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания ОДА (хонродистрофия, рахит)[1].

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект(задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций). При этом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с большим опозданием идет формирование функции удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Для развития речи и мышления детей с нарушением ОДА важное значение  имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Работа по развитию речи проводится поэтапно в тесной взаимосвязи с развитием моторики и коррекцией двигательных нарушений.

Дети с ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое направление состоит в том, чтобы «приспособить» к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические  средства передвижения (коляски, костыли, трости, трехколесные велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второе направление адаптации ребенка с двигательным дефектом – приспособить его самого к обычным условиям геобиологической (естественного и искусственного окружения) и социальной среды.

Исходя из вышеизложенного для детей с нарушением ОДА в дошкольных учреждениях необходимо обратить внимание на организацию предметно-развивающей среды. В группе раннего дошкольного возраста целесообразно иметь дидактическое панно по сенсорному развитию, которое расположено на стене в доступном для детей месте. Создание доступности дидактического панно для детей с нарушением ОДА рекомендуется трансформировать на пол или полностью, или частично. Один из вариантов расположения дидактического панно можно использовать такой, как частичное расположение на полу переходящее на стену. Например, растущее дерево, изменяющий свой вид в зависимости от сезона. Корни дерева находятся на полу – это переплетенные веревки разных размеров. Веревки к полу ничем не прикреплены (для безопасности и удобству по уборке площади), поэтому дети сами их расправляют по полу в разных направлениях, тем самым происходит самомассаж кисти и пальцев. Периодически у корней могут «вырастать» отростки – привязывать к основным корням более тонкие веревочки, создавая узел, тем самым, усложнять и углублять массажные упражнения для мелкой моторики кисти. Ветки на дереве прикреплять с высоты, доступной для захвата с положения сидя. Они должны быть по толщине гимнастической палки, гладкими, устойчивыми и в разных направлениях попеременно с каждой стороны дерева, так, чтобы ребенок мог подняться и стоять в вертикальном положении, опираясь на них. Таким образом, ребенок с нарушением ОДА будет активным участником в образовательной деятельности, и выполнять задания воспитателя: поместить птичку в гнездо, сорвать яблоко.

   Учитывая сезонную тематику, на полу можно расположить  листочки желтого, красного цвета, снежинки , которые дети ощупывают, складывают, разгребают, собирают в букет, в ведерко и т.п. 

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе решает вопросы по развитию сенсорного восприятия, речевого мышления (выполнять действия по слову взрослого) и моторики рук и кисти у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Литература

  1. Глухов В.П. Курс лекций по ОСПиП (МГГУ им. Шолохова)– электронная ресурс – режим доступа: https://studfiles.net/preview/6216549/page:18/

 

Оставить комментарий: