a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Старший дошкольник - будущий первоклассник"

Автор: Пшеничникова Юлия Александровна Опубликовано: 2018-10-30 21:19:38

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Кузнецка Групповая консультация для педагогов Тема: «Старший дошкольник – будущий первоклассник» Дата проведения: 18 января 2017 г. Подготовила и провела: старший воспитатель Пшеничникова Ю. А. От того, как прошло детство, Кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком стане т сегодняшний малыш. ( В. А. Сухомлинский)                  Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас – групповая консультация на тему: «Старший дошкольник- будущий первоклассник». Как Вам уже известно, сегодня дошкольное образование является первой ступенью системы образования. Дошкольный период является важным периодом в жизни ребенка. Согласно ФГОС ДО, основной принцип – «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии чело века, самоценность детства – понимание( рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас…. Следовательно, в дошкольном возрасте дошкольное учреждение не ставит цель подготовки детей к школе через обучение чтению и письму. Детский сад учит детей играть и через игру – общаться, ориентироваться в окружающем мире, развивать нравственные качества, проявлять положительные эмоции. На выходе из дошкольного учреждения ребенок будет обладать целевыми ориентирами, которые сформируют у него готовность к школьному обучению.  Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.  Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.         Что такое учебная деятельность?  Учебная деятельность- вид познавательной деятельности самого ребенка. Согласно исследованиям психологов Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского существую т виды предпосылок учебной деятельности: Овладение детьми системой научно- теоретических понятий;   Овладение детьми общими способами де йствий, т. е. такими способами,   которые позволяют решать ряд практиче ских или познавательных задач,   выделять новые связи и отношения. Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Предпосылки к учебной деятельности у дошкольников формируются в процессе обучения на организованно- образовательной деятельности( занятиях) , в ходе совместной деятельности воспитателя и ребенка, самостоятельной деятельности дошкольника. Соотнесение предпосылок учебной деятельности и целевых ориентиров Предпосылки учебной деятельности Целевые ориентиры Овладение детьми системой научно- теоретических понятий;     обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; Овладение детьми общими способами де йствий, т. е. такими способами,   которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,  выделять новые связи и отношения.   у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.   ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Таким образом, мы с вами видим, что у детей старшего дошкольного возра ста уже к 6 годам сформированы предпосылки к учебной деятельности. Каждого родителя волнует вопрос: готов ли его ребенок к школе? Как это определить? Готовность к школе можно определить по следующим аспектам: Физическая готовность – это готовность организма, которая определяется морфологическим и функциональным развитием. Важными моментами являются: Уровень здоровья воспитанника( если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из- за быстрой утомляемости) ; Уровень развития мелких групп мышц( для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. У ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. ) общая  психологическая готовность к школе, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально- волевая. Личностная готовность-  формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Социально- психологическая готовность.   Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. К концу дошкольного возраста формируется способ общения ребенка с взрослыми- внеситуативно- личностное общение( по М. И. Лисиной) . Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Интеллектуальная готовность.  Заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний, в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов- способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Л. И. Божович отмечает: «Быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира ». Эмоциональная готовность.  Предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности( сопереживание, сочувствие) . Волевая готовность.  Заключается в способности ребенка учиться, соблюдать режим школьной жизни, управлять своим поведением, умственной деятельностью, контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Таким образом, при поступлении ребенка в школу меняется социальная позиция дошкольника, которой будут присущи обязанности и права, позволяющие занять иное место ребенку в обществе. Большая роль в готовности детей к школе отводится семье. Немаловажно, какая установка идет из семьи. Позвольте дать некоторые советы, которые позволят вам сформировать психологическую готовность ребенка к школе. 1.  Говорите о школе только хорошее. Обсуждайте с ребенком все то приятное и интересное, что происходит в школе. Рассказывайте ему о том, как интересно было учиться вам самим. 2.  Начните говорить о школе как можно раньше. Установите ожидание, согласно которому ваш ребенок получит хорошее образование. Говорите о перспективе пойти в школу( или вернуться к занятиям после каникул) как о чем- то увлекательном и приятном. 3.  Будьте готовы к тому, что ваш ребенок обязательно подвергнется какому- либо стрессу, связанному со школой, контрольными, друзьями или учителями. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок расскажет вам о своем разочаровании. Если стресс, связанный со школой, очень силен или принимает хронический характер, обязательно обратитесь за помощью к профессионалам. 4.  Прислушивайтесь к тому, что ребенок рассказывает о школе. Иногда ребенку просто нужно поговорить о том, что происходит в его жизни. Будьте внимательны к ребенку, проявите сочувствие, окажите поддержку. Постарайтесь не сердиться и не осуждать ребенка, что бы он не рассказывал. 5.  Посещайте школу, где учится ваш ребенок. Разузнайте все о распорядке школьного дня, о директоре и завуче и, естественно. Об учителях, которые учат вашего ребенка. Обязательно поддерживайте переписку с учителями, посещайте родительские собрания. 6.  Хвалите ребенка за его достижения, а особенно – за попытки вести себя лучше и принимать верные решения. Отличный момент для того, чтоб отметить эти успехи, - семейный совет. 7.  Безусловно, принимать ребенка. 8.  Активно слушать его переживания и потребности. 9.  Бывать( читать, играть, заниматься) вместе. 10.  Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 11.  Помогать, когда просит. 12.  Поддерживать успехи. 13.  Делиться своими чувствами( значит доверять) . 14.  Конструктивно разрешать конфликты. 15.  Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: « Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Ты, конечно, справишься. Ты мой хороший. » 16.  Обнимать не менее 4- х, а лучше по 8 раз в день. 17.  Уделять больше времени тому, чтобы хвалить и поощрять детей за хорошее и не сосредотачиваться исключительно на плохом. Желаем успехов!

Оставить комментарий: