a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектная деятельность

Автор: Шремзер Елена Михайловна Опубликовано: 2018-11-20 21:47:41

Паспорт проекта. 1. Название проекта  - «Стремление к идеалу, или как жить? »( По роману И. А. Гончарова «Обломов») . 2. Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы Стецкая Надежда Алексеевна. 3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту  – русская литература. 4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта  – история 5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект  - 16- 17 лет. 6. Состав проектной группы   –у чащиеся 10 класса, 18 человек. 7. Тип проекта  – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный. 8. Цель проекта: - сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца и выявить положительные и отрицательные черты характера; показать, каким представлял идеального человека И. А. Гончаров в романе «Обломов». 9. Задачи проекта: Познакомиться с содержанием романа И. А. Гончарова «Обломов». Организовать поиск материала по теме проекта в литературе, словарях, СМИ, Интернете. Создать рабочие группы по сбору и анализу материала. Разработать план итогового продукта учебного проекта. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. 11. Необходимое оборудование - тексты романа И. А. Гончарова «Обломов», сказки «Царевна- лягушка», «Сивка- бурка», «Про Емелю- дурака», статьи  русских философов и литературоведов: К. Д. Кавелина «Наш умственный строй»,   И. А. Ильина «Творческая идея России», Д. С. Лихачева «О национальном характере русских», дополнительная справочная литература, выход в Интернет, компьютерный класс, принтер, бумага для оформления портфолио проекта. 12. Предполагаемые продукты проекта  – компьютерные  презентации и портфолио проекта. 16. Этапы работы над учебным проектом: Подготовительный этап: один урок( 45 мин) Выбор темы, цели и задач проекта( через проблемную ситуацию, беседу) .   Определение количества участников, состава рабочих групп Плановые работы: вне уроков: Определение источников информации; Планирование способов сбора и анализа информации; Планирование итогового продукта( формы представления результата) ; Распределение обязанностей среди членов команды. Исследовательская деятельность: 7 дней- вне уроков. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: работа с текстом, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет. Результаты и выводы: пять дней- вне уроков Анализ информации; Формулировка выводов; Оформление результата. Представление готового продукта и оценка процесса работы:   один урок( 45 мин. ) Представление итогов учебного проекта. Три группы учащихся  в течение недели работали над исследованиями: 1. Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности. 2. Образ немца в восприятии  героев романа. 3. Проблема национального характера:   философское осмысление. В ходе урока, ребята, вы должны ответить на проблемный вопрос: - От каких заблуждений и ошибок стремился предостеречь И. А. Гончаров в своем романе? II. Защита презентаций. 1. Итак, слово предоставляется I группе. Тема исследования: «Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности». Выступает лидер группы, представляет презентацию. Русская сказка проникает в сердце человеческое: освобождает от страха, наполняет надеждой, успокаивает, умудряет.   н аполняет надеждой, успокаивает, умудряет. Сказки- это духовный опыт народа, осмысленный в поэтизированных образах.    Народ высказывает в сказке свои заветные думы, чаяния, мечты, неисполненные желания. Сказка  воплощает  народные представления о том, каким должен быть человек, чтобы добиться осуществления своей мечты.    Главный герой романа Обломов с детства начал воспринимать окружающее через призму сказки и в течение всей своей жизни старался создать и наяву особый мир, сказочный( « Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире- 1, VI) . Он жил  в мире, существующем   по законам сказочного добра, отождествлял себя с героями сказок и легенд( «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне- Жар- птице, о преградах и о тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, - и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца»- 1, IX) , страшился сил зла, которые в сказках противостояли силам добра( «Сказки не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть»- 1, IX) . В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иван- дурачок, ленив и доверчив, как Емеля. Автор романа наделил Обломова чертой, характерной для особенно любимых народом сказочных героев. Эта черта- вера в возможность чуда, внутренняя готовность к встрече, с чудом. Одаренностью именно этим качеством объясняются чудеса, происходящие с этими сказочными героями, другие, здравомыслящие, рассудительные, даже если бы и встретились с чудом, никогда бы не поверили своим глазам. Именно эта черта придает образу Обломова особое обаяние, и герой, в котором автор хотел подчеркнуть лень и неспособность к созиданию, черты, которые могут привести к кризису весь народ, становятся симпатичными и самому автору. Именно в мечты о чуде погружен Обломов. Мечты Обломова «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов, он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в душе плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда- вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц …» Он любил вообразить себя иногда каким- нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит…» Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич! » «Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе за чайным столом… Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся веселые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки, кругом его самого резвятся малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шю; за самоваром сидит …  царица всего окружающего, его божество…женщина! жена! . . . »  То о чем мечтает Обломов( тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья) , так буднично, что, с точки зрения Штольца, например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои( Иванушк а- дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они просто живут … А жизнь дарит им чудо- осуществляет для них мечты множества людей. А чем обернулись мечтания Обломова. Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил  Штольцу. Он не сумел  продлить счастье Агафьи Матвеевны. И это все - итог судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Иллюзия чуда развеивается. На Выборгской стороне, грезится Илье Ильичу Обломову, что он «достиг обетованной земли, где текут реки меду и молока, - именно здесь «идеал его жизни осуществится, хотя без поэзии». Идеал( мечта)   Обломова- это идиллия здесь осуществился. Слова идеал и идиллия образовались от общего греческого корня, но получили в дальнейшем разное значение. В тексте романа- это антонимы. Согласно словарному  толкованию, идеал( гр. Idea- первообраз, суть) - это совершенство, высшая конечная цель стремлений, деятельности, тогда как идиллия в переводе с греческого- внешний образ, картинка. 1. Одна из жанровых форм античной поэзии, рисующая обстановку мирной жизни на фоне природы, уделяя особое внимание описанию счастливых любовных переживаний. 2. ( Обычно ироническое. )   Мирное, безмятежно- счастливое, ничем не омрачаемое существование. Здесь подмена недостижимого идеала  вполне осуществимой идиллией, означающая подмену внутреннего внешним, сути- видимостью, высокой поэзии духа- прозой реального существования. Вывод: Русские сказки влияют на Обломова как положительно, так и отрицательно. В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иван- дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.  Объединяет с русскими сказками Обломова доброта, детская наивность, вера в чудо, простодушие, лень, доверчивость. Учитель:    В романе Обломову противопоставлен Штольц.   Характеризуя Штольца как полурусского- полунемца, Гончаров не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в конте кст тр адиции изображения немцев в русской  литературе. Вспомните  русскую литературу и скажите: - Какими чаще всего изображены немцы в произведениях русской  литературы? В произведениях русской литературы( Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», Герман  в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина) трудно найти среди них положительного героя.  - А какими немцы изображены  в восприятии героев романа «Обломов»? 2. Свое исследование представит  II группа.   Лидер II группы представляет презентацию на тему: «Образ немца в восприятии героев романа и автора». Захар «Отчего же у других чисто? - возразил Обломов.   Посмотри, напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка …- А где немцы сору возьмут, - вдруг возразил Захар. - Вы поглядите- ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеча отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя под себя ноги, как гусыни … Г де им сору взять?   У них нет этого как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенно платья или набрался целый угол корок хлеба на зиму … У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да пивом и выпивают! Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье». Тарантьев «Немец проклятый, шельма продувная! . . . Тарантьев питал какое- то инстинктивное отвращение к иностранцам. В глазах его француз, немец, англичанин были синонимы мошенника, обманщика, хитреца или разбойника. Он даже не делал различия между нациями: они были все одинаковы в его глазах». Мать Штольца Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. На всю немецкую нацию она смотрела как на толпу патентованных мещан, не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с каким немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать. На ее взгляд, во всей немецкой нации не было и не могло быть ни одного джельтмена.  Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения … Н ет, та и ломят эти невежи, так и напирают на то, что у них положено, что заберут себе в голову, готовы хоть стену пробить лбом, лишь бы поступить по правилам». Автор «Немец( отец Штольца) был человек дельный и строгий, как почти все немцы». «От отца своего он( Штольц) перенял смотреть на все в жизни, даже на мелочи, не шутя; может быть, перенял бы от него и педантическую строгость, которою немцы сопровождают взгляд свой, каждый шаги жизни, в том числе и супружество». Вывод:   Автор вложил характеристику немцев в уста  персонажей, формирующих все свои представления только понаслышке, в готовом виде. Поэтому немцы- в их оценке- люди до крайности скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и готовые обмануть и предать любого, с кем они имеют дело, во всем следующие правилам, строго выполняющие все предписания, не отличающиеся хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами. Однако слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности, и «педантической строгости» немцев. Вопросы к классу: - Почему у русского человека отношение к немцам  отрицательное? - А каким показан   Штольц  ( полурусский, полунемец) в романе? ( Он трудолюбив, энергичен, рассудителен, экономен, целеустремлен) . 3.   О каких типичных чертах русского и европейского характера говорят философы и литературоведы?   Свое исследование «Проблема национального характера: философское осмысление» представляет III группа. К. Д. Кавелин   «Наш умственный строй»     Черты русского типа характера   Черты европейского типа характера Пассивность, отсутствие почина, грубейший, полудикий реализм. Аппетиты развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться с целью удовлетворить их, преодолеть препятствия, отстаивать себя и свою мысль. Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществить, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, злую судьбу, а особенно  на всеобщее равнодушие и безучастие», - «мы слишком мало думаем». Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума, чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности! И. А. Ильин   «Творческая идея России» Черты русского типа характера   Черты европейского типа характера Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ- прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же подумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за своё совершенство; очень возможно, что ей это удастся; что ж и неудачи кое- чему учат мир…» Д. С. Лихачев   «О национальном характере русских» Черты русского типа характера   Черты европейского типа характера «Русским свойственно стремление к воле», стремление во всем доходить до крайностей, до предела возможного». «Черт русского национального характера  очень много … каждой черте противостоят … и другие: щедрости- скупость( часто неоправданная) , доброте- злость( опять - таки неоправданная) , любови к свободе- стремление к деспотизму …» Обобщающая таблица Черты русского характера Черты европейского типа характера Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществить, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, злую судьбу, а особенно  на всеобщее равнодушие и безучастие», - «мы слишком мало думаем». Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ- прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». «Русским свойственно стремление к воле», стремление во всем доходить до крайностей, до предела возможного», ! Черт русского национального характера  очень много … каждой черте противостоят … и другие: щедрости- скупость( часто неоправданная) , доброте- злость( опять - таки неоправданная) , любови к свободе- стремление к деспотизму …» Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума, чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности! . Учитель:   Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных. Задание. Учащиеся I, II и  III групп получают  карточки:   Паспорт проекта. 1. Название проекта  - «Стремление к идеалу, или как жить? »( По роману И. А. Гончарова «Обломов») . 2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта  – история 3. Тип проекта  – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный 4. Необходимое оборудование - тексты романа И. А. Гончарова «Обломов», сказки «Царевна- лягушка», «Сивка- бурка», «Про Емелю- дурака», статьи  русских философов и литературоведов: К. Д. Кавелина «Наш умственный строй»,   И. А. Ильина «Творческая идея России», Д. С. Лихачева «О национальном характере русских», дополнительная справочная литература Тема №1: «Проблема национального характера: философское осмысление» Карточк а- задание для группы №1 1. К акие типичные черты характера относятся к Обломову и   Штольцу( праздность, пассивность, способность на глубокие искренние чувства, отсутствие интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделье, способность  на искренние чувства, активность, кипучая активная деятельность, стремление к постоянному пополнению знаний,   стремление к пополнению деловых связей, культ труда) .  - С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? Учитель: Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.    2. Используйте следующих авторов для создания ответа: - К. Д. Кавелин   «Наш умственный строй»- И. А. Ильин   «Творческая идея России»- Д. С. Лихачев   «О национальном характере русских» Паспорт проекта. 1. Название проекта  - «Стремление к идеалу, или как жить? »( По роману И. А. Гончарова «Обломов») . 2. Тип проекта  – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный 3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта  – история 4. Необходимое оборудование - тексты романа И. А. Гончарова «Обломов», сказки «Царевна- лягушка», «Сивка- бурка», «Про Емелю- дурака», статьи  русских философов и литературоведов: К. Д. Кавелина «Наш умственный строй»,   И. А. Ильина «Творческая идея России», Д. С. Лихачева «О национальном характере русских», дополнительная справочная литература Тема группы №2 «: «Влияние сказок на формирование обломовского типа  личности». Карточк а- задание для группы №2 1. Какие типичные черты характера относятся к Обломову и   Штольцу( праздность, пассивность, способность на глубокие искренние чувства, отсутствие интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделье, способность  на искренние чувства, активность, кипучая активная деятельность, стремление к постоянному пополнению знаний,   стремление к пополнению деловых связей, культ труда) .  - С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? Учитель: Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.    Паспорт проекта. 1. Название проекта  - «Стремление к идеалу, или как жить? »( По роману И. А. Гончарова «Обломов») . 2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта  – история 3. Тип проекта  – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный 4. Необходимое оборудование - тексты романа И. А. Гончарова «Обломов», сказки «Царевна- лягушка», «Сивка- бурка», «Про Емелю- дурака», статьи  русских философов и литературоведов: К. Д. Кавелина «Наш умственный строй»,   И. А. Ильина «Творческая идея России», Д. С. Лихачева «О национальном характере русских», дополнительная справочная литература 5. Тема группы №3 « «Образ немца в восприятии героев романа и автора». Карточк а- задание для группы №3 1. Какие типичные черты характера относятся к Обломову и   Штольцу( праздность, пассивность, способность на глубокие искренние чувства, отсутствие интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделье, способность  на искренние чувства, активность, кипучая активная деятельность, стремление к постоянному пополнению знаний,   стремление к пополнению деловых связей, культ труда) .  - С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? Учитель: Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.    Критерии оценивания ответа на задание 27  I. Содержание сочинения К 1  Формулировка проблем исходного текста 1  балл.  Экзаменуемый( в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.  Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 0 баллов.   Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно( в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов К 2  Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 5 баллов.  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.   Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров- иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 4 балла.   Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.   Экзаменуемый привёл не менее  2 примеров- иллюстраций  из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.  Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или  выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.  Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет  3  балла.   Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.  Экзаменуемый привёл не менее  2 примеров- иллюстраций  из прочитанного текста, важных для понимания проблемы,   но  дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,   или экзаменуемый привёл  1 пример- иллюстрацию  из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему.  Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 2 балла.   Экзаменуемый привёл  2 примера- иллюстрации  из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. 1 балл.   Экзаменуемый привёл  1 пример- иллюстрацию  из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение. 0 баллов.   Примеры- иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены,   или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,   или  в комментарии допущены фактические ошибки( одна и более) , связанные с пониманием исходного текста,   или  прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,   или  вместо комментария дан простой пересказ текста,   или  вместо комментария  цитируется большой фрагмент исходного текста. К3 Отражение позиции автора исходного текста 1 балл.   Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора ( рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.  Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 0 баллов.   Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,   или  позиция автора исходного текста не сформулирована. К 4  Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста   1  балл.   Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме( согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его. 0 баллов.   Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста,   или  размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме,   или  мнение экзаменуемого заявлено лишь формально( например, «Я согласен/ не согласен с автором»)   II. Речевое оформление сочинения К5  Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 балла. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста.   1 балл.   Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,   но  допущена 1 логическая ошибка,   и/ или  в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 0 баллов.   В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,   но  допущено более 1 логической ошибки,   и/ или  имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. К 6  Точность и выразительность речи 2 балла.   Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.  * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10. 1 балл.   Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,   но  прослеживается однообразие грамматического строя речи,   или  работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,   но  есть нарушения точности выражения мысли. 0 баллов.   Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.      III. Грамотность К 7  Соблюдение орфографических норм 3 балла. Орфографических ошибок нет( или 1 негрубая ошибка) . 2 балла.   Допущено не более 2- х ошибок.   1 балл.   Допущено 3–4 ошибки. 0 баллов.   Допущено более 4- х ошибок. К8 Соблюдение пунктуационных норм 3 балла.   Пунктуационных ошибок нет( или 1 негрубая ошибка) . 2 балла.   Допущено 1–3 ошибки 1 балл.   Допущено 4–5 ошибок.   0 баллов.   Допущено более 5- и ошибок. К 9  Соблюдение языковых норм 2 балла.   Грамматических ошибок нет. 1 балл.   Допущены 1–2 ошибки. 0 баллов.   Допущено более 2 ошибок. К10 Соблюдение речевых норм 2 балла.   Допущено не более 1 речевой ошибки. 1 балл.   Допущены 2–3 ошибки. 0 баллов.   Допущено более 3 ошибок. К11 Соблюдение этических норм 1 балл.   Этические ошибки в работе отсутствуют. 0 баллов.   Допущены этические ошибки( 1 и более) . К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1 балл.   Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. 0 баллов.   Допущены фактические ошибки( 1 и более) в фоновом материале.   Максимальное количество  баллов за всю письменную работу ( К1–К12) —  24 балла. При оценке грамотности( К7–К10) следует учитывать объём сочинения.   При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела( например, «всё- таки» – одно слово, «всё же» – два слова) . Инициалы с фамилией считаются одним словом( например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово) . Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте  не учитываются( например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.    Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/ или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/ или информации об авторе текста.   Если в сочинении  менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается  невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов( К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К 7 – орфографических ошибок нет( или допущена одна негрубая ошибка) ; К8 – пунктуационных ошибок нет( или допущена одна негрубая ошибка) . 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К 7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено одна–три ошибки; К 9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более одной речевой ошибки. Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки( К 1 −К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст( не по данному тексту) , не оценивается. . Пример № 1 Тема: Стоит ли судить о человеке поверхностно? Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста.   Н. Лесков раскрывает проблему, рассказывая читателю поучительную историю о людях с предрассудками, посчитавшими другого человека «пугалом» и вором просто так. Мы наблюдаем, с какой легкостью вся семья обвиняет человека в воровстве и как вытягиваются их лица, когда они узнают об обратном. Рассказчик также вспоминает одну важную мудрость, усвоенную после разговора с отцом Ефимом: пугаться следовало не Селивана, о котором ходили злые сплетни, а самих себя. После того как пелена недоверия, застилающая глаза, спала, рассказчик увидел Селивана совершенно другим: не «разбойником», а человеком добрым, с прекрасным лицом.   Авторская позиция очевидна: нельзя судить о человеке по первому впечатлению, доверившись сплетням.   Трудно не согласиться с автором. Действительно, судить о человеке по внешнему виду, по его репутации- по меньшей мере глупо, а если говорить о нравственной стороне вопроса – это попросту несправедливо. Можно запросто обидеть человека, недооценить его.   В художественной литературе этой проблеме посвящено огромное количество произведений. Так в рассказе «Матренин двор» А. И Солженицына можно наблюдать схожую ситуацию. Главная героиня рассказа – простая женщина Матрена, о которой вся деревня отзывается нелестно. Ее считают глупой, потому что у нее нет хозяйства, даже поросенка она не держит, не гонится за нарядами, не копит имущества. Всем не нравится ее грязная белая коза, даже фикусы раздражают людей. Изба ее некрасивая, сгнившая. Однако мнение соседей оказывается ошибочным. В этом убеждается рассказчик, который узнает о тяжелой судьбе Матрены, прожив с ней некоторое время. Ее жизнь была полна горьких разочарований, она потеряла своих детей, но не озлобилась, а продолжала жить для людей. Она всю жизнь трудилась для других, выполняла тяжелую работу. Но именно в ней рассказчик увидел огромную внутреннюю силу, ее он называет женщиной, способной и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. Именно на таких людях, по мнению рассказчика, держится Россия.   Другим примером поверхностного суждения о человеке можно назвать рассказ А. Платонова «Юшка». Главный герой – неказистый, старый на вид человек. Он был слишком худым и в городе его считали глупым и смешным. Дети его обижали, кидали в него камни. А родители дома пугали детей, говоря, что если они не будут учиться, то станут такими, как Юшка. Он не был похож на других, его называли «животным», а когда он в очередной раз не отвечал, то били. Когда Юшка умер, всем стало хуже жить, ведь больше не на кого было тратить свою злобу, никто больше так безропотно не принимал грубость и побои. Ключевым моментом рассказа стало появление в городе девушки, которая искала Ефима Дмитриевича. Горожане не сразу поняли, о ком идет речь. Оказалось, что она искала знакомого всем Юшку. Тут и выяснилось, что всю жизнь он работал не покладая рук, чтобы помочь этой девушке получить образование. Она, окончив университет, приехала к своему благодетелю, ч тобы его вылечить, ведь она стала врачом. Оказалось, что смешной человек, который даже сахару не ел, и мел огромное сердце. А девушка эта осталась лечить людей, не боясь даже самых больных. Все называли ее дочерью Юшки.    Таким образом, проанализировав рассказы А. Платонова и А. И. Солженицына, я пришла к выводу: ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя думать о человеке плохо. За каждым лицом и именем стоит сердце, душа, возможно, огромная, как земной шар. Этот текст напомнил мне об этом. Надеюсь, что эту истину я никогда не забуду. Пример сочинения  ЕГЭ  по русскому языку 2019 от ФИПИ. Сочинение написано по  тексту из Н. С. Лескова  из  ЕГЭ  2019 года   Что может послужить причиной того, что общество изменит свое отношение к человеку с дурной репутацией? На этот вопрос ищет ответ Н. С. Лесков в своем рассказе. История человека, которого в начале повествования считают «колдуном и разбойником», а в конце признают «любимым и почитаемым», вложена автором в уста юного героя, и столь чудесное превращение происходит на глазах читателя. Селиван, оказавший помощь мальчику и его тетушке, подозревается в краже шкатулки с деньгами. Лесков через отношение исправника показывает, что вора схватить будет легко, «все его не любят: его никто не станет скрывать». Однако уже через минуту писатель заставляет персонажей в изумлении вскочить: Селиван сам доставляет шкатулку в целости и сохранности. На благодарность господ герой реагирует с удивлением: «А то как же? Разве надо нечестно? »  Понимание несправедливого отношения к герою Лесков показывает через дальнейшее поведение своих персонажей, не только мальчик и его родные окружают вниманием и заботой вчерашнего «разбойника», но и другие люди, по сути признавая свою вину, спешат загладить ее перед Селиваном: «вот уже три дня, все стали люди люди заезжать». Кроме того автор подчеркивает, что сам Селиван от происходящего не загордился, брал подарки вежливо и неохотно, для него важнее, что его «не боятся, как прежне боялись». * Позицию автора можно понять по новому восприятию Селивана юным героем: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! » Мальчика не оставляет в покое мысль о столь разительной перемене не в Селиване, а в своем отношении к этому человеку. Таким образом Лесков заставляет читателя задуматься над тем, что мнение о других людях может оказаться ошибочным, проявление честности и благородства способны кардинально изменить это мнение. Трудно не согласиться с позицией Н. С. Лескова. Поверхностное отношение к другому человеку, часто вызванное нежеланием понять его и узнать лучше, заставляет нас судить о нем несправедливо, а потом испытывать чувство вины, когда мы узнаем о его лучших чертах. Так, например, было с жителями из рассказа А. Платонова «Юшка», которые не ценили странного и безропотного героя, смеялись над ним, а после смерти Юшки с удивлением узнали, что все свои деньги герой отдавал девочке- сироте, чтобы она могла получить образование. Она, став врачом, приехала в это село и осталась там, чтобы лечить местных жителей. Это стало своеобразным немым укором обидчикам Юшки. Подводя итог, хочется сказать, что честность, доброта и благородство ценятся людьми во все времена, и все мы, обнаруживая эти качества в малознакомом человеке, испытываем не только вину, но и счастье.   Как обосновать свою позицию? Как и в прошлом году,   НЕЛЬЗЯ  просто согласиться или не согласиться с автором.    ФИПИ говорит:   «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы? А давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»: «Обосновать- подкрепить доказательствами что- нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего- нибудь, доказать правильность чего- нибудь»( словарь Ушакова) Так что же такое обоснование?   Обоснование – это подтверждение  истинности  высказывания( тезиса) , приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием( тезисом) . Способ ы( виды) обоснования:   Доказательство Опровержение Подтверждение Объяснение Интерпретация Определение Оправдание  Как соотносится обоснование и аргументация? Обоснование  – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.   Обосновать собственную позицию( тезис) можно двумя основными способами: Подтвердить тезис( привести аргументы" за" ) Опровергнуть противоположные тезис( контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный) . В качестве аргументов могут выступать:  -  факты  ( реальное событие, явление, то, что действительно произошло) -  иллюстрации  ( наглядно- описательная форма) Можно использовать конкретный пример – сообщение о событии( в литературе, в жизни и т. д. ) и  предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях. -   о пыт ( личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т. д. ) -   обращение к традициям,  авторитетным мнениям  ( мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов) , цитаты из авторитетных источников. - о бращение к теоретическим знаниям, терминологии  ( в науке, искусстве, культуре и т. д. ) - обращение к логике  ( индукция, дедукция)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосновская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Заместитель директора по ВР З. А. Мастилова « »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 6 г. Утверждено Директор МБОУ «Сосновская СОШ» М. А. Поликаренко « »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 6 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса « Основы проектной деятельности» в 6 классе Пухловой Светланы Александровны 201 6/ 201 7 учебный год Программа разработана на основе: Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности» для 6 класса разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования( приказ МИ Н ОБР НАУКИ от 17. 12. 2010 № 1 897 «Об утверждении ФГОС ООО») и на основе программ ы дистанционного курса повышения квалификации работников образования «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», опубликованного в учебно- методическом пособии автора М. А. Ступицкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Основы проектной деятельности » для 6 класса составлена в соответствии с программой дистанционного курса повышения квалификации работников образования «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», опубликованного в учебно- методическом пособии автора М. А. Ступицкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» и рекомендован для использования в школах Центром научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Изучение курса «Основы проектной деятельности» для 6 класса направ лено на достижение следующих целей: - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей( комплексное применение знаний, умений и навыков, с убъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества) . Основные задачи: - познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. - формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал( в том числе и в письменном виде) , самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов; - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их. Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико- ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого- педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы. Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни. Полнота содержания- курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Инвариантность содержания- курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся. Практическая направленность содержания- содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания. Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 16 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе. Основными методами обучения являются: проблемный, частично- поисковый и исследовательский, словесно- иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение. Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мин и- конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т. д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Основы проектной деятельности» изучается в 6 классе 1 час в неделю за счет части формируемой участниками образовательных отношений. Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направ лениях и реализуемый в течение 34 часов( 1 час в неделю, ) . Поэтому учебно- методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части( 1: 3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Понятие «Учебный проект» Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «Строим башню». Этапы работы над проектом «Строим башню». Практическая работа «Проект «Строим башню». Тема 2. Алгоритм р аботы над учебным проектом Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню». Презентация проекта. Практическая работа «Алгоритм работы над проектом». Тема 3. Типы проектов Проект и его типы. Классификации проектов. Практико- ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Практическая работа «Типы проектов». Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы. Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ( описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Ф ормулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. Практическая работа «Мозговой штурм( проблема, цель, тема проекта) ». Тема 5. Планирование деятельности. Фор мулирование задач. Ресурсы Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы( информационные, материальные, трудовые) . Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Написание эссе «Ступенька к проекту». Практическая работа «Звездочки обдумывания( схематическое изображение составляющих проекта) » Тема 6. Реализация плана проекта Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Практическая работа «Реализация плана проекта». Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Практическая работа «Оформление письменной части проекта». Тема 8. Оценивание проекта Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта». Тема 9. Защита проекта. Презентация Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации». Практическая работа «Публичные пробы». Тема 10. Анализ проекта( Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Практическая работа «Отчет о работе над проектом». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ У Ч ЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать: - понятие проекта; - понятие проектный продукт; - типы проектов и их проектные продукты; - понятие презентация проекта, ее назначение; - этапы выполнения проекта; - структуру проекта; - критерии оформления письменной части проекта; - критерии оценки проекта. В результате изучения курса обучающиеся должны уметь представление: - о ситуации( реальная и ожидаемая) , описание и анализ ситуации; - о ресурсах и их использовании; - о способах презентации проекта; - о написании отчета о ходе проекта; - о рисках, их возникновении и предотвращении; - об экспертизе деятельности. На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: - определять проблему и вытекающие из неё задачи; - ставить цель; - составлять и реализовывать план проекта; - отбирать материал из информационных источников; - анализировать полученные данные; - делать выводы; - оценивать работу по критериям оценивания; - выбирать соответствующую форму проектного продукта; - создавать основные слайды для презентации проекта; - оформлять результаты проектной деятельности; - проводить рефлексию своей деятельности; - работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами; - работать в парах и в группах Тематическое распределение часов пп раздел тема кол- во часов Характеристика деятельности обучающихся 1 Понятие «Учебный проект»( 1 ч. ) З на комство с понятием «Учебный проект». Проект «Строим башню». 1 Беседа Знакомство с ТК, памяткой, оценочным листом Оценинавать жизненные ситуации( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. 2 Алгоритм работы над учебным проектом( 2ч. ) Практическая работа «Алгоритм работы над проектом». 1 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи С лушать и понимать речь других. Вступать в беседу. Презентация проекта по теме. 1 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства 3 Презентация проекта. ( 2 ч. ) Проект и его типы. Классификация проектов. 1 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Практическая работа «Типы проектов». 1 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация( знания) для решения задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. 4 Ситуация и проблема. Постано вка цели. Формулирование темы( 3 ч. ) Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. 1 Оценивать жизненные ситуации( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Практическая работа «Мозговой штурм( проблема, цель, тема проекта) ». 2 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи С лушать и понимать речь других. Вступать в беседу. 5 Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы( 2 ч. ) Планирование деятельности над проектом. 1 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства Что такое задача. Практическая работа «Творческие группы обдумывания( схематическое изображение составляющих проекта) » 1 6 Реализация плана проекта( 9 ч. ) Работа над введением проекта( стиль, методы исследования, задачи, актуальность, ) . Введение( задачи, актуальность) Введение( объем, требование к оформлению) . 1 1 1 Работа над основной частью проекта. Структура основной части проекта. 2 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Практическая работа «Реализация плана проекта». 1 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация( знания) для решения задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. Работа над заключением проекта. Основные требования к заключению. 1 Работа с источниками информации к проекту. 2 Умение отбирать необходимые источники к проекту. 7 Структура проекта. Письменная часть проекта( 2ч. ) Основные требования 1 Оценивать жизненные ситуации( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Практическая работа «Оформление письменной части проекта». 1 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи С лушать и понимать речь других. Вступать в беседу. 8 Оценивание проекта( 1ч. ) Что такое экспертиза. Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта». 1 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства 9 Разработка собственного проекта( 9) Формулировка темы, задач, содержания индивидуального проекта. 1 Обучающиеся предлагают идеи собственных индивидуальных проектов. Выбор источников, необходимых для реализации индивидуального проекта( научная литература, необходимые общеобразовательные сайты, словари, справочники) . 1 Нахождение необходимых ресурсов для успешной реализации индивидуального проекта) . 9 Защита проекта. Презентация( 1 ч. ) Практическая работа «Публичные пробы». 1 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую 10 Анализ проекта( 2ч. ) Алгоритм написание отчета. 1 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация( знания) для решения задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. Практическая работа «Отчет о работе над проектом». 1 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства всего 17 Система оценок планируемого результата Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл( педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания) : 3 – высокий уровень( выполнил в полном объёме) ; 2 – средний( выполнил с помощью преподавателя) ; 1 – низкий( выполнил с большим количеством ошибок) ; 0 – очень низкий( не выполнил) . Каждый учащийся ведёт «Дневник работы над проектом». Для отслеживания результатов можно использовать мини- тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы- группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом его зачетной работой может стать персональный проект. ОПИСАНИЕ УЧЕБН О- МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Голуб Г. Б. , Перелыгина Е. А. , Чуракова О. В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006. 2. Голуб Г. Б. , Перелыгина Е. А. , Чуракова О. В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е. Я. Когана. Рабочая тетрадь 5- 7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007. 3. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство « Аркти », 2006. 4. Ступицкая М. А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1- 8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 5. Ступицкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008. 6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М. : АРКТИ, 2009. 7. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско- торговый дом «Корифей»- Волгоград, 2007. Мультимедиаресурсы

Методический паспорт учебного проекта( Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М. : АРКТИ, 2008) Адресация Тем а( ы) учебно- тематического плана предмета. Планируемы результаты: Личностные Метапредметные Предметные Возраст учащихся Время работы над проектом Режим работы Обеспечение Материально- техническое и учебно- методическое оснащение, информационное обеспечение Дополнительно привлекаемые( участники, специалисты, информационные и материально- технические ресурсы) Универсальные учебные действия, необходимые для самостоятельной работы Мотивация к познанию, работе Предполагаемые приращения Новое содержание по теме Формируемые универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта Воспитание толерантности Расширение кругозора Статус учебного проекта- Автор- разработчик- Опыт использования( апробации) - Степень распространения: №№ школ ПРИМЕЧАНИЕ: При описании проекта те позиции, которые к данному проекту не относятся, следует опустить. Е сли. на Ваш взгляд, особенности проекта не отражаются с помощью паспорта, добавьте те позиции, которые Вам необходимы для его полного описания.

Ученикам" Положение об итого во м проекте в 10 классе" Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта 2. 1. Цели выполнения ИИП для учащихся: продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области; для педагогов: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей, навыка исследовательской деятельности, самостоятельности, логического мышления. 2. 2   Задачи выполнения проекта: самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; обучение планированию( учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы) ; развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развитие исследовательских умений( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения) ; формирование и развитие навыка публичного выступления; развитие системного мышления; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении; реализация личностного потенциала старшеклассника; мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. Задачами выполнения ИИП являются формирование первоначальных умений научно- исследовательской и( или) проектной, изобретательской деятельности, которые выражаются в том, чтобы: найти актуальную проблему и решить ее, используя методы научного исследования и проектирования; планировать свою деятельность  по решению данной проблемы: обучающийся должен уметь чётко  определить цель,   описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы; формировать позитивное отношение к научно- исследовательской и( или) проектной деятельности; формировать навыки анализа и синтеза; формировать навыки сбора и обработки информации, умении выбрать необходимую информацию и правильно её использовать; формировать навыки публичного выступления; формировать навыки использования ИКТ; формировать способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Этапы и примерные сроки работы над проектом 3. 1. Выполнение индивидуального итогового проекта  является обязательным  для каждого обучающегося 10- 11 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. 3. 2. Работа над индивидуальным итоговым проектом делится на  два этапа: 1 этап  ( 10 класс) включает в себя: самостоятельный выбор темы; изучение вопроса; составление плана работы над проектом; непосредственная работа над проектом в соответствии с планом; публичная  защита темы проекта. Контрольными сроками на этом этапе являются даты утверждения темы проекта и публичной защиты. Выбор темы проекта  осуществляется учащимися  до 1 декабря  учебного года 10 класса и утверждается приказом директора. Публичная  защита темы проекта  проводится  в конце учебного года( апрель- май) . В ходе защиты темы проекта должны быть выявлены недостатки работы, которые необходимо устранить до заключительного этапа. В отдельных случаях возможна корректировка формулировки темы проекта, а иногда и ее изменение. 2 этап  ( 11 класс) включает в себя: окончательная формулировка темы; окончание работы над проектом( исследованием) ; представление проекта( исследования) на различных конференциях или конкурсах( это желательно для проектов, заслуживающих высокую оценку) публичная защита реализованного проекта. Контрольными сроками на этом этапе являются дата окончательной формулировки темы( до середины сентября 11 класса) и дата публичной защиты реализованного проекта( декабрь- январь  учебного года 11 класса) . 3. 3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3. 4. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта. Темы проектов утверждаются приказом директора гимназии не позднее декабря месяца. 3. 5. Основной этап( декабрь- март) : совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы. 3. 6. В марте- апреле руководитель проекта предоставляет по определённой форме отчёт о предварительных результатах работы учащегося над проектом с выставлением промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты отчёта оформляются в виде справки и ведомости оценок. 3. 7. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и предварительных результатах работы учащегося над проектом. 3. 8. Окончательная защита проекта проходит в декабре- январе 11 класса на школьной научно – практической конференции. 4. Возможные типы работ и формы их представления 4. 1.  Письменная работа:   аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад. 4. 2.  Художественная творческая работа  в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств. 4. 3. Материальный объект:  макет, иное конструкторское изделие. 4. 4.  Отчетные материалы по социальному проекту,  которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 5. Требования к оформлению ИИП 5. 1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту( объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/ эффекта от реализации проекта; 5. 2. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы( плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6. Требования к защите проекта 6. 1. На защите могут присутствовать представители администрации, другие учителя- предметники, классный руководитель, родители. У ученика имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. Ученик может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта. Результаты выполнения проекта оцениваются комиссией. По итогам защиты представленного продукта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку.   Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности( включая динамику отношения к выполняемой работе) ; в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть отмечена новизна подхода и/ или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 7. Требования к оформлению итогового проекта 7. 1. Индивидуальный проект должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список литературы( библиографический список) ; приложения. 7. 2. Титульный лист должен содержать: название работы; вид работы; сведения об авторе( фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс) ; сведения о руководителе проекта( фамилия, имя, отчество, должность, место работы) ; год выполнения работы. 7. 3. В оглавление должны быть включены: введение; названия глав или параграфов; заключение; список используемых источников; приложения. Введение  должно включать в себя формулировку поставленной проблемы, обоснование актуальности выбранной темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и иных источников, степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. Основная часть  должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: - описание основных рассматриваемых фактов; - гипотезу; - характеристику методов решения проблемы; - сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; - описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения( эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д. ) . Основная часть делится на главы. В заключении  в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическом у использованию результатов исследования. В список используемых источников  заносятся публикации, издания и источники, использованные автором в работе над проектом. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности: - фамилия, инициалы автора; - название издания; - выходные данные издательства; - год издания; - № выпуска( если издание периодическое) ; - количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список используемой литературы и другие источники составляются в следующей последовательности: законы, постановления правительства; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; Интернет- источники. В работе необходимо соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. 7. 4. Текст работы печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4( 210х297, горизонталь 210 см) , Шрифт Times New Roman, размер 12 пт, межстрочный интервал 1, 5. Поля: слева 25 мм, справа 10 мм, снизу и сверху- 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов( формулы, чертежный материал и т. п. ) . Текст работы от 10 до 20 печатных листов( не считая титульного) . Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. Автор ИИП должен на них ссылаться в тексте работы. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом( рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы) .   8. Критерии оценки проектной работы 8. 1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. 8. 2. Индивидуальный итоговый проект оценивается в баллах в два этапа: промежуточная оценка по результатам защиты темы проекта( приложение 1) и оценка по результатам защиты самого проекта( приложение 2) . 8. 3. Итоговая оценка индивидуального итогового проекта является суммированным результатом коллегиального решения всех членов комиссии и оценок за каждый этап защиты. 8. 4. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей. Базовый уровень отметка «удовлетворительно» 4 – 6 первичных баллов Повышенный уровень отметка «хорошо» отметка «отлично» 7—9 первичных баллов 10—12 первичных баллов 8. 5. Отметка за выполнение проекта выставляется на предмет, сопряженный с темой проекта.

Оставить комментарий: