a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми ОВЗ: хромотерапия, песочная терапия

Автор: Киселёва Татьяна Александровна Опубликовано: 2018-11-28 11:28:44

Документы для скачивания

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «Детский сад №8 »( структурное подразделение) Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми ОВЗ: хромотерапия, песочная терапия Педагог- психолог: Блинова Татьяна Александровна 2018 Хромотерапия и песочная терапия это направления арт- терапии. Что такое арт- терапия? Арт- терапия — это лечение искусством, творчеством. ( т ермин ввел А. Хилл) . Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально- личностного развития, в т. ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Сегодня мы рассмотрим 2 направления арт- терапии и начнем с песочной терапии. П есочная терапия «Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по- разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка». К. Д. Ушинский Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Песок  привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т. д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фонтазирует, и в то же время, учится  работать и добиваться цели. «Песочная терапия»  - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения. Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на  три направления: Обучающие игры.   Такие игры направлены на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры на знакомство с окружающим миром( тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т. д. ) Проективные игры. Направлены на коррекцию и развитие ребенка. В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии" хаоса"  ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через" хаос" происходит постепенное" проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия" хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Стадию" борьбы"  можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. На стадии" разрешения конфликта"  можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям. Так, К. Г. Юнг утверждал, что процесс" игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и " активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике" . Основные принципы игр на песке: 1.         Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. 2.         «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3.         Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Игры в песочной стране: Игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич- Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения( как машинки, змейки, санки и др. ) ; - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно( сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками) . Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх- вниз. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке( вариация игры «Волшебный мешочек») .   Игры на развитие диафрагмального дыхания: «ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ» От детской машинки воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой; «ЧТО ПОД ПЕСКОМ? » Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. «ЯМКА» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке. «ПОМОГИ ЗАЙЦУ» В песке делается три- четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «ДОРОГА К ДРУГУ» На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой. «СЕКРЕТ» В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. Использование песочной терапии имеет много положительных моментов: • существенно усиливается желание ребенка узнавать что- то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; • в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»; • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции( восприятие, внимание, память, мышление) , а также речь и моторика; • совершенствуется предметно- игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка; • песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во- первых, решением речевых задач; во- вторых, развитием связной речи; в- третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в- четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.   Следующее направление, на котором мы остановимс я- хромотерапия Хромотерапия – это немедикаментозный метод лечения. Цвета, как известно, делят на теплые и холодные. Теплые цвета способны возбуждать и стимулировать. Это желтый, красный и оранжевый. Расслабляют и успокаивают холодные — фиолетовый, синий и голубой. Промежуточным является зеленый, который воздействует медленно и мягко. Цвета расскажут о характере ребенка Красный цвет- используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные. Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин. Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве. Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны. Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно. Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные. Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу. Хромотерапию можно считать одним из разновидностей природного лечения, одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Существует довольно много способов применения хромотерапии в быту: освещение, медитация, визуализация, принятие цветных ванн и цветного душа, выбор цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы, камни и т. д. Учёные выделяют физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют огромное значение в коррекционной работе. Хромотерапия помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ( речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе метод хромотерапии, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности. На занятиях создаются особые условия коррекционно- развивающей работы: визуализация цвета, цветомедитация, релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена видов деятельности, свободное расположение детей во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации. Для детей создается возможность насладиться цветом. В это время идет активное обогащение словаря, расширение представлений детей о предметном мире, и весь этот процесс протекает на фоне приятных, положительных эмоций, что способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации. У детей есть возможность подержать предметы разного цвета в руках, что способствует расширению сенсорных ощущений. Ребенок, держа предмет в руках, осознанно воспринимает, вербализирует свои ощущения, образно описывает их, и сразу соотносит качество с самим предметом, его внешним видом и со своей эмоцией. На занятиях по цвету, дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, спустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Положение тела и вид деятельности ребенка постоянно меняется, поэтому ничто не вызывает утомления. Педагоги и дети одеваются в одежду того цвета, о котором пойдет речь. У ребят создается более полное представление о цвете, знания не расходятся с жизнью. В работе активно применяются релаксационные методики. Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность ощутить, прочувствовать, осознать. На данном этапе важно, чтобы ребенок умел расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Используется расслабление по контрасту с напряжением, расслабление с фиксацией внимания на дыхании, на мышечном тонусе. Структура интегрированного коррекционного занятия по хромотерапии может быть следующей: 1. Организационный момент. Появление сказочного героя. Это может быть Красная Шапочка, оранжевый зонт, зеленый крокодил паучок на желтой паутинке и т. д. На данном этапе занятия организуется проблемная ситуация, дети либо отгадывают ребус, загадку, либо решают шараду. Это предвосхищает появление главного героя. Тем самым стимулируется интерес, повышается мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность, развиваются операции мышления. 2. Погружение в цвет. Дети рассматривают мир через цветную ткань, стекло, цветную пленку и т. д. Для полноты ощущений возможно полностью накрыть детей цветной тканью. Идет активная вербализация своих ощущений. Дети отвечают на вопрос: каким кажется мир в этом цвете? Что вы ощущаете? Какое настроение испытываете? 3. Манипуляции с предметами. Дети самостоятельно обследуют предметы, используя различные способы: сравнивают, группируют, классифицируют. Все действия оречевляются, игры «Расскажи для чего предмет? », «Что этот предмет умеет делать? », «Сосчитай до 5», «Опиши предмет» или наоборот – «Узнай предмет по описанию» и т. д. также идет активное развитие мыслительных операций – загадки о предметах, игры «Чего не стало? », «Что лишнее? », «Что изменилось? », «Дополни ряд». 4. Цветовая визуализация или цветомедитация. Это презентация с рядом объектов определенного цвета. Проходит с комментированием или под музыку. Задачи решает разные – в зависимости от цвета- или успокаивает и расслабляет или активизирует, оптимизирует, повышает тонус. На данном этапе развивается зрительная память, речь. Игры «Вспомни, назови», «Мой, моя, моё», «Назови ласково» и т. д. 5. Сказкотерапия. Процесс слушания сказок — это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Излюбленные сюжеты переносятся детьми из одного цвета в другой. Такие упражнения как «Превращение в предмет» или «Одушевление предмета» имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей. 6. Физминутка. Физминутки также обязательно связаны с цветом. Кроме задач развития общей моторики развивает еще и познавательную сферу и ВПФ: «Пройдем по зеленой тропинке», «Танец оранжевого зонтика» и т. д. 7. Опыт или эксперимент. Перед детьми ставится проблемная ситуация, они строят гипотезы, отвечают на вопрос «Почему? », учатся выстраивать логические цепочк и- рассуждения, учатся устанавливать причинно- следственные отношения. Главное здес ь- создать условия, необходимые для того, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». 8. Творческая самореализация. На данном этапе используются самые разнообразные методы: рисование, изготовление поделок из различных материалов, лепка и т. д. Дети мастерят своими руками или синюю птицу из киндер- яйца или рисуют зеленкой ель или из желтого пластикового стаканчика мастерят солнышко. Такая работа ведет к освобождению от запретов и жестких правил, развивает фантазию. Для ребенка важно жить не в категориях « правильно- неправильно », «полезно- вредно», «хорошо- плохо», а чувствовать, отношение к тому или иному событию, понимать, что он испытывает. Что полезно для одного, может ока- заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему — довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. 9. Рефлексия. На данном этапе подводим итог занятия, делаем вывод о характере цвета и его влиянии на человека, учимся самоанализу – дети отвечают на вопросы: что нового узнали? что получилось лучше всего? что показалось трудным? интересным? и т. д. 10. Сюрприз- поощрение. Сюрпризы всегда неожиданны для детей и создают положительную эмоциональную атмосферу. Это и сладкие сюрпризы, и небольшие подарки. Заранее подбирается по цвету еда- угощение, которая служит и поощрением и развивает тактильные, обонятельные рецепторы. Это может быть зеленый виноград, оранжевый сок, желтое драже или лимон, красные конфеты и т. д. Коррекционная направленность занятий бесспорна. Занятия решают широкий спектр задач, одна из которых – это развитие речи. Речевые средства реализации здесь огромны. А именно: • Использование цвета для автоматизации звукопроизношения. • Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. • Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам. • Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок. • Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. • Составление предложений по демонстрации действий. • Подбор родственных слов. • Объединение предметов по смыслу( по ассоциации) . • Составление описательных рассказов. • Придумывание и рассказывание «цветных сказок». • Разучивание «цветных стихов». Таким образом, использование хромотерапии, как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы коррекционных мероприятий в работе с детьми с ОВЗ. Данный метод не имеет противопоказаний. Он оказывает благотворное влияние на общее душевное состояние ребенка, способствует его развитию. Что такое мандала? В переводе с санскрита слово « мандала » обозначает круг, диск. Ма́ндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. [ 1] Ритуалы и религиозный смысл мандалы – это отдельная тема. В психологии ритуальный смысл мандалы не используется. Форма мандалы- круг. Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со С верх Я, со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций. Важно расслабиться и позволить себе рисовать не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл. Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром. Цвета и значения: Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное. Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых( голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего- то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других. Белый  может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Оставить комментарий: