a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр»

Автор: Царегородцева Наталья Валентиновна Опубликовано: 2018-12-01 09:12:11

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» Методическая разработка на тему: « Развитие мелкой моторики детей посредством пал ь чиковой гимнастики и пальчиковых игр » Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад «Светлячок» Н. В. Царегородцева д. Туманка 2018г. Содержание Введение ………………………………………………………………………………. 3 I. Обоснование темы …………………………………………………………………. . 5 1. 1 Цель, задачи, ожидаемые результаты ……………………………………………5 1. 2 Актуальность выбранной темы …………………………………………………. . 6 1. 3 Новизна темы ……………………………………………………………………. . . 8 1. 4 Принцип подбора пальчиковых игр ……………………………………………. 9 II. Практическая часть ………………………………………………………………. 12 2. 1 Объем и содержание работы ……………………………………………………12 2. 2 Диагностика ……………………………………………………………………. . . 14 Перспективный план ……………………………………………………………. …. . 18 III. Заключительный этап…………………………………………………………. . . 25 Список литературы …………………………………………………………………. 26 Введение Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного разв и тия ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как вн и мание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой м о торики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует и с пользования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В. А. С у хомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому ур о вень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовн о сти к школьному обучению. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. [ 4, 2] . « Рука – это своего рода внешний мозг », писал Кант. «Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори. Жан- Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях мален ь кого ребёнка:   «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»[ 4, 5] . Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. Данная методическая разработка  привлекает внимание к давно и з вестной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая пр и знана педагогами. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. В пр о цессе реализации работы планируется привлечь родителей к процессу ра з вития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им возмо ж ность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой мот о рики.                                                             Обоснование темы Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастн ые и индивидуальные особе н ности; создать картотеку пальчиковых игр; привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обст а новке; Ожидаемы е результаты: В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчик о вую гимнастику в повседневной жизни. Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по и с пользованию речевых пальчиковых игр. Перечень основных мероприятий: - Разработка форм и методов реализации методической разработки. - Проведение пальчиковой гимнастики, информирование родителей. Исполнители мероприятий: Воспитатели, дети и ро дители средней гру п пы. Актуальность выбранной темы Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность бол ь шинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного во з раста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образ о вания», п редставлена в целевых ориентирах на этапе завершения д ошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют нео б ходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как мн о гоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является ц е лостное развитие. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специал и сты на основе современных исследований делают вывод об особенностях разв и тия центральной нервной системы и головного мозга. Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Поч е му же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры р е чи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в дост а точной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. В дошкольном возрасте основной вид деятельности- это игра. Значител ь ный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок че р пает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В. А. Сухо м линский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчик о вые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризн о сти и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают р е альность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, я в ления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, а к тивизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. С о временные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызв а на недостаточным просвещением родителей в дан ном вопросе. Актуальность  данной проблемы очевидна на сегодняшний день. Гипотеза: можно предположить, что в результате освоения всех упражнений к и сти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма, улучшит речевые способности ребенка. Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Предмет: приобщение родителей к проведению пальчиковой игры и ее значение для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Новизна темы Федеральны й государственный образовательный стандарт перенос и т акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, ра з витие( качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечива ю щих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффе к тивные формы организации воспитательно- образовательной работы с детьми д о школьного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отв о дится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он о р ганично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоо т ношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» восп и тания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ фо р мирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно- гигиенические навыки, ко р ректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с др у гими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окруж а ющем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формир о вать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать п а мять, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организ о вать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность д е тей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем разв и вать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения ме ж ду детьми, а также между взрослым и ребёнком. Наилучшего результата в разв и тии мелкой моторики ребенка позволяет добиться специальный принцип подбора игр, который представлен ниже. Принцип подбора пальчиковых игр. Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики( плетение, ко н структоры, мозаика, лепка и т. д. ) использует в основном движения сжимания, и з редка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и м и зинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пал ь цами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигател ь ных составляющих( лучше второй и третьей) , однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры: на расслабление; в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; на разнотипные движения рук( пальцы одной руки делают одно, др у гой руки – другое) . Таким образом, приведём перечень некоторых игр( для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение) . Сорока- ворона кашу варила… В гости к пальчику большому приходили прямо к дому… Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая … Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабу ш ка… Мальчик- пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил… Мы капусту рубим- рубим, мы капусту трём- трём… Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл… Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей! . . Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»… У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат… У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь с ы новей… Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин тер е мок… Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пир о жок! . . » Маша- хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче з а дала… Бабушка кисель варила на горушечке, в чер е пушечке … «Чья копна на моей копне? »- «Моя! »- «Скинь долой, поезжай домой! . . » «В баньку впустишь? »- «В о дички нет! . . » Сунь- ка пальчик – выскочит зайчик! ( Она же- « Коло д чик ». ) «Моя пашет! »- «И моя п а шет! »- «Моя сеет! »- «И моя сеет! . . » На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? . . Мы делили апельсин. Много нас, а он один… Две сороконожки бежали по дорожке… Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника. Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы. Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь. Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; ка ж дый старается перетянуть соперника. Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведё н ный указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги. Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одн о временно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое. Перечень основных мероприятий: - Разработка форм и методов реализации методической разработки. - Проведение пальчиков ых игр, информирование родителей. Исполнители мероприятий: Воспитатели, дети и родители средней группы Практическая часть Объем и содержание работ Направление деятельности Содержание деятельности Диагностика развития мелкой моторики рук. Проведение диагностики уровня развития ме л кой моторики детей 4- 5 лет. Создание картотеки пальчик о вых игр «Наши пальчики играют» Подготовка наглядного матери а ла Консультации на стенд, папки передвижки, п а мятки для родителей. Составление перспективного плана пальчиковых игр. Систематизация, дополнение картотеки пальч и ковых игр «Наши пальчики играют». Индивидуальные беседы с род и телями Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры Ознакомление родителей с и н формацией на тему «Пальчик о вая игра, что это? » Размещение папки передвижки в раздевалке, для ознакомления родителей с информацией. Индивидуальные консультации для родителей. Консультирование родителей по вопросам, во з никающим в процессе реализации работы. Игра- беседа с детьми. «Наши помощники»- вызвать у детей интерес к пальчиковым играм. Привлечение родителей к в ы полнению дома пальчиковой гимнастики. Создание, раздача памятки для родителей: «П о играем с мамой дома» Включение пальчиковой гимн а стики в различные режимные моменты. Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики. Диагностика развития мелкой моторики Проведение повторной диагностики уровня ра з вития мелкой моторики детей 4- 5 лет. О бследование мелкой моторики рук СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики( пальцев) . Проверку можно провести как экспресс- исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям( ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри! ». Дети( р е бенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражн е ния, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри! ». Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным( 3—7 человек) . Упражнения проводятся без наглядности( картинок) . Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. К аждое упражнение выполняется 3 раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. З а тем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке: 1- й раз выполнение упражнения( под счет до 15) ; расслабление — отдых( около 5 с) ; 2- й раз — выполнение упражнения( под счет до 15) ; расслабление — отдых; 3- й раз — выполнение упражнения( под счет до 15) . 1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15. 2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 5( дети 5- 6 лет до 10) 3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15( дети 5- 6 лет до 10) ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка. Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат- образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сд е лать такой же квадрат( по форме) способом обрывания. ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки( деревянная, металлическая, пластмассовая) ; линейки( дер е вянная, металлическая, пластмассовая) . Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку( ложку, сделанную из дерева) ». Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и п о казать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного кач е ства. Оборудование: т реугольники( деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный) ; прямоугольники( деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный) . Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и в ы тащи пластмассовый треугольник КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ Вдевание шнурка в дырочки. . Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками. . Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его р у ка( и) расположена( ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета( один, два, три) . Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с Все полученные данные заносятся в таблицу 9( см. прил о жение) Графические навыки. «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома( они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия( дер е вья, реку, колодец и т. п. ) . Дом изображается в верхнем правом углу листа А- 4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому д о мику( взрослый указывает на дом) . Ты поедешь вот так( на рисунке – образце педаго г показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша) . Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккура т но, чтобы твоя машина не съезжала с дороги. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рис у нок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. Все полученные данные заносятся в таблицу. Условные обозначения: если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0, 5 балла; если ребенок не справился с заданием — 0 баллов. В последней графе выставляется группа( А, Б, В) , которая показывает степень разв и тия мелкой моторики руки ребенка на момент обследования. Характеристика групп Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторик а развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11- 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей ме л кая моторика развита плохо. Условные обозначения: «+ »- правильное выполнение задания «- »- задание выполнено неверно; «V»- неустойчивое выполнение задания. Перспективное планирование пальчиковых игр для средней  группы( от простого к сложному) Сентябрь 1- 2 неделя Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают большой палец. Загибают указательный палец. Загибают средний палец. Загибают безымянный палец. Загибают мизинец. Сжимают и разжимают кулачки. Сентябрь 3- 4 неделя Один, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел,                      Этот пальчик резать стал,                                                                              Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик стал варить, А этот пальчик сел и все съел,              Оттого и потолстел!             Пальцы в кулачки, лад о шками наверх. Отогнули мизинцы, далее следу ю щие пальцы по одному. Большие пальцы вверх! Октябрь 1- 2 неделя Как живёшь? - Вот так! А плывёшь? - Вот так! Как бежишь? - Вот так! Вдаль глядишь? - Вот так! Машешь вслед? - Вот так! Ночью спишь? - Вот так! ( Ладони под голову) . А шалишь? - Вот так! ( Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в к у лак) . ( Руками изображают движения пловца) . ( Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища) . ( Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу) . ( Энергичные движения кистями рук) . ( Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам) Октябрь 3- 4 неделя В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний — Сам мизинчик- малышок. Постучался на порог. Вместе пальчики — др у зья, Друг без друга им нельзя. ( выставляются вверх большие пальцы обеих рук) . ( «дом») : ( поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновр е менно) . ( пальцы сжаты в кулак, вверх в ы ставляются только мизинцы) . ( кулаки стучат друг о друга) . ( ритмичное сжимание пальцев в кулаки) .   Ноябрь 1- 2 неделя   «Замок» На двери висит замок, Кто открыть его бы смог? Потянули, Покрутили, постучали И — открыли! ( ритмичные быстрые соединения пальцев рук в" замок») . ( повторение движений) . ( пальцы сцеплены в «замок" , руки потянуть в одну, потом другую сторону) . ( движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе) . Постучали( пальцы сцеплены, о с нованиями ладоней постучать друг о друга) . ( пальцы расцепить, ладони в ст о роны) . Ноябрь 3- 4 неделя   Это папа-  мышь. Он красивый, как все мышки: У него мягкая шкурка, у него большие уши, у него острый носик, А хвост во- о- о- о- т такой! Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный. А это мышка- малышка. Она совсем не похожа на других мышей! Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький, а хвостик во- о- о- т такой! ( дети показывают большой п а лец) ( дети гладят одной рукой кисть другой руки) ( рисуют в воздухе пальцем уши) ( дети складывают кончики пал ь цев вместе и  приставляют их к носу) ( дети показывают отрезок пр и мерно 30 см) . ( дети показывают мизинец) ( дети качают головой) ( показывают руками всё, как и прежде, только меньших разм е ров, хвост примерно 5- 7 см) . Декабрь 1- 2 неделя Жил да был весёлый гном с круглыми ушами. он на сахарной горе спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись великан явился, съесть он гору  захотел, только подавился! Ну а что ж весёлый гном? Так и спит глубоким сном! ( дети показывают руки над гол о вой, изображая колпачок) ( опис ы вают руками большие круги вокруг ушей) ( локти на столе, руки прямо, л а дони сложены так, что образуе т ся треугольник) ( пальцы изображают ворота) ( руки высоко подняты над гол о вой) ( подносят руки ко рту) ( дети смеются) ( дети изображают спящего гн о ма) Декабрь 3- 4 неделя Быстро с пальчика на пальчик          Скачет зайчик, скачет зайчик,        Вниз спустился, повернулся,            И опять назад вернулся.                      Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик, Снова вниз и снова вверх Прыгнул зайчик выше всех! Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог указательный палец прыгает по 2 раза на каждом пальцем левой руки без большого, а далее по 1 разу. Выше всех – на большой палец л е вой руки. Январь 1- 2 неделя Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять! Начинай считать опять.   Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. ( пальцы рук соединяются ритми ч но в    «замок») .  ( ритмичное касание одноименных пальцев  обеих рук) . ( касание пальцев, начиная с м и зинцев) . ( руки вниз, встряхнуть кистями) . Январь 3- 4 неделя Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо падает ложится А потом, а потом Мы из снега лепим ком Ух! Ритмично, плавно опускать руки вниз Круговые движения кистями рук Плавно опускать руки вниз Имитация сгребания снега Выполнять движение «лепим п и рожки» Бросить снежок вперед Февраль 1- 2 неделя На поляне дом стоит Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В  этот домик приглашаем. ( «дом») . ( «ворота») . ( ладони разворачиваются пара л лельно друг другу) , ( «дом») . Февраль 3- 4 неделя «Засолка капусты» Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. ( резкие движения прямыми к и стями рук вниз и вверх) . ( пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от с е бя) . ( движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) . ( интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки) . Март 1- 2 неделя Дружно пальцы встали в ряд                     Десять крепеньких ребят                           Эти два – всему указка                               Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка                          Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны                                     Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца- коротышки                              Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них                          Два больших и удалых                                  Показать ладони. Сжать пальцы в кулак. Показать указательные пальцы. Показать средние пальцы. Показать безымянные пальцы. Показать мизинцы. Остальные пальцы сжать в кулак. показать большие пальцы. Март 3- 4 неделя К Кате гости прибежали, Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, Здравствуй Жанна, Рад Серёжа, Рад Снежана Не хотите ль пирожок? Может коржик Иль рожок Вот драже вам на дорожку Вы берите понемножку Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! ( бежим пальчиками по столу или по полу) ( соединяем большой и указател ь ные пальчики) ( большой и средний) ( большой и безымянный) ( большой и мизинец) ( ладошки складываем вместе) ( показываем 2 открытые лад о шки) ( 2 кулачка ставим друг на дружку) ( пальчиком тычем в открытую ладошку) ( несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Апрель 1- 2 неделя Жили – были в домике Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. Раз, два, три, четыре, пять Стали гномики стирать Таки – рубашки, Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил. ( сжимать и разжимать кулачки) ( загибать пальчики, начиная с м и зинца) ( разгибать пальчики) ( тереть кулачки друг о друга) ( загибать пальчики, начиная с большого) Апрель 3- 4 неделя Шёл один я по дорожке, Шли со мной мои две ножки, Вдруг на встречу три мышонка, Ой, мы видели котенка! У него четыре лапки, На лапках- острые царапки, Один, два, три, четыре, пять, Нужно быстро убегать! ( показываем один пальчик) ( показывает два пальчика) ( показываем три пальчика) ( хлопает себя ладошками по ще ч кам и как бы качает ладошками голову) ( показываем четыре пальчика) ( царапаем ноготками поверхность того что под рукой) ( на каждый счёт показываем с о ответствующее число пальчиков) ( двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхн о сти) Май 1- 2 неделя Наши нежные цветки               Раскрывают лепестки,              Ветерок чуть дышит,                  Лепестки колышет.                     Наши нежные цветки Закрывают лепестки, Головками кивают, Тихо засыпают. Соединяем ладони, образуя «б у тон». Затем «раскрываем цветок»- пальчики разводим в стороны, затем пальцы шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка покачиваем рук а ми. Май 3- 4 неделя Есть такая палочка Палочка- стукалочка Застукалкой постучишь Вылетает синий чиж Чижик знает песенку Про мышат, про лесенку Как по лесенке гурьбой Лезли мыши в кладовой Лесенка свалилась Мыши покатились Стучать пальчиком о пальчик Соединять поочередно одноиме н ные пальцы Сложить руки в замок, пошев е лить пальцами Повернув руки ладонями к себе в ы кладывать палец одной руки ме ж ду пальцами другой «лестницей» Резко повернуть одну руку лад о нью вниз, положить на нее др. л а донь От плеча пробежаться пальчик а ми по телу до колен. Уронить руки вниз- мыши пок а тились  III. Заключительный этап  Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повли я ло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучш и лась память; считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, испол ь зование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позвол и ла добиться положительных результатов. Список литературы Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мот и вам народных песен и сказок[ Текст] / Т. В. Александрова/ / Дошкольная пед а гогика. – 2008. - №7. –( С. 33- 37. ) Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4- 7 лет: Игровые технол о гии. – М. : ТЦ Сфера, 2006 Белкина, В. Н. , Васильева Н. Н. , Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и разв и тие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Акаде мия развития», 1998 Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика[ Текст] : Ко м плекс упражнений/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном- пресс», 2000. – 18с. , ил. Здравствуй пальчик! Как живешь? : картотека пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей[ Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина/ / Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60- 64. ) Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет/ сост. Т. В. Калинина[ и др. ] . – Изд. 2- е. – Волгоград: Учитель, 2013. Рогожина, Е. Упражнения на развитие мелкой моторики[ Текст] / Е. Рогож и на/ / Дошкольное воспитание. – 1998. - №9. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков[ Текст] / Г. Соколова/ / Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. –( С. 34- 36. ) Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Ми нск: Харвест, 2009.

Оставить комментарий: