a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Автор: Сопельняк Татьяна Викторовна Опубликовано: 2018-12-04 11:18:17

Документы для скачивания

Упражнения для развития фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционного аппарата у обучающихся с УО( интеллектуальными нарушениями) Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений: Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А- а- а…) или как дрожат от холода? ( В- в- в …) .  Игра “Кто больше? ”Ц ель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале( август, астры, аист) , в середине( банка, собака, плавать) , в конце слова( сестра, доска, голова) , или придумай слова начинающиеся со звука[ б] , [ б] ( береза, булка, баран, батон, бабочка) .  Игра “Кто внимательный? ” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбу з, шар, астра. ( Ответ: Даша. ) Звук заблудился. Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например: Жучка будку( булку) не доела; Неохота, надоело. Тает снег. Течет ручей. На в етвях полно врачей. ( г рачей) .    Узнай звук.  Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в     слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук[ т] ( книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля) .   Развитие  зрительного восприятия. Виды упражнений:  Найди лишнее. Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы. Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са. Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.  Слоговое лото. На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например:   Га – газета, газель. Гу – гуси, гудок. Гру – груша. Лесенка. На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей  на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской.   б ак зуб  бант зола булка загар  блузка звонок  бабочка зеленый  больница землянка  Превращение слов – волшебная цепочка. Цель игры заключается в замене бу кв в сл ове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса( коза) , дверь( зверь) . Из одного слова – несколько. Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА( комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз) .  В эту же группу включены  специальные карточки –г орки и карточки –столбики.    Развитие дикции.   Чтение шепотом и медленно: Да- да- да- из трубы бежит вода. Ша- ша- ша- мама моет малыша. Ют- ют- ют- очень любим мы уют. Аш- аш- аш- у Ирины карандаш. Ща- ща- ща- мы несем домой леща. Чтение тихо и умеренно: Арка – арца арла – арча  Арта – арда арча – аржа Чтение громко и уверенно: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь  Чтение  четко и быстро. г Аз – гОд – гОл – гУл – гУсь   вол – вой – волк ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР   вес – весь – весть – вещь  Отчетливое произнесение  слогов:  громко – тихо, тихо – громко. ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ фи – фэ – фа – фо – фу – фы   ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА        Раз витие   смысловой догадки.   Допиши в словах окончания.  Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость. Мягк … игрушка Звонк … хлопушка Стар… подушка Бел… снежинки    Доскажи строчку. У читель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить. Ло- ло- ло – как на улице …. ( светло)   Ул- ул- ул – у меня сломался …. ( стул)   Мама Милу мыла мылом,   Мила мыло не …. ( любила)   Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?  . лесень. вёкла. лакат. калка  . ровод. колько   Занимательные модели. - е –( мел, сел, лес) . Е – –( еда, ели, ела) .   Е – – –( енот, езда, ерши) .   – е – –( леса, села, пела) . Слова – неведимки. – Я толстоногий и большой. С- - -  - Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С- - - - На мене кузнечики звенят. С- - -  - А я конечный результат. - - - - ( Ответ: слон, стон, стог, итог. )   Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.   Развитие артикуляционного аппарата. Цель  заданий и упражнений шестой группы- р азвитие артикуляционного аппарата.   Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задач у- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.   Работа с чистоговорками: Ч итай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.   По семеро в сани уселись сами. Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается? Мед в лесу медведь нашел – Мало меду, много пчел. Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения.   Я – линейка. ПрЯмота – ГлавнаЯ моЯ черта.   Работа со скороговорками. 1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку. Лара у Вали играла на рояли. 2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось?   Иней лег на ветки ели,   Иглы за ночь побелели.    Скороговорки  помимо правильного произношения формируют  умение ребенка убыстрять темп,  что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией( радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно) .  Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области  коры головного  и ее близости к моторной речевой зоне.   Используя на уроках пальчиковую гимнастику, педагоги отмечают высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане  тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции. Педагоги- практики считают, что у многих пальчиковых игр нет возрастных границ. Пальчиковую гимнастику в специальной( коррекционной) школе VIII вида целесообразно проводить  до 5 класса.  Особенности речевого развития у умственно отсталого ребенка проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приемов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью.     Развитие зрительной памяти. Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий включающих в себя запоминание слов за определенный отрезок времени, зрительные диктанты.   Работа со зрительными диктантами проводится  с 7- ого класса, так как у этой возрастной группы достаточно сформированы  темп письма и каллиграфия. Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти применяются на  таких этапах урока как, словарная работа, закрепление изученного, повторение пройденного. Конечно, зрительные диктанты эффективнее использовать на уроках письма, так как уроки чтения в специальной( коррекционной) школе не предполагают наличия тетрадей. Систематическое использование  подобного рода заданий и упражнений, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. Литература: 1. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой – М. : «Просвещение», 1989. 2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии. – М. : «Просвещение», 1989. 3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. : « Владос », 1999. 4. Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М. : «Просвещение», 1969. 5. А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы. – М. : «Просвещение», 1987. 6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М. : «Просвещение», 1991.

Оставить комментарий: