Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

Опубликовано: 22:31:48 05-12-2018

Автор: Ульянова Вера Алексеевна

«Играют дети — играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются потребностью детского организма, естественным состоянием. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребенка.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, строительные, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по своему полезны детям. Играя вместедети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Итак, чем же полезна игра?

  1. Игра способствует развитию у детейПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: т. е. закрепляются основные знания о цветах, формах, социальных явлениях, закрепляются наблюдательность, память, внимание, логическое мышление.
  2. Также игра способствует развитиюКОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ: через игру ребенок учится общаться со сверстниками, детьми, сопереживать им, учится понимать чувства и состояние других людей. Ведь это так сейчас актуально! Так как люди не умеют общаться, сейчас много негатива, злости. Ведь даже ребенок, приходя вновь в группу, не знает, как реагировать на ситуацию, когда, например, у него отобрали игрушку….
  3. Играобладает прекрасным ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ: т. к. через игру ребенок может неосознанно и непроизвольно освобождаться от негатива, учиться справляться со своими эмоциями, переживаниями, как бы «отыграть их»- а это очень важно для последующего поступления в школу!

ИТОГ: ребенок недоигрывает в дет. саду – а это может аукнуться в школе. В режиме дня дет. сада мало времени для игры детям (зарядка, завтрак, занятия и т. д.) , поэтому необходимо дома давать играть детям. Все взрослые заняты своими делами, гаджеты заполняют время ребенка. Но хотя бы 5 минут в день родители должны играть с ребенком!

Есть игры, которые помогут организовать интересное общение с ребенком дома. При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью.

  1. Игра «Какое что бывает?»

(взрослый задает вопрос, бросает мяч. Ребенок отвечает, бросает мяч обратно.)

Что бывает зеленым? Желтым? ….

Что бывает широким? Узким? Высоким? Мягким? Толстым? И т. д.

  1. Игра «Разложи овощи и фрукты»

(Играют 2 человека: 1- выбирает в кастрюльку все овощи для супа, 2-в другую кастрюльку все фрукты для компота (фруктового салата).

  1. Игра «Разноцветные флажки»

(Берется несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок- дети должны хлопнуть в ладоши, синий- шагать на месте, зеленый- взяться за руки, желтый- подпрыгнуть.)

  1. Игра «Похлопай, потопай столько же».

(Взрослый показывает цифру, дети хлопают или топают столько же.)

  1. Игра «Назови на 1 больше или меньше».

(Взрослый показывает цифру, ребенок называют на 1 больше или меньше. Второй вариант: взрослый называет цифру, бросает мяч, ребенок называют на 1 больше или меньше.)

  1. Игра «Счетные полочки».

Ребенку предлагается выложить из счетных палочек цифры, или буквы или геометрические фигуры или предметы из геом. фигур (солнышко, елочку, домик, заборчик и т. д.)

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

(тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно, пустой - полный, узкий -широкий, черный -белый, толстый -тонкий и т. д.)

  1. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»

(заяц какой? Белый, серый, пушистый, быстрый и т. д.

Елка какая? Солнце какое? Зима какая)

  1. Игра «Рыба- птица-зверь».

(Взрослый идет по кругу, называя слова: рыба-птица-зверь. На ком он остановился, ребенок соответственно называет)

Уважаемые родители, очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребенку найти занятие? Чем может занять себя ребенок, используя следующие материалы?

  1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина- это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

  1. «Тесто».

Лепите все, что захочется.

  1. «Макаронные изделия».

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

  1. «Манка и фасоль».

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки, затем и с закрытыми глазами.

  1. «Горох, фасоль».

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль.

  1. «Геркулес».

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдет.

  1. «Различные мелкие крупы».

Предложить ребенку нарисовать крупой картинки. Или высыпать небольшое количество на поднос и рисовать пальчиком: волны, дождик, солнышко, забор, цифры, буквы и т. д. Для совсем маленьких- пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

  1. «Одноразовые стаканчики».

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

  1. «Сухие завтраки-колечки».

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

  1. «Овощи и фрукты».

Угадай на вкус с закрытыми глазами.

Выбор игрушек для  ребенка.

Игрушка может быть хорошей и плохой, нужной и ненужной. Вы должны следить, чем играет ваш ребенок. Не покупайте страшных мутантов, страшных масок, роботов-убийц и т. д., так, как они вызывают агрессию у детей и оказывают разрушительное воздействие на детскую психику.

 Помните, игра –прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Открывайте мир вместе с ребенком.

 

Оставить комментарий: