Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию элементов логического мышления в подготовительной к школе группе. Тема :"Цветы".

Опубликовано: 00:09:18 09-12-2018

Автор: Плещева Юлия Владимировна

Цель.  Освоение действий по построению графической модели классификационных отношений под последовательный диктант; развитие представлений о содержании понятий.

Задачи:

Образовательные:

- выявление умения у детей устанавливать родо - видовые отношения между понятиями;

- освоений действий по построению графической модели классификационных отношений с помощью классификационного древа.

Развивающие:

- развитие представлений о содержании понятий;

- развивать внимание, память;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к цветам;

- умение работать в группе, слушать собеседника  и вступать в диалог ;

- воспитывать осознание своих умений и возможностей.

 

Интеграция  образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Оборудование. Демонстрационный. Карточки с изображением цветов 2 комплекта, демонстрационные карточки с условными обозначениями цветов  2 комплекта, ноутбук,  два стула одинакового размера и цвета, магнитофон, музыкальная  запись «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Раздаточный: карточки с условными обозначениями цветов (цветов полевых и цветов садовых), лист бумаги, простой карандаш, ластик

 

Ход занятия.

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в группе.

 

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости. Давайте подойдём к ним и познакомимся. Не забудьте поздороваться.

Дети подходят к взрослым, здороваются, представляются, спрашивают, как зовут взрослых.

Воспитатель. Познакомились, а сейчас все подойдите ко мне.

Воспитатель. Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо от Ирины Алексеевны, которая как вы знаете отдыхает в санатории. Хотите узнать, что она пишет?

Дети. Да!

Воспитатель. Подойдём к столу, откроем компьютер.

Вот письмо. Кто из вас прочитает текст?

 

Текст письма.

Здравствуйте ребята! Я очень скучаю по вам и летнему тёплому солнышку.

Скоро придёт весна и мы начнём украшать наш любимый участок цветами. Высылаю вам посылку. Помогите  мне выбрать цветы, которые можно посадить на нашей клумбе.  Жду ответа.

 

Воспитатель. Здесь говорится о посылке. Вы её видели?

Входит помощник воспитателя, вносит посылку.

Воспитатель. А вот и посылка. Посмотрим что в ней?

Ставит на стол, открывает Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель. Вот пакетики с семенами ( достаю, раскладываю на столе).

- На пакетиках что нарисовано?

Дети. Цветы.

Воспитатель. Вы знаете их название?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите себе по пакетику.

- Аня,  у тебя семена, какого цветочка?

- А у тебя Егор?

Идёт индивидуальная работа с  детьми.

Воспитатель. Как вы думаете, где могут расти эти цветы? ( в саду, поле, на лугу)

 

Воспитатель. Аня, как считаешь,  где растёт твой цветок?

- А твой Маша?

Идёт индивидуальная работа с  детьми.

 

Воспитатель. Правильно. Есть цветы, которые растут только в саду и называются они как вы думаете?

Дети. Садовые.

Воспитатель. Правильно, садовые. А есть цветы, которые растут в поле и они называются ( выдерживаю паузу) - полевые ( подразумевается ответ детей).

Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, чем садовые цветы отличаются от полевых?

( Садовые цветы высаживают люди. Высаживать могут рассадой или семенами. Люди  за ними ухаживают).

 

Воспитатель. Чтобы не забыть какие цветы, где растут, давайте разделим картинки на кучки (группы).

Как вы думаете, сколько будет кучек (групп)?

Дети. Две.

Воспитатель. Правильно, две. Одна - садовые цветы, другая полевые ( проговариваю).

Воспитатель. Раскладываем.

 

Идёт работа детей на столе с демонстрационным материалом.

 

Воспитатель. У меня есть предложение. Обозначим все садовые цветы вот такой карточкой ( показ условного обозначения), а полевые вот такой ( показ).

Вы согласны? ( ответ детей)

Выкладываю карточки рядом с каждой группой цветов.

Воспитатель. Ребята, вы правильно сказали название цветов на картинках, а какие названия цветов вы ещё знаете? (ответ детей)

 

Воспитатель. Молодцы! Давайте поиграем. Игра называется "Найди свой домик".

 Пройдите на ковер.

Обращаю внимание детей:

Вот карточки с рисунками цветов ( карточки лежат рисунками вниз).

Вы - цветы. Вот сад (обращаю внимание на стул с условным обозначением "садовые цветы" – это домик садовых цветов), вот поле (обращаю внимание на стул с условным обозначением "полевые цветы" – это домик полевых цветов). Пока играет музыка, вы свободно двигаетесь на ковре. Как только музыка затихает, каждый  возьмет карточку с изображением цветов со стола и встанет возле домика (стула) в соответствии с изображением на карточке, все цветы занимают свое место. Ход игры понятен?

Идёт игра. Индивидуальная работа.

По ходу игры дети могут обменяться карточками.

 

Воспитатель. Поиграли. Давайте вернём карточки с цветами  на место, а сами пройдём за свои столы.

Воспитатель. Ребята, пора написать ответ Ирине Алексеевне. Кто помнит, о чем она нас попросила?

- Перед вами тарелочки с карточками. Пододвиньте их к себе. Что на них нарисовано?

- Правильно. Условные обозначения цветов: полевые -  поднимите эту карточку, и садовые - покажите карточку (прикрепляю свои демонстрационные карточки на доске).

- А каким значком можно обозначить сами названия цветов?

 ( Перечисляю названия, выставляю карточки с изображением цветов: роза, колокольчик, гвоздика.) Ваши предложения?

Воспитатель. Давайте названия наших цветов обозначим первым звуком в этом слове. Например: РОЗА, первый звук в этом слове какой? ( ответ )

Воспитатель. Запишу звук буквой  Р ( записываю на доске, или прикрепляю карточку).

- Это условное обозначение цветка "роза"

 

Идет обсуждение каждого обозначения.

 

Воспитатель. Роза, колокольчик, гвоздика, ромашка, одуванчик это все что? ( ответ - цветы).

- Обозначим все цветы вот таким значком ( показ условного обозначения). Согласны?

Воспитатель. А теперь возьмем карандаш и напишем письмо Ирине Алексеевне.

 Я буду говорить слова, а вы их записывать знаками.

 

Запись - диктант.

" Все цветы (показываю на карточку с условным обозначением), делятся на садовые

( показ на карточку) и полевые  (показ - пауза). К садовым относится РОЗА ( показ на карточку) и ..., к полевым относится ..."

Работа детей. Дети с помощью знаков - условных обозначений, линий и точек пересечения, под диктовку взрослого записывают классификационные отношения.

 

Воспитатель. Егор, вижу, ты быстро справился с письмом.  Расскажи  нам, что у тебя получилось? (Ребенок у доски показывает и рассказывает, получившуюся модель).

 

Идёт работа по проверке диктанта.

 

Воспитатель. Ребята, так какие цветы мы можем посадить у нас на клумбе?

- Правильно! Розу, гвоздику.

Ответ Ирине Алексеевне готов. Выбранные вами цветы мы положим в коробку, и отправим Ирине Алексеевне.

 

Воспитатель. Ребята, у меня появилась идея! Нашу схему можно использовать как игру - загадку. Давайте  попробуем поиграем?!

Идёт игра по содержанию схемы.

Воспитатель. Ребята сегодня мы говорили о цветах. На нашей планете очень много различных видов цветов. О них вы можете узнать из книг, которые находятся в библиотеке уголка природы. Кто желает, тот может их взять домой и почитать.

 

Оставить комментарий: