Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Опубликовано: 00:11:47 09-12-2018

Автор: Плещева Юлия Владимировна

Тема: Былина «Никита Кожемяка» 

Цели: Воспитание патриотических чувству  у старших дошкольников, чувства любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и укреплять знания детей об истории Родины, об исторических событиях

- Развивающие:

-  развивать творческое воображение, любовь к поэтическому слову

-  развивать умение сравнивать, делать выводы, давать связанный ответ.

 Воспитательные:

- воспитывать нравственные понятия: отвагу, верность, способность на поступок, долг, ответственность.

 

Предварительная работа:

Знакомим со сказочно-былинной живописью, чтение былин «Илья-Муромец и Соловей разбойник», «Про Добрыню-Никитича и Змея-Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

 

Оборудование: 

Иллюстрации с изображением русского героя, мультимедийная презентация "Никита Кожемяка", компьютер.

 

 

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в мир былины. Что такое былина! Как вы думаете!

Дети отвечают.

Воспитатель: Слово «былина» происходит от слова быль. То, что было, но очень давно. В старину былины рассказывали сказители и гусляры нараспев, аккомпанируя на древнем музыкальном инструменте-гуслях. Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские!

-Вот так слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.

 

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение-загадку.

Силен как вольный ветер,

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей,

 И стариков и матерей! 

-О ком говорится в этом стихотворении?

Дети - О богатыре.

 

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Каких богатырей вы знаете?

 

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитича, Алеша Попович

 

Воспитатель: Вы правильно назвали, обратите внимание  на экран (  слайд №  - картина В.М. Васнецова «Три богарытя».)

 

Воспитатель: С кем сражались Русские богатыри?  Кого они защищали?

Дети: Со змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугариным Змеем.

 

Воспитатель: Кого они защищали?

Дети: Слабых, беззащитных-женщин, стариков, всех кто живет на родной земле.

 

 

Динамическая пауза

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Русские Богатыри».

Я буду произносить слова, как Микула Селянович, а вы повторяйте за мной движения.

Нивка, нивка

(Дети идут по кругу, взявшись за руки,

 Яровая жинка, 

Уроди пшеничку,

Горох да чечевичку

(Делают взмахи руками снизу вверх) .

На поле копнами

(руки вверх, 

На столе пирогами

(Лепят пироги) .

Нивка золотая

(Идут по кругу,

Добра, медовая,

Принеси нам хлеба

Стебелек до неба

(руки вверх)

Матушка рожь,

Встань стеной сплошь

(Взявшись за руки, поднимают вверх)

Стебель в оглоблю

Колос в дугу

(Наклоны вправо-влево)

Встань, рожь большая,

Вот такая

(Руки вверх)

Расти, копна золотая, -

Вот такая.

(Присели, медленно встать, поднимая вверх)

 

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики

Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой (слайд №  - иллюстрация «Никита Кожемяка») – посмотрите на экран.

  

Послушайте  былину  «Никита Кожемякин».

 

Воспитатель: Все ли слова в былине понятны?

 

Дети отвечают.

 

Воспитатель: Поборы – сборы, Промыслы – охота, Сыскал – нашёл, Лютый – злой, Авось – может быть, Берлогу размечу – разнесу, Межа – граница, Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей, Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг.

Воспитатель: Ребята, похож ли Никита на русского богатыря?

 

Дети отвечают

 

Воспитатель: Ребята, а какой подвиг совершил Никита Кожемяка?

Дети отвечают

Воспитатель: Какая беда постигла жителей города Киева?

Дети отвечают

Воспитатель: Почему пришлось отдать змею царскую дочку? 

Дети отвечают

Воспитатель: Почему змей не съел красавицу?

Дети отвечают

Воспитатель: Кто мог спасти царевну? Как она об этом узнала?

Дети отвечают

Воспитатель: Чем занимался Никита?

Дети отвечают

Воспитатель: Как Никита и змей делили землю и воду?

Дети отвечают

Воспитатель: Что осталось от змея?

Дети отвечают

 

Воспитатель: Ребята, мне кажется пришло время и нам попробовать стать богатырями. Ну, а как вы сейчас узнаете. Вставайте в круг и повторяйте за мной.

 

Динамическая пауза  «Богатыри».

Богатырь - вот он каков: (Показывают силу богатыря)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с древним русским творчеством - былина воспевающим  подвиги древнерусских богатырей. Вам понравилась былина «Никита Кожемякин»!

Дети отвечают.

Воспитатель: Былина рассказала нам о сильном человеке Никите Кожемякине который любил свою Родину, уважал старших  защищал малых.

Оставить комментарий: