Конспект НОД по физкультуре с использованием элементов народных гуляний. Тема: «Народные забавы». Старшая группа.
Доминирующая область: физическое развитие
Цель: Познакомить детей с элементами народных гуляний, самобытностью русского народа, проявляющейся в культуре проведения праздников.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать разные виды ходьба. При помощи игр обогащать словарный запас детей и расширять их представления о фольклоре. Развивающие: развивать силу мышц рук, ног, спины в парных движениях. Развивать игровое внимание.
Воспитательные: воспитывать желание быть похожим на казаков: сильными,
смелыми, сообразительными. Формировать интерес к истории России, народным истокам.
Виды детской деятельности: Загадывание загадок, пересказ художественной литературы, основные движения (виды ходьбы), эмоционально- практическая деятельность общения со сверстниками, игры- забавы, игра- драматизация.
Материалы и оборудование: Обручи, ароматизированные палочки, ведра, коромысла, платки, лопатки, салфетки, тарелки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное.
Предварительная работа: чтение рассказов о русских казаках, рассказывание легенд , просмотр видеофильма «Донские казаки .История и традиции.Часть 1», проведение народных игр «Утка», «Плетень», «Перетяни канат», загадывание загадок, рассматривание казацкой одежды в Музее истории.
Взаимодействие с родителями: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций «Быт казаков», посещение музея истории.
Индивидуальная работа: профилактика плоскостопия с Кириллом.
Методы и приемы: игровой момент, загадывание загадки, слушание песен, показ движений, работа в парах, проведение подвижных игр –забав.
Словарная работа: курень, плетень , шашка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в спортивный зал и выстраиваются в шеренгу, плечом к плечу. Приветствуют друг друга.
Вводная часть.
И.Ф.: Ребята, отгадайте загадку:
Кто носит погоны желтые?
Кто носит шашку острую?
И в пояс саблю длинную?
Кто вместе с песнями идёт по свету искать царю чести, а себе славы?
И.Ф.: Правильно - это казаки. Казаки - это русские люди, которые жили обособленно. Они сохраняли свою культуру, жили по своим обычаям. Говорили казаки на своем языке. Селились казаки в южных землях. Казаки испокон веков славились своим мужеством, силой, находчивостью. Сегодня на занятии по физкультуре я предлагаю вам стать казаками и вместе с ними побывать на народных забавах.
И.Ф.: Направо, с песней шагом марш! Через центр по 2 шагом марш.
(Дети идут по кругу, перестраиваются в две колонны).
Дети парами идут по залу, поют песню о казаке.
Звучит походная строевая песня донских казаков «Всадники- други».
И.Ф.: Хорошо поёте, казачата. А шагать вы умеете?
Ходьба на носочках (потянулись, чтобы скорее вырасти); ходьба с высоким подниманием колен (конь скачет, неся казака на себе); ползание на коленях, на локтях (прячемся от врага, чтоб не застал врасплох); без змейкой (казаки запутывают следы).
И.Ф.: Молодцы, хорошо шагали. А вы знаете, что казаки строили свои поселения посреди степи в южных землях за пределами Руси? Там растут разные пахучие травы. Легкий степной ветер, перешептываясь с травами, поднимает в воздух лекарственные ароматы и пробуждает в наших сердцах любовь к родной земле, добро, радость и успокаивает душу.
Проводится сеанс аромотерапии.
Основная часть.
И.Ф.: Главным занятием казаков было военное дело: охранять границу от врагов. А теперь разомнемся немного - так, как это делали казаки. Встаньте парами -
каждый со своим надёжным товарищем. Покажите, на что вы способны.
Комплекс общеразвивающих упражнений в парах.
- «Казаки меряются силами».
И.П. - стоя лицом один к одному.
Поочередно сгибают и разгибают руки, прижимая ладонь к ладони партнера: первый ребёнок сгибает руки в локтях, второй выпрямляет руки. (8-10 раз, темп средний)
- «Казаки борются».
И.П. - положить руки на плечи друг другу, ноги на ширине плеч.
Выполняют наклоны туловища вправо, влево, а потом возвращаются в И.П. (8-10 раз).
- «Плуг».
И.П.- лежа на спине, головами касаясь друг друга.
Поднимает ноги вверх, касаются носками друг друга, а потом возвращаются в исходное положение. (8 -10 раз)
- «Казаки плывут в лодке».
И.П. - сидя один напротив другого, упираясь подошвами ног.
Выполняют наклоны вперед, назад, возвращаясь в исходное положение. ( 8- 10 раз).
- «Казаки разминают мышцы ног».
И.П. - стоя, руки на поясе.
Прыгают на встречу один одному назад ( 20 прыжков)
- «Казаки перетягивают один одного».
И.П. - Стоя спиной один к одному, руки сцеплены в локтях.
Выполняют движения вперёд, возвращаются в И.П., выполняют наклон назад,
возвращаются в И.П, ( 8 раз).
- «Казаки танцуют гопак».
И.П. - стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
Выполняют приседание, разводя руки в стороны, возвращаются в И.П., а потом поднимают руки вверх, выставивши правую - левую ногу на пятку (8 раз)
- Спокойная ходьба на восстановление дыхания.
И.Ф.: Казачата, вот мы с вами и потренировались, а теперь я вас приглашаю вас немного поиграть. Забав я принесла очень много, но выбрала самые интересные.
1 забава: Приходи, голубь сизокрылый к молодице, поведи её, молодицу, на
прогулку.
Команда девочек стоит напротив мальчиков, которые держат в руке платочек. По сигналу мальчик бежит «змейкой» между предметов к первой участнице и завязывает ей глаза. Берёт за руку и проводит «змейкой» назад. Затем обводит вокруг обруча и по прямой линии возвращается в команду девочек.
И.Ф.: Следующую забаву я подобрала и вот так её назвала.
2 забава: Пошла девушка по водицу, чуть не упала в колодец.
Первая участница берет коромысла с вёдрами, проходит по канату правым (левым) боком приставным шагом, подходит к мальчику, который быстро ей наливает ковшиком воду в один и другое ведёрце, после чего девочка поворачивается по канату в колонну, обходя обруч.
Атрибуты: 2 обруча, 2 каната, 2 коромысла, 4 ведра, 2 ковшика, 2 кастрюли о водой.
И.Ф.: Теперь я вас хочу удивить и про следующий конкурс рассказать. Люблю я смех и шутки, готова конкурс так назвать.
3 забава: Мой любимый в замке томится, ждёт, пока освободит его девица.
Обруч - «замок», в нем стоит мальчик, напротив его команда участниц, перед ней -
«сундук с ключами» ( геометрические фигуры). За спиной мальчика стул, на котором лежат соответствующие геометрические фигуры к ключам, в руке корона. По сигналу, мальчики поднимают любую геометрическую фигуру вверх; первая девочка ищет соответствующий ключ к замку, и быстро бежит, преодолевая препятствия, к своему «милому», надевает корону на голову и возвращается по прямой назад, ключ бросает в сундук. Мальчик тем временем снимает корону и поднимает уже другую геометрическую фигуру.
Атрибуты: 5 геометрических фигур, 5 ключей с геометрическими фигурами, 2 короны, сундук, 2 обруча, 2 стула.
И.Ф.: Наши игры очень веселые, интересные. И ещё одна. Готовьте последние силы.
Заключительная часть.
4 забава: Девушка из плена парня ждёт, вкусный пирог ему печёт.
По сигналу, каждая из участниц кладёт на лопатку булочку и несёт к мальчику, который держит поднос, кладёт на них булочку и быстро бежит назад в колону передаёт лопатку.
Атрибуты: 2 лопатки, 2 салфетки, 2 обруча, 4 тарелки.
И.Ф.: Молодцы, юные казаки и казачки! Справились со всеми конкурсами.
Желаю здоровья от воды ключевой,
Богатства от земли святой,
Счастья неземного, неба голубого.
А на прощанье пожелаем вам здоровья целый мешок, а с ним пускай звучит песня и
весёлый смех.
Звучит песня походная казачья песня «В саду дерево цветет». Дети уходят из зала.
- "Образование для всех" Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного с детьми ОВЗ в ДОУ "Надежда"
- Школа программирования для детей
- Танец - замена злости!
- Методология математики в теме "Тригонометрические уравнения"
- Консультация для педагогов «Основные подходы к профилактике нарушений осанки у дошкольников»