a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование кейс-технологии в развитии речи детей с задержкой психического развития. Учитель-логопед Чикризова М.С.

Автор: Чикризова Марина Сергеевна Опубликовано: 2018-12-12 10:03:58

Документы для скачивания

«Использование кейс- технологии в развитии речи детей с задержкой психического развития » Учитель- логопед Чикризова М. С. Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным организациям, к организации в них воспитательно- образовательного процесса, а, следовательно, и к поиску эффективных методов обучения детей. Современное общество ставит перед педагогами задачу подготовки дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития личности. Но так как мы говорим о воспитании и обучении детей с задержкой психического развития, нужно при организации работы с ними учитывать особенности их развития. Л. С. Выготский подчеркивал, что компенсация умственного и сенсорного нарушений детей возможна путем формирования высших психических функций, для чего необходимо создавать благоприятные условия. Принимая во внимание эти особенности, важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности ребенка и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность. То есть необходимо искать виды заданий, максимально повышающие интерес и активность ребенка. Учитывая образовательные потребности детей с ЗПР, исследователи обоснованно на первое место ставят использование практических и наглядных методов, формирующих сенсомоторную основу представлений и понятий о познавательной действительности. По- настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является применение кейс- технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс- технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Считаю, что кейс- технологию успешно можно применять для развития монологической речи старших дошкольников с ЗПР. В процессе использования кейс- технологий не только активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка, но и развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении, формируются условия для саморазвития личности каждого ребенка. Интерактивная деятельность в процессе кейс- технологий предполагает организацию и развитие диалогового общения, взаимодействие, совместное решение общих и значимых для каждого участника задач. Особенно актуально использование кейс- технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Активное речевое взаимодействие детей, многократное проговаривание материала в совместной деятельности содействует развитию речи, мышления и психических функций у дошкольников, способствует их социализации в обществе. Что такое «кейс»? Название кейс- технология произошло от латинского «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case»- портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Кейс- технология актуальна, соответствует требованиям современной государственной образовательной политики, нацелена на личностно ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию личности ребенка, его высших психических функций. Кейс- технология активизирует образовательный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, предлагаемый на кейсах материал интересен детям и вызывает у них эмоциональный отклик. Использование кейс- технологии в работе с детьми с ЗПР обусловлено, с одной стороны, особенностью использования этих технологий( необходимость сформированности определенных умений и навыков: умения высказывать свою точку зрения, грамотно и правильно строить высказывание, воспринимать точку зрения собеседника, умение договариваться, выбирать среди нескольких вариантов наиболее приемлемый в конкретной ситуации) , с другой стороны – особенностями развития данной категории воспитанников( недостаточное развитие всех компонентов речи, прежде всего – связной, мышления: сложности в установлении причинно- следственных связей, слабая сформированность коммуникативных навыков и др. ) Но особенностью внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс является необходимость адаптировать оригинальную кейс- технологию к условиям коррекционно- воспитательного процесса в работе с детьми с ОВЗ( в специализированных группах для детей с ЗПР) . Хочу представить возможности использования кейс- технологии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, позволяющие нам решать как традиционные коррекционно- развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед учителем- логопедом в новом образовательном стандарте. По сравнению с широко распространенными технологиями работы с дошкольниками кейс- технологии не столь известны. Еще менее опробованы они в работе групп компенсирующей направленности. Преимущества кейс- технологий: - коллективный характер познавательной деятельности; - творческий подход к познанию; - сочетание теоретического знания и практических навыков. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, развития навыка работы с информационными источниками. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мыш лением существует единство»( С. Л. Рубинштейн) . Отличительной особенностью кей с- метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого дошкольника в самостоятельную работу по решению проблемы, что в дальнейшем позволит им заниматься самообразованием и саморазвитием в любом направлении. В процессе освоения кейс- технологий дети: • учатся получать необходимую информацию в общении; • умение соотносить свои устремления с интересами других; • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; • учатся отстаивать свою точку зрения; • умение принимать помощь. Кейс- технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: • происходит формирование у детей навыков работы в команде; • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений. Изучив материал по данному вопросу, пришла к выводу о том, что наиболее адекватным и продуктивным в работе с детьми с особыми образовательными потребностями будет использование практического вида кейса. Это связано с тем, что задачей практического к ейса является разрешение какой- либо ситуации. При этом учебное значение такого кейса может сводиться к закреплению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, либо к принятию решения в данной проблемной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. В своей практике использую кейс- иллюстрации, кейс- фото. Кейс- иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс- иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс- иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Кейс содержит: - и ллюстрацию( фотографию) , соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация; - текст к иллюстрации( фотографии) , характеризующий данную проблемную ситуацию; - текст( правильно поставленный вопрос) , мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы. Используя данную технологию, соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми. Первый этап: подготовительный. Начинаю знакомить детей с ситуацией( фотографией) . Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации. На втором этапе дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. На третьем этапе я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Четвертый э тап: ( анализ принятия решения) – вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. На пятом, оценочно- рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. Особенности использования кейс- технологии в работе с детьми с ЗПР представлены в таблице. Особенности детей с ОВЗ Адаптация технологии Особенности восприятия( узость, нарушение целостности, огранич енность объема восприятия) и внимания( неустойчивое, рассеянное, низкая концентрация) . Ограничение количества объектов, предъявляемых одновременно на экране, иллюстрационный материал( картинки) яркие, понятные, контрастные. Особенности восприятия( сниженная скорость восприятия) , недоразвитие мелкой моторики. Увеличение времени для восприятия наглядного материала. Нарушение понимания обращенной речи( трудность восприятия речевых и инструкций) Упрощение инструкций при выполнении заданий( односоставные инструкции) Нарушение связной речи( неумение самостоятельно грамотно строить высказывание) . Обсуждение вариантов решения проблемы на этапе мозгового штурма под руководством( или с помощью на начальном этапе) взрослого. Недоразвитие диалогической речи( сложности в ведении диалога, неумение выслушивать точку зрения сверстника, договариваться) . Обсуждение на этапе мозгового штурма преимущественно не всей группой, а в парах, малых группах. Использование в процессе проведения обсуждения алгоритмов, карт- схем с правилами обсуждения. Недоразвитие словесно- логического мышления( трудности в установлении причинно- следственных связей) . Включение, например, в фото- кейс дополнительных фотографий: одна( с изображением проблемной ситуации) в начале работы над кейсом, вторая( с изображением решения проблемной ситуации) на этапе решения проблемы. Особенности восприятия( ограниченность объема восприятия, сниженная скорость восприятия) . Поэтапное предъявление объектов при работе с кейсами. Недоразвитие наглядно- образного и словесно- логического мышления, трудности переноса имеющихся знаний в новую ситуацию. Включение в технологическую карту работы над кейсом( на этапе этапа мозгового штурма) практической деятельности( например, выбрать картинки, на которых изображено решение данной проблемной ситуации, реальных предметов, которые помогут в решении данной ситуации и т. д. ) . Данная технология используется в рамках комплексно- тематического планирования как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя. В св оей работе планирую разработать сжатые мини- кейсы по лексическим темам. Вывод: Кейс- технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс- технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Использованная литература: 1. Акулова, О. В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста/ О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, Л. М. Гурович. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 240 с. 2. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы/ И. Козина/ / Рубеж. - 1997. - № 10- 11. - С. 177- 189. 3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс- метод: общие понятия/ Е. И. Михайлова/ Маркетинг. - 1999. - №1.

Оставить комментарий: