a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия "Звук Р" Гащенко З.В.

Автор: Васильченко Инесса Сергеевна Опубликовано: 2018-12-24 21:46:59

Документы для скачивания

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука[ Р] . учитель- логопед Гащенко З. В. МАДОУ «ЦРР – детский сад № 2 г. Шебекино» Цель: учить правильно произносить звук[ р] механическим способом Задачи. Образовательные: упражнять в определении наличия и места звука. Коррекционно- развивающие: способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики; создать условия для развития фонематических процессов; развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание. Воспитательны е: воспитывать внимательность, усидчивость. Оборудование: зеркало с диктофоном, профиль артикуляции звука[ Р] , предметные картинки, картинки- символы артикуляционных упражнений, картонные домики, перья, деревянные фишки( Дед Мороз и ёлочка) . Ход занятия. Подготовительный этап. 1. Организационный момент. - Саша, сегодня утром Дед Мороз Волшебное зеркало и шкатулку принёс, В ней игрушки и картинки, Чтоб училась без запинки Ты слова все говорить, И звук[ Р] произносить. - Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук[ Р] . Составь поезд. Назови, кто в нём поедет, а я запишу твой голос на нашем волшебном зеркале. Послушай свою речь. Звук[ Р] у тебя пока ещё не получается. 2. Сообщение темы и цели занятия. - Сегодня мы продолжим работу над звуком[ Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляци онную гимнастику. 3. Артикуляционная гимнастика. Разложи по порядку картинки – символы с изображением артикуляционных упражнений: «Бегемот», «Блинчик», « Сладкое варенье», «Грибок», «Лошадка», «Барабан». На картинке бегемот широко открыл свой рот. От него не отставай, ротик тоже открывай. Раз, два, три, четыре, пять – ротик можно закрывать. ( Повторить 5–6 раз) Теперь сделаем массаж, Испечём мы блинчик наш: Язычок погладим ласково губами, А затем постукаем бережно губами( пя- пя- пя) , Язычок погладим ласково зубами, Нежно покусаем мы его зубами( та- та- та) , И опять погладим ласково зубами, А потом похлопаем бережно губами( пя- пя- пя) , И в конце погладим ласково губами. ( Повторить 5–6 раз) Сладкоежка- язычок, всем на удивленье, Очень любит, есть с блинами сладкое варенье. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. ( Повторить 6–8 раз. ) Замечательный грибок, Так и просится в роток! Рот пошире открывай, Язычок не отрывай! Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. ( Повторить 6–8 раз. ) Вот лошадки друг за другом Быстро бегают по кругу. ( ребёнок щёлкает язычком) Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. ( Повторить 6–8 раз. ) Через барьер прыгают И губами фыркают: “тпру”. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. ( Повторить 6–8 раз. ) Б а рабанщик. Белый зайчик очень занят Ды- ды, ды- ды- ды, Он стучит на барабане Ды- ды, ды- ды- ды, Кто умеет барабанить, Ды- ды, ды- ды- ды, Язычок послушным станет Ды- ды, ды- ды- ды. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, мн огократно и отчетливо повторяя: “Ды- ды, ды- ды- ды… ”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. ( Упр. выполняется в течение 10–15 с. ) Основной этап 1. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука. - Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось! - Посмотри на меня, как я произношу звук[ Р] . Рассмотрим профиль этого звука. - Какое положение принимают губы? ( губы открыты) - А зубы? ( зубы сближены, но не соприкасаются) - Как работает кончик языка? ( кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует) - Где проходит воздушная струя? ( воздушная струя идет по середине языка) - Когда ты произносишь звук[ Р] , есть преграда во рту, значит это звук согласный. Ещё он звонкий. Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? ( я чувствую дрожание) Этот звук еще может быть твердым или мягким. 2. Физкультминутка. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. ( подскоки на правой ноге) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке( подскоки на левой ноге) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки( прыжки на месте на обеих ногах) Стоп. Немного отдохнем. Дальше неспеша, пойдем( ходьба на месте) 3. Упражнения на дыхание. - На заснеженной тропинке, Ловим белые снежинки. Для правильного произношения звука[ Р] нужно уметь делать сильный выдох. У п ражнение «Снежинка»( ребенок выполняет упражнение с пёрышком на д ыхание) . Поста райся сделать сильный выдох вверх. Снег идёт, снег идёт И на землю стелится, Вдруг, откуда ни возьмись, П однялась метелица! Следующее упражнение «Метелица»( ребенок выполняет упражнение с полоской тонкой бумаги) . В ыдыхай медленно и плавно. 4. Постановка звука[ Р] механическим способом от сохраненной фонемы[ Д] . Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо( д- д- д- д) . Произнеси быстро длин ный ряд дддд( в это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука[ Р] ) . Попробуем завести моторчик: дрын, дры н…( с палочкой и без неё) . 5. Развитие фонетического слуха. Работа с домиками: Упражнение «Услышь звук[ Р] »( если есть в слове звук[ Р] – ребёнок кладёт фишку- фигурку Деда Мороза, если нет звука –фишку ёлочку) . А теперь проверь, все ли звуки ты услышала( самоконтроль по карточке- схеме, где Дед Мороз- красный овал, ёлочка- белый треугольник) Упражнение «Домик ».   О предели место звука[ Р] в словах и разложи картинки в домик. 6. Закрепление звука[ Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР- Потренируемся произносить звук[ Р] . Повторяй за мной: ДР …Ы – ДР…Ы – ДР…Ы ДР …А – ДР…А – ДР…А ДР …О – ДР…О – ДР…О ДР …У – ДР…У – ДР…У( применение ватной палочки) Заключительный этап. 1. Итог занятия- Чему мы сегодня учились на занятии? ( Сегодня мы учились произносить звук[ Р] ) - Что происходит с губами, зубами, языком? ( Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят) 2. Рефлексия. - Дома тренируйся произносить раскатист ое длительное ДР с помощью своего пальчика. - Здесь от Деда Мороза для тебя ёлочка с колокольчиками, можешь её украсить.

Оставить комментарий: