a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад "Синквейн" Гащенко З.В.

Автор: Васильченко Инесса Сергеевна Опубликовано: 2018-12-24 21:47:50

Документы для скачивания

Доклад на тему: « Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОНР 5- 6 лет »   Кто ясно мыслит  – тот ясно излагает. Античная поговорка Подготовила учитель- логопед: Гащенко З. В. Слово «синквейн» с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико- грамматического строя и связной речи дошкольников. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн — игровая технология, как средство успешной коррекц ии и развития речи дошкольников, осуще ствляющаяся по следующим направлениям: расширение и активизация словаря; формирование структуры значения слов; развитие словообразования; уточнение грамматического значения слова. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и со вершенствования словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», готовила платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, об означающее признак предмета», накапливала материал для распространения предложени я определениями. Дети овладели понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов. Графические схемы помогали ребятам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Ф ормирование первоначального умения составлять синквейн   словами- символами проводилось с детьми в парах, в под группах и только затем – индивидуально. Сос т авление синквейна проводилось в конце каждой лексической темы, когда у детей накапливался достаточный словарный запас по данной теме. В виду того, что дети нечитающие, в работе использовались различные картинки, графические схемы и изображения, схемы предлогов. Если ребенок давал одно название тому, что изображено на картинке( волк) , то ребёнка можно спросить, как назва ть его по- другому( дикое животное, зверь) . Коррекционное воздействие строилось по плану: - детям предлага ла называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос; - добивалась от детей названий нескольких действий, которые могут п роизводить изображенные животные( волк бегает, охотиться, воет) ; - дети называли то, что изобра жено на картинках( «волк воет », « медведь спит ») ; - называла несколько признаков к одному предмету( бурый, косолапый, неуклюжий) , дети называли животного( это медведь) ; - дети подбирали слова, подходящие к графиче ским изображениям( дом – живёт, обитает, строит жильё; тарелка – ест, питается, кормит, добывает пищу) . Здесь же, использовался приём эйдотехники, с помощью которого дети воспринимали и запоминали информацию через мир образов. Н апример: «клубок ниток»- обозначал то, что ёжик «сворачивается в клубок»; «ребёнок спит в кровати»- медведь «спит» в берлоге; «человек грызёт яблоко»- заяц «грызёт» морковку и т. д. На этом этапе занятий главное, чтобы дети на учились обосновывать свой ассоциативный выбор. Использовался в работе приём неполного  синквейна  - синквейн – загадка, ( был дан  синквейн без указания темы для оп ределения отсутствующей части, но так чтобы дети догадались, о чем идет речь) . На начальном этапе обучения детей составлению синквейна использовались следующие дидактические и словесные игры: «Подбери определения», «Узнай предмет по признакам», «Кто что делает? », «Назови часть целого», «Кто это? Что это? »,   «Отгадай загадки»,   «Узнай по действиям»,   «Скажи, какой? какая? какое? какие? »,   «Подбери признаки»,   «Кто что делает? , «Найди пару»,   «Слова с противоположным значением»  и другие, просмотр мультимедийных презентаций. После того, как у детей сформировалось представление о словах, познакомила их с понятием «предложение ». Дети научились выкладывать схему предложения из слов- силволов, заменяли символы на слова- полоски, при этом фактически закладывалась основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. Правила составления синквейна. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка – слова, связанные с первыми, отражающие суть темы( ассоциативный ряд) . Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дети, умеющие печатать, могут создавать синкв е йн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Синквейн можно использовать для составления связного рассказа, например. Заяц. Б елый, пушистый. Прячется, боится, убегает. Я жалею зайца. Дикое животное. В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: - Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя- логопеда. - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления. Таким образом, прием составления синквейна  с пособствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, критически мыслить, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО. Используемая литература: Акименко, В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. - м етод. пособие. Ростов н/ Д. , 2008. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/ Д; изд. Феникс, 2011. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5- 2005. Коноваленко, В. В.  Родственные слова.  Лексико- грамматические  упражнения  и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009. Ушакова,  О. С. ,  Струнина, Е. М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного        возраста. – Владос – Москва, 2010. Ушакова,  О. С.  Развитие  речи и творчества  дошкольников. – Т. Ц.  Сфера, 2005. Ушакова,  О. С.  Придумай  слово. – Т. Ц.  Сфера, 2010.  

Оставить комментарий: