«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Опубликовано: 11:50:31 25-12-2018

Автор: Бикинеева Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

       Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.


Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

 Буквы ровно написать.

 Загляните вы сюда –

Другом станет вам игра,

Так занятна и умна.

Увлечет игрой веселой

И поможет перед школой

 Руки, пальчики развить,

Чтоб отличниками быть.

 

Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.

 

ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.

 Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

 Буквы

 Буквы из мозаики  Нравятся и заиньке,  И ежу, и мишке –  Вот они, детишки.

 

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

 Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

 Сказки оживают


Кусочки пластилина  Катает наша Зина:  Шарики, колбаски,

 И оживают сказки. Пальчики стараются,  Лепят, развиваются.

 

 

ИГРЫ С БУМАГОЙ

Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.

 Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный  Из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.

 

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

 Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,  Между пальчиков верчу.  

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

 

РИСОВАНИЕ

Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторю половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

 Рисунки на песке

На песке рисую горы,  Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи  Дом, в котором  Мы живём.

 

НА САДОВСКОМ ОГОРОДЕ

 Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа на огороде, на клумбах участка.

Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).

Прополка

Зайка мало отдыхает, Грядки полет, поливает. Огород его хорош, Сорняков в нем не найдешь.

А морковка – просто чудо. – Есть один её не буду,– Так решил зайчонок,– Пусть поест слоненок.

 

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

 Ёжик

 Пыхтя, тащил домой грибок  Проворный маленький зверёк.   

Ни головы, ни ножек,  – Конечно, это ёжик. 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: