a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Литературное чтение

Опубликовано: 2015-09-06 20:34:04

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературному чтению  базового уровня  для 3  класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004)  и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов»

 

На изучение отводится 3 часа в неделю (из них 1 час в  2 недели внеклассное чтение).

Таким образом, всего 102 часов, из них:

  • литературное чтение – 85 часов;
  • внеклассное чтение – 17 часов.

 

 

Цели и задачи обучения:

vРазвитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

vФормирование эстетического отношения к искусству слова;

vСовершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

vОвладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

vФормирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

vВоспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

vОбогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

vРазвитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.

 

 

 

 

 

Планируемый результат подготовки обучающихся начальной школы

- осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

- описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

 

Знания, умения, навыки учащихся 3 класса:

 

  • Развитие навыков осознанного, правильного чтения целыми словами
  • Выразительность чтения и речи, орфоэпически правильное чтение
  • Совершенствование звуковой культуры речи, развитие четкой дикции
  • Темп незнакомого текста не менее 70 - 85 слов в минуту
  • Использование правильной интонации и темпа чтения
  • Ответы на вопросы по содержанию текста
  • Воспроизведение содержания по вопросам и картинному плану
  • Подробный пересказ небольшого произведения
  • Раскрытие содержания иллюстраций к произведению
  • Деление текста на части и  озаглавливание
  • Сопоставление слов синонимов
  • Различение простейших случаев многозначности слов
  • Отыскивание в тексте слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы
  • Ориентировка в книге (знакомство с содержанием, нахождение нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в книге)

 

Курс обеспечен:

  • учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  «Родная речь» в двух частях. 3 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.
  • Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2009. – Серия «Успешный старт»

 

Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 3 классе

 

 

№ п/п

Раздел программы

3 класс

 

Всего часов

 

Содержание

Контрольные,

творческие, лабораторные

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

1

Самое великое чудо на свете

 

2

Различие типов книг, ис­пользование выходных дан­ных (автор, заглавие), ог­лавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

 

Знать:  различные произведения.Уметь:приводить пример произведений.

 

2

 

Устное народное творчество

 

 

8 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

 

Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения.

 

Уметь: читать осознанно текст художест­венного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

 

3

 

Поэтическая тетрадь 1

 

 

 

 

8 час.

Произведения выдающихся представителей русской ли­тературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

 

 

Тестирование.

 

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения.

 

4

 

Великие русские писатели

 

18 час.

Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения.            

 

 

 

Тестирование.

Уметь: выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения;  анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

 

5

 

Поэтическая тетрадь 2

 

6час.

Произведения выдающихся представителей русской ли­тературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

 

Тестирование.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

 

6

 

Литературные

сказки

 

6 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

 

 

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художест­венного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

 

7

 

Были  и небылицы

 

7 час.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

 

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.Уметь: читать осознанно текст художест­венного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские;

 

8

 

Поэтическая тетрадь 1

 

4 час.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

 

Тестирование.

Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

 

9

 

Люби живое

 

14 час.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

 

Знать: основное содержание текста.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

 

10

 

Поэтическая тетрадь 2

 

6 час.

Произведения выдающихся представителей русской ли­тературы о природе, о весне.  Выра­зительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

Знать: произведения русских поэтов о природе;  произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись».

Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения.  Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

 

11

 

 

 

 

 

Собирай по ягодке –

наберешь

кузовок

 

 

12 час.

 

 

 

 

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.  Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.  Выразительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста.

 

Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям.

 

12

 

 

13

 

 

По страницам

детских

журналов

 

 

Литература зарубежных

стран.

 

 

5 час.

 

 

5час.

 

 

 

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по

 

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

 

 

 

Тестирование.

Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонации.

 

Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (облож­ка, оглавление, титульный лист, ил­люстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

 

№ п\п

 

Тема урока

Кол –во час

 

Домашнее задание

 

 

Дата проведения

План

Факт

Виды речевой деятельности (10 часов)

 

1

 

Инструктаж по технике безопасно­сти и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

 

 

1

 

Комби­нирован­ный

 

Фрон­таль­ный, инди­виду­альный опрос

 

Выразительное чтение

1

Рукописные  книги  Древней  Руси

1

Выразительное чтение

 

 

2

Первопечатник  Иван  Федоров

1

 

Выразительное чтение

 

 

3

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки.

1

Выразительное чтение

 

 

4-5

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2

Выразительное чтение, пере­сказ; пере­сказ, составле­ние плана

 

 

6-7

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

2

Выразительное чтение, пере­сказ, состав­ление плана; выразительное чтение, пере­сказ, рисунок

 

 

8-9

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

2

Выразительное чтение, пересказ, рисунок

 

 

 

10

Обобщение. Устное народное твор­чество.

1

 

Ответы на вопросы раздела, с. 51-58

 

 

 

 

Круг чтения и опыт читательской деятельности (26 часов)

 

11

Творчество Ф. И. Тютчева  «Весенняя гроза»

 

1

Выразительное чтение; чтение наизусть

 

 

12

Творчество А. А. Фета  «Мама, глянь-ка, из окош­ка...»

 

1

Выразительное чтение; чтение наизусть

 

 

13

Творчество А. А. Фета  «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

Выразительное чтение

 

 

14

Творчество И. С. Никитина «Полно, степь моя...»

1

Выразительное чтение

 

 

15

Творчество И. С. Никитина «Ут­ро. Встреча зимы»

1

1

 

Выразительное чтение, рису­нок

 

 

16

Творчество И. 3. Сурикова  «Детство. Зима»

Выразительное чтение, чтение наизусть

 

 

17

Обобщение. Стра­ницы русской классики.

1

Ответы на во­просы, с. 78-80

 

 

18

Внеклассное чтение. Любимые сти­хи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»

1

Выразительное чтение, чтение наизусть

 

 

19

Творчество А. С. Пушкина  «За весной, красой природы»

1

Выразительное чтение, рису­нок

 

 

20 -21

Творчество А. С. Пушкина  «Зимнее утро», «Зимний вечер»

2

Выразительное чтение, чтение наизусть

 

 

22 - 25

Творчество А. С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане, о сыне его...»

4

Выразительное чтение, план, рисунок

 

 

26

Творчество И. А. Крылова  «Мартышка и оч­ки»

1

 

Выразительное чтение по ро­лям, наизусть

 

 

27

Творчество И. А. Крылова  «Зеркало и обезьяна»

1

Выразительное чтение по ро­лям, наизусть

 

 

28

Творчество И. А. Крылова  «Ворона и  Лисица»

1

 

Выразительное чтение по ро­лям, наизусть

 

 

29

Творчество М. Ю. Лермонтова  «Утес», «Горные вершины»

1

Выразительное чтение

 

 

30-31

Творчество А. Н. Толстого «Акула. Прыжок»

2

Выразительное чтение, пере­сказ

 

 

32

Творчество Л. Н. Толстого  «Лев и собачка»

1

 

Выразительное чтение, пере­сказ

 

 

33

Л. Н. Толстой «Ка­кая бывает роса на траве»

1

Отрывок наизусть

 

 

34

Обобщение. Л. Н. Толстой.

1

Ответы на во­просы, с. 163

 

 

35

Обобщение. Вели­кие русские писа­тели.

1

 

Ответы на во­просы, с. 164— 167

 

 

Говорение (13 часов)

36

Творчество А. Н. Некрасова  «Славная осень»

1

Выразительное чтение, рису­нок

 

 

37-38

Творчество А. Н. Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Выразительное чтение, отрывок наизусть

 

 

39

Творчество К. Д. Бальмонта  «Золотое слово»

1

Выразительное чтение

 

 

40

Творчество И. А. Бунина  «Дет­ство»

1

Выразительное чтение

 

 

41

Творчество И. А. Бунина  «По­левые цветы»

1

Выразительное чтение

 

 

42

Обобщение. По­этическая тетрадь.

1

Ответы на вопросы, с. 178

 

 

43

Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки»

1

Выразительное чтение, пересказ

 

 

44- 45

Творчество В. М. Гаршина «Ля­гушка-путешест­венница»

2

Выразительное чтение, со­ставление пла­на, пересказ

 

 

46

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

 

Выразительное чтение, чтение по ролям

 

 

47

В. Ф. Одоевский. Обобщение

1

Ответы на во­просы

 

 

48

Обобщение. Лите­ратурные сказки

1

Ответы на во­просы, с. 209

 

 

Виды ре­чевой дея­тельности. Слушание (аудирова­ние). Чте­ние. Гово­рение.  (54 часа)

 

49-50

Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой. М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»

2

Выразительное чтение, пересказ

 

 

51-52

Творчество К. Г. Паустовского «Растрепанный  воробей»

2

Выразительное чтение, пере­сказ, рисунок

 

 

53-54

Творчество А. И. Куприна  «Слон»

2

Выразительное чтение, со­ставление плана, пересказ

 

 

55

Обобщение. Были-небылицы

1

Ответы на во­просы, с. 42-43

 

 

56

Внеклассное чтение.Книги А. Митяева об армии  и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

Выразительное чтение

 

 

57

Творчество Саши Черного  «Во­робей», «Слон»

1

Выразительное чтение, рису­нок

 

 

58

Творчество А. А. Блока  «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

Выразительное чтение, рису­нок

 

 

59

Творчество С. А. Есенина  «Че­ремуха»

1

 

Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, с. 56

 

 

60

Внеклассное чте­ние. «Мама и мы». М. М. Пришвин

«Моя Родина»

1

Выразительное чтение, пере­сказ

 

 

61-62

Творчество И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

2

 

Выразительное чтение, твор­ческий пере­сказ

 

 

63

Творчество В. И. Белова  «Малька провинилась»

1

Выразительное чтение, пере­сказ, составле­ние плана

 

 

64

В. И. Белов «Еще про Мальку»

1

Выразительное чтение, пере­сказ, составле­ние плана

 

 

65-66

Творчество В. В. Бианки «Мышонок Пик»

2

 

Выразительное чтение, пере­сказ, краткий план

 

 

67-69

Творчество Б. С. Житкова  «Про обезьянку»

3

 

Выразительное чтение, твор­ческий пере­сказ

 

 

70

Творчество В. Л. Дурова  «Наша Жучка»

1

Выразительное чтение, план (подробный), пересказ

 

 

71

Творчество В. П. Астафьева  «Капалуха»

1

Выразительное чтение, пересказ

 

 

72

Творчество В. Ю. Драгунского  «Он живой и све­тится»

1

 

Выразительное чтение, пересказ

 

 

73

Обобщение. «Люби живое»

1

Ответы на во­просы, с. 109 (письменно №3)

 

 

74

Внеклассное чтение.Книги о космонавтах. С. Я. Маршак «Гроза днем»

1

Выразительное чтение

 

 

75

Творчество А. Л. Барто «Разлука»

1

 

Выразительное чтение

 

 

76

Творчество А. Л. Барто «В те­атре»

1

Выразительное чтение

 

 

77

Творчество С. В. Михалкова «Если»

1

 

Выразительное чтение

 

 

78

Творчество Е. А. Благининой  «Кукушка», «Коте­нок»

1

Выразительное чтение, рису­нок

 

 

79

Обобщение. По­этическая тетрадь

1

Ответы на во­просы, с. 122

 

 

80

Внеклассное чте­ние. «Наша биб­лиотека». Б. В. Шергин «Собирай по ягодке -наберешь кузовок»

1

Выразительное чтение, пере­сказ, рисунок

 

 

81-82

Творчество А. П. Платонова  «Цветок на земле»

2

Выразительное чтение, пересказ (творческий)

 

 

83

Творчество А. П. Платонова  «Еще мама»

1

Выразительное чтение

 

 

84-85

Творчество М. М. Зощенко «Золотые слова»

2

Выразительное чтение, план, пересказ

 

 

86-87

М. М. Зощенко «Великие путеше­ственники»

2

Выразительное чтение, со­ставление пла­на, пересказ

 

 

88

Творчество Н. Н. Носова  «Федина задача»

1

 

 

Выразительное чтение, твор­ческий пере­сказ, инсценирование

 

 

89

Творчество Н. Н. Носова  «Телефон»

1

Выразительное чтение, твор­ческий пере­сказ, чтение по ролям

 

 

90

Творчество В. Ю. Драгунского  «Друг детства»

1

 

Выразительное чтение

 

 

91

Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

1

Ответы на вопросы, с. 176.

 

 

92-93

Внеклассное чте­ние. «Любимые книги - любимые писатели». Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

2

Выразительное чтение, пересказ

 

 

94

Г. Б. Остер «Вред­ные советы», «Как получаются леген­ды»

1

Выразительное чтение

 

 

95

Творчество Р. Сефа   «Веселые стихи»

1

Выразительное чтение

 

 

96

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

1

Ответы на вопросы, с. 188 (письменно №3)

 

 

97-98

Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персей». Древне­греческий миф

2

Выразительное чтение

 

 

99-101

Г. X. Андерсен «Гадкий утенок»

3

 

Выразительное чтение, пересказ, составление плана

 

 

102

Обобщение. Зару­бежная литература

 

1

Задание на лето.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: