Родительский клуб «Педагогическая гостиная»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Ёлочка» города Нижневартовска Выполнила: Ибрагимова Наталья Викторовна Нижневартовск 2011- 2012г. Пояснительная записка Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. ( А. С. Макаренко) Семья- это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Для ребёнка семья- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Р одительская любовь дает человеку «запас прочности », формирует чувство психологической защиты. Вот и родился долгожданный ЧЕЛОВЕЧИК на свет! Сколько надежд, ожиданий и тревог появляется вместе с ним у родителей. . . С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро… Он растет и приближается время отдавать его в сад. И вот малыш идёт в детский сад. При поступлении в детский сад адаптация у малышей проходит по- разному, и это понятно, ведь отрыв от матери, новая обстановка, нахождение долгое время с незнакомыми им ранее детьми и взрослыми могут спровоцировать тяжелый стресс, и как следствие этого привести к болезни. Мы, педагоги, знаем, что возможность неблагоприятной адаптации у ребенка обычно резко возрастает, когда у малыша имеется ряд неблагоприятных факторов развития, называемых врачами «факторами риска». А таких детишек становится с каждым годом все больше. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных де л нельзя забывать, что детство- самый ценный период в жизни каждого ребёнка. Чтобы первые шаги ребят в детский коллектив были радостными, облегчить их наша, родителей, педагогов и психологов, специалистов медицины главная задача. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб- наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей младшего возраста организовали семейный клуб «Педагогическая гостиная». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. Цель клуба Установить сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей младшего возраста, расширение форм работы с родителями, обеспечение социализации детей младшего возраста и их адаптации в ДОУ Задачи клуба- Решение проблемы адаптационного периода, подготовка детей к посещению ДОУ; - Вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого- педагогической грамотности; - Установление контакта с семьёй, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению. Функции клуба: - оказание медико- психолого- педагогической помощи родителям детей младшего возраста; - пропаганда положительного опыта семейного воспитания; - повышение педагогических знаний родителей детей младшего возраста; - адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ; - профилактика и лечение заболеваний, оздоровление детского организма. Принципы: - общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности; - систематичности и последовательности; - соблюдение принципа постепенности; - добровольности и открытости; - равенства; - общности; - уважения и понимания друг друга; - активный и творческий подход к работе в клубе; - конфиденциальности; - учета пожеланий и предложений каждого члена клуба; - доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; - стремления к здоровому образу жизни. Организация деятельности Клуба: Режим работы Клуба определяется условиями и возможностями ДОУ и потребностями родителей; - заседание проводятся в группе детского сада в соответствии с планом работы; - план работы составляется на один год, с возможными дальнейшими изменениями; - заседания проводятся 1 раз в 3 месяца, просветительскую работу планировать и проводить еженедельно; - деятельность Клуба может быть прекращена по инициативе ДОУ или родителей( законных представителей детей) ; - членами клуба могут быть все члены семьи воспитанника. Права и обязанности членов Клуба: Члены Клуба имеют право: Получать консультативную помощь по вопросам оздоровления детей. Участвовать в мероприятиях, проводимых в рамках работы Клуба. Члены Клуба обязаны: Соблюдать требования техники безопасности, охраны жизни и здоровья дошкольников. Работа в клубе стимулирует родителей: К поиску информации для создания семейных газет; - к распространению собственного опыта и изучению опыта других родителей в вопросах оздоровления дошкольников; - к приобщению к активному отдыху, физкультуре во время развлечений, походов и спортивных праздников. Ожидаемые результаты: Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов через создание центра «Инновационные формы взаимодействия с семьей в условиях открытости ДОУ. - сформировать у родителей положительное отношение к здоровому образу жизни своего ребенка; - повышение педагогической компетентности родителей; - апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами; - осознание родителями собственного воспитательного опыта; - снятие затруднений детско- родительских отношений; - установить сотрудничество с семьями по проблеме формирования здорового образа жизни детей; - совершенствование деятельности Семейных клубов образовательного учреждения; - вовлечь родителей в воспитательно- образовательные в мероприятия ДОУ, повысить их психолого- педагогическую грамотност ь. Форма работы: - деловые игры, - дискуссии, - круглый стол, - решение педагогических ситуаций, - обсуждение опыта семейного воспитания, - общие консультации, - групповые собрания, - оформление информационных и тематических стендов, фотомонтажи. - организация выставок, - педагогические библиотечки, - беседы, консультации, поручения родителям, - презентации, - видеопросмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ. Участие в таких мероприятиях помогло родителям активизировать воспитательные навыки, у них появилась вера в собственные педагогические возможности. Работа семейного клуба «Педагогическая гостиная» проходила в три этапа. Первый этап выявление психолого- педагогических проблем в семьях. Участие в работе Клуба педагоги и специалисты ДОУ: заместитель заведующей по ВМР, педагог- психолог, музыкальный руководитель, врач- педиатр, старшая медсестра, медсестра- массажист, шеф- повар, социальный педагог, педагоги. Второй этап была сформирована нормативно- правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы, журнала регистрации, отчёта о проделанной работе. Третий этап, работы в конце учебного года, была проведена психолого- педагогическая диагностика. Подытожили итоги года. Результаты показали следующие изменения: - процесс привыкания детей( 18 чел. ) к детскому саду прошёл успешно: степень адаптации лёгкая( 61% ( 11 детей) ) , и средняя( 39% ( 7 детей) ) ; - повысилась психолого- педагогическая грамотность родителей; - родители стали активно включаться в процесс социального воспитания; - установились партнерские отношения между детьми, родителями и воспитателями. Перспективный план заседаний клуба для родителей «Педагогическая гостиная» младшая группа Месяц Тема Содержание Октябрь «Первый раз, в детский сад» Заседание №1 «День открытых дверей» Приняла участие заместитель заведующей по ВМР Выступление педагога психолога по теме « Адаптация детей к условиям детского сада » Круглый стол «Дом, в котором мы живем». - Презентация: « Адаптация детей к условиям детского сада »- Анкетирование родителей по вопросам «Чтобы процесс адаптации сделать менее болезненным, нужна помощь взрослых»- Знакомство родителей совместно с детьми. Игра- занятие. «Давайте познакомимся! » Визитная карточка семьи. - Сообщение об организации содержания, воспитания и обучения ребёнка в ранней группе. Педагогическая библиотека «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду». «Я иду в детский сад», «Первый раз в детский сад». Семейная копилка: организация режима жизни ребёнка в домашних условиях. Январь «Здоровые взрослые- здоровые дети». Заседание №1 Практический тренинг. «Расти здоровым, малыш! » Выступление врача педиатра: " Как уберечь ребёнка от острых инфекционных заболеваний" Презентация: «Стремиться быть здоровыми» Семинар- практикум «О вкусной и здоровой пище»- Сообщени е шеф- повара « Готовь большую ложку »- Выставка блюд правильного детского питания, сбалансированного по содержанию витаминов, белков, жиров и углеводов «Какие продукты полезны малышам»- Дегустация блюд. - Конкурс «Меню выходного дня». - Видеоролик «Вкусная каша». Педагогическая библиотека «Сам ообслуживание в жизни ребенка», « Я живу по расписанию», «Что необходимо знать о развитии своего ребёнка» Семейная копилка: рецепты детских блюд. «Здоровье ребёнка в наших руках». Апрель «Мы вместе весело играем, и весело живём». Круглый стол «Дом, в котором мы живем». - Беседа: «Хорошо ли ребёнку в детском саду? » Видеотека: «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». Сообщение: «Игра- это серьёзно». Видеогостиная «Какими мы были, какими мы стали». Педагогическая библиотека «Роль развивающих игр для детей 3- 4 лет». Тематические стенды «Это интересно». Семейная копилка: развивающие игры для детей от 1 до 3 лет. Фотоальбом «Счастливые моменты жизни в детском саду». Перспективное планирование работы с родителями на год С рок Формы работы Сентябрь Семейная газета «Традиции здорового образа жизни в моей семье». Консультации врача- « Здоровье без лекарств » Наглядно- текстовая инструкция: «Кризис 3- лет» Памятка «Закаливание детей в семье» Информация «Режим дня- это важно! » Октябрь Наглядно- текстовая информация: «Закаливание дома» Памятка для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского са да. Идём в детский сад в 3 года » Семейная газета «Как стать неболейкой » Ноябрь В гостях у доктора « Пилюлькина » родительская почта вопрос – ответ: профилактики детской близорукости. «Школа для глаз»- обучение родителей гимнастике для глаз, фото демонстрация работы со зрительными тренажерами, игры с детьми в домашних условиях. Советы народной медицины по укреплению зрения Консультация для родителей: «Гимнастика для глаз» Фотовыставка: «Расту здоровым» Декабрь Консультация: «Чистота- та же красота». Стенгазета «Будь здоров малыш» Наглядно- текстовая информация: «Ну- ка пальчик, за работу» В гостях у доктора « Пилюлькина » родительская почта вопрос- ответ «Профилактика ОРЗ и гриппа», «Меры предупреждения и лечения гриппа». Январь Консультация для родителей «Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста », « Формирование культуры трапезы » Памятка для родителей «Здоровый образ жизни». Буклеты: « Потешки, песенки, прибаутки, которые способствуют формированию культурно- гигиенических навыков малыша». Оформление тематического стенда «Можно- нельзя»( какие продукты можно или нельзя употреблять в пищу ребёнку) . Февраль В гостях у доктора « Пилюлькина » родительск ая почта вопрос- ответ «Точечный массаж как средство закаливания»; « Самомассаж от простуды автор А. М. Уманская»; «Ушные раковины»; «Массаж кистей рук»( ответы подготовила медсестра массажист) Акция «Здоровый образ жизни» Консультация «Береги зубы смолоду» Наглядно- текстовая информация: « Истоки доброты" Март Педагогическая библиотека( выставка литературы) : «Устное творчество и малыши». Консультация: «Хвалить или ругать», «Роль семьи в воспитании детей! » Наглядно- текстовая информация: «Какую литературу читать детям? » «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей» Памятка «Сто тысяч почему». Апрель Консультация «Игрушка в жизни ребенка», «Игры на природе». Анкетирование родителей «Все ли вас устраивает в работе детского сада? Из копилки воспитателя: «Играем вместе»( дидактические, речевые, подвижные, пальчиковые, коммуникативные игры) Беседа: «Роль игры в семье» Май В гостях у доктора « Пилюлькина » родительская почта вопрос- ответ: «Памятка родителям о закаливании ребенка в семье». Консультация «Я одеваюсь сам» Памятки для родителей «Как не надо кормить ребенка» Бюллетень « Какая одежда должна быть у ребенка в жаркую погоду» Наглядно- текстовая информация: «Первая помощь». Июнь Тематический стенд: «День защиты детей». Беседа «Ядовитые грибы и растения». Консультации: « Особенности развития речи ребенка », «Воспитание ребенка начинается в семье» Брошюры «Пожарные предупреждают…» Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе! » Июль Вернисажи детских работ: «Вот оно какое наше лето! » Наглядно- текстовая информация: " Игровые моменты в жизни ребенка и их роль в воспитании малыша" Памятка: " Профилактика дорожно- транспортного травматизма" Совместные акции «Благоустройство участка, посадка деревьев, покраска оборудования». Родительская газета: «Выходной день семьи» Беседа: " Летняя оздоровительная кампания" Наглядно- текстовая информация: «Лекарственные растения» август Рекомендации родителям по работе с детьми дома: «Как воспитывать самостоятельность! », «Я сам! » Памятка «Рецепты здоровья». Консультации: «Активный отдых, это как! » Наглядно- текстовая информация: «Игры на природе! ». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Алямовская В. «Ясли – это серьезно». Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад». Журнал «Дошкольное воспитание» №4- 1998г. стр. 2 «Ребенок пошел в детский сад». Дуброва В. П. «Теоретико- методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г. Галанов А. С. « Я иду в детский сад ». Пособие для родителей и воспитателей. М. : Школьная Пресса, 2002. Зверева О. Л. Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»/ Методический аспект/ – М, 2005 г. Иванова Е. Л. «Не хочу в детский сад! ». Кожухова Н. Н. « Питание, режим и здоровье ребенка »: Практические советы педагога. – М. : Школьная Пресса, 2005. Конягина Л. Н. «Полож ение сем ьи и детства в современной России». / Неизвестный Макаренко/ сост. С. С. Невская. М. , 1999 г. Лобза О. В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г Макаренко, А. С. Книга для родителей: Учебное пособие/ А. С. Макаренко- М. : Педагогика, 1981. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. - М. 2004 г Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду» Москва «ВАКО» 2011 Приложения. Приложение №1 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Адаптация детей к условиям детского сада Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: - четкий режим дня; отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; резкое уме ньшение персонального внимания. Все это приводит к тому, что ребенок попадает в определенную стрессовую ситуацию, которая называется адаптацией. Выделяют два вида адаптации: 1. Биологическая адаптация- это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций организма, вследствие чего дети могут начать болеть, чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Ребенок может начать жаловаться на усталость, плохое самочувствие, стать более вялым. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям все это пройдет. 2. Социальная адаптация- способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Другими словами это перестройка своей жизни, привычек под новые условия. Существует много факторов влияющих на протекания адаптации ребенка, одним из которых является возраст ребенка. Наиболее благоприятными для начало посещения детского сада являются 1. 5 года и старше 3- х лет. Дети младшего возраста лучше при выкают к изменившимся условиям. Р ежим их только закладывается, и основной проблемой для них становится только разлука с близкими и уменьшение объема внимания к ним. Детям старше 3- х лет легче адаптироваться в том плане, что к этому возрасту у них резко возрастает потребность в общении со сверстниками, а именно в коллективе детского сада это потребность может быть удовлетворена в полном объеме. Кроме этого у них снижается привязанность к матери, они легче вступают в конта кт с др угими взрослыми людьми. С какими трудностями могут стол кнуться родители, когда дети начинаю посещать детский сад- повышенная плаксивость. - капризность. - нервозность. - резкая смена настроения. - появление вредных привычек( сосать палец, брать в рот разные предметы, что- то накручивать и т. п. ) . - изменение поведения и привычек детей. Кому адаптироваться легче? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее Детям, физически здоровым Детям, имеющим навыки самостоятельности Детям, чей режим близок к режиму сада Детям, чей рацион питания приближен к садовскому Как подготовить ребенка к посещению детского сада. В о первых нужно учитыва ть возраст ребенка, детям до 4- х лет нужно при подготовке к детскому саду делать упор на приспособление к режиму детского сада, на необходимость расставания с близкими людьми. Детям, более старшего возраста кроме этого необходимо развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми, развитие игровой деятельности. Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. На пример: “Детский сад это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад. Но рассказывание больше применимо для детей от 3- х лет. Для более маленьких детей лучше использовать прямое знакомство- утром прийти и посмотреть как родители приводят детей в детский сад, днем прийти на прогулку и показать как гуляют дети, и вечером, чтобы ребенок увидел как забирают детей домой. Но и детям, более старшего возраста можно использовать метод прямого знакомства. Подготовить к расстава нию с мамой. Можно оставлять не надолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет. Построить режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения детского сада, а как минимум за 1. 5, - 2 недели. 7: 30- по дъем, умывание, одевание; 8: 30- крайнее время для прихода в сад; 8: 40- завтрак, 10: 30- прогулка, 12: 00- возвращение с прогулки, 12: 15- обед, 13: 00- 15: 00- дневной сон, 15: 30- полдн ик, 17. 30- ужин. Для того чтобы легко встать утр ом, лучше лечь не позже 20: 30. Рацион питания так же д олжен быть приближен к меню детского сада. Если ребенок видит на тарелке более- менее привычную пищу, он быстрее начинае т кушать в саду, а еда и питье- это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты( мясные, куриные и рыбные) , тушеные овощи и, конечно супы. Приучение к самостоятельности- создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания- не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности, одно одели вместе другое он сам. Выработка культурно- гигиенических навыков- мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены( носовой платок, полотенце) , опрятно есть. Детей с 3- 4 лет нужно приучать и культуре поведения- здороваться со взрослыми и сверстниками, употреблять слова выражающие просьбу, благодарность, выполнять элементарные правила поведения на улице и в помещении, правилам поведения за столом, в спальне. У детей до 3- х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками. Детей старше 3- х лет нужно уч ить взаимодействовать с детьми- как знакомиться с детьми, входить в игру, взаимодействовать с детьми в игре, делиться игрушками, отзываться на просьбу другого ребенка. Кроме этого нужно научить ребенка играть. Игра для ребенка это не просто манипулирование предметами, это какой- то сюжет, взаимодействие с партнерами по игре. Кроме активных игр дети должны уметь играть и в спокойные развивающие игры. Для этого нужно заинтересовать их, поиграть вместе с ними, на примере показать, как делиться игрушками, выполнять правила игры. При начале посещения детского сада нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни не больше чем на 2- 3 часа. Учтите что дети будут уставать в детском саду не только морально но и физиче ски, т. к все это взаимосвязано- поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей. Откажитесь на время от посещения дополнительных образовательных и спортивных учреждений. Вам нужно самим четко понимать, что плачь, изменение поведения ребенка это нормальные изменения вызванные приспособлением его к изменившимся условиям. Поэтому нужно как можно спокойнее реагировать на них. Самим не тревожиться и расстраиваться т. к. это состояние передается ребенку. Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем- то, а ребенок стоит рядом. О том, что ему скоро предстоит пойти в детский сад, и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспит ателя, и будут ли они добрые и т. п. Не делайте ошибок К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о то м, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете. Нельзя пугать детским садом( «Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь! ») . Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может на вести малыша на мысль, что сад- это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже весь день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. Приложение №2 Уважаемые родители, Вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрее и легче чем он должен адаптироваться по прогнозу. Для этого необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в сад, как надо вести родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ. Как надо вести себя родителям в этот сложный период. КАК НАДО родителям готовить ребёнка к поступлению в ДОУ: Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ. Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям и своевременно, принять меры при неудовлетворительном прогнозе. Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня ДОУ и ввести их в режим дня ребенка дома. Как можно раньше познакомит малыша с детьми в ДОУ и воспитателями в группах, куда он в скором времени пойдет. Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Не угрожать ребенку ДОУ как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим. КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, КОГДА ОН впервые начал посещать ДОУ. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в ДОУ. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу. При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача. Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания. Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что- нибудь подобное. Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку. Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами. Степени адаптации и их характерные признаки: Легкая адаптация: Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем- либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы- заместители, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на одобрения и замечания. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его по минутно, не опекают его, не указывают, что ему нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность. Адаптация средней тяжести: Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями педагога- психолога. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения( социальное экспериментирование) . Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делают ему замечания. Как правило, советы и рекомендации педагога- психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения. Тяжелая адаптация: Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь. Не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка или безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Родители либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с ним в полном слиянии. Чаще в такой ситуации родители тревожны, воспринимают встречу с педагогом- психологом как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях. Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. Приложение № 3 Уважаемые родители! Ваш ребенок недавно начал посещать детский сад. Просим вас рассказать о том, как малыш чувствует себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему. 1. Имя, фамилия ребенка. 2. Напишите, какой режим дня ребенка дома: а) время пробуждения; б) завтрака; в) обеда; г) дневного сна; д. ) прогулки; е) игр и занятий с ребенком. 3. Особенности темперамента ребенка и его подвижности( выберите букву) : а) обычный; б) очень подвижный; в) замедленный. 4. Есть ли «всплеск энергии» дома после детского сада( выберите букву) : а) да; б) нет. 5. Напишите, многочисленны ли дома контакты у ребенка и его родителей. 6. Стремится ли ребенок к общению со сверстниками( выберите букву) : а) да; б) нет. 7. Есть ли любимая игрушка( какая) ? 8. Был ли «ознакомительный визит» в группу: что показали, что понравилось, что не понравилось? 9. Есть ли дети, которые понравились? 10. Были ли попытки играть с ними? Удачные ли? 11. Есть ли в группе дети, которые постоянно обижают Вашего ребенка? Как обижают? Почему? Если вы ответили положительно на вопрос №11 По отношению к вашему ребенку 14. 2. По отношению к другому( выберите букву) : ( выберите букву) : а) замедленный а) агрессивный( нападает на всех) б) обидчивый, ранимый б) очень активный в) плохо говорит в) неуравновешенный г) не умеет играть г) непослушный д) не умеет сдать сдачи д) неуправляемый е) не умеет удержать игрушку е) просто старше ж) нерешительный ж) сильнее з) боится и) беспокойный. 12. Отдает ли кому- то предпочтение, почему? 13. Совпадает ли это с Вашим мнением? 14. Боится ли воспитателя? Какого? 15. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой? 16. Слушает ли воспитателя( какого) ? 17. Рассказывает ли дома о воспитателях, отвечает ли на вопросы? 18. Играет ли дома в детский сад( выберите букву) : а) самостоятельно; б) с игрушкой; в) с мамой. Напишите, предпочитаемую роль, возможные сюжеты. 19. Плачет ли ребенок при разлуке? 20. Спрашивает ли, когда Вы его заберете? 21. Поведение ребенка при встрече( выберите букву) : а) спокоен; б) плачет; в) продолжает играть; г) просит подождать. 22. Утром отказывается идти в детский сад? 23. Просится ли в детский сад в выходные дни? Анкета для родителей «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка? » Фамилия, имя, возраст_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Как ваш ребенок засыпает? Быстро: Медленно: Требует, чтобы с ним сидели: Требует, чтобы не гасили свет: Как спит? Крепко: спокойно: н еспокойно: вскрикивает: плачет: р азговаривает во сне. Как просыпается? Сразу: н е сразу. В каком настроении просыпается? Веселый, спокойный; р аздражительный; г рустный: в слезах: Как ребенок ест? Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно; Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых. Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка? Да: Иногда: Нет. Если замечаете, то, при каких обстоятельствах? В темной комнате; При наказании, окриках; При недовольстве взрослых его поведением; Когда слушает страшную сказку; Когда видит собаку, змею; Без видимой причины. Как проявляется страх у ребенка? Плачет; Убегает; Впадает в ярость; Зовет взрослых; Справляется сам. Чему радуется ваш ребенок? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Что вызывает у него огорчение? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ На что он обижается? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Как быстро перестает переживать? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Быстро; Не очень быстро; Через длительное время. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким? Да; Редко; Нет. Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам? Доброжелательный интерес; Агрессивность; Индифферентность. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры? Доброжелательный интерес; Агрессивность; Индифферентность. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми? Да; Не всегда; Нет. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками? Да; Не всегда; Нет. Каким образом он отстаивает свои интересы? Находит аргументы; Упрашивает; Вежливо требует; Агрессивно требует; Плачет. Приложение № 4 Памятка для родителей МБДОУ №29 «Ёлочка» Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае- это привыкание малыша к детскому саду. Основные особенности нормально текущего периода адаптации: Нарушения настроения. С лезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других. В физиологическом плане: - повышение т емпературы и давления; - ухудшение аппетита, уменьшение веса, временная остановка роста; - снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; - увеличение нервозности; - ухудшение сна; - падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса. Нарушение поведения: - упрямство; - грубость; - дерзость; - неуважительное отношение в взрослым; - лень. Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслужив ания, гигиенических навыков. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть в детскому саду: 1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду. Он чувствует ваши переживания. 2. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 3. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Говорите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим 3. До начала посещения, приблизьте режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Посещая садик, в выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 4. Обязательно придумайте ритуал прощания: чмокнуть в щечку, помахать рукой, стукнуться ладошками и т. д. 5. По воз можности приводить малыша в детский сад должен кто- то один: мама, папа, дедушка или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. 6. Н ельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необ ходимости идти в сад! О н имеет право на такую реакцию. Лучше еще раз напомните, что вы его любите и обязательно придете. 7. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали. 8. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников- э то может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще. 9. Не пугайт е, не наказывайте детским садом Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным 10. Щадите нервную систему ребенка. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирк, театра. 11. Уделяйт е ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. 12. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом! Приложение № 5 «Я ОДЕВАЮСЬ САМ» К трём с половиной годом ребёнок может сам одеваться и раздеваться. Но некоторые родители думают: да зачем это ему, ещё такому маленькому? Мама сама всё сделает быстрее и лучше, а вот он вырастет всё само придёт. И получается, что в 3 года ребёнок заявляет «я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, что он может сделать самостоятельно с охотой, а в пять, шесть лет заявляем: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребёнок капризничает, требует, чтобы его одевали и раздевали, т. к. сам он делает это небрежно и плохо. Вы, конечно, замечали, как ваша кроха застегивает пуговицы, или снимает платье, высовывает язык, пыхтит, или наоборот задерживает дыхание, «помогает себе всем телом». Безусловно, ему нелегко ведь руки ещё так непослушны, а действия так сложны и в то же время так интересны самому! И так, ребёнок хочет, но ещё не умеет действовать с предметами, одеждой, обувью. Его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому ребёнок стаскивает с себя платье( колготки, рубашку) , а не снимает колготки: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя выдёргивает из чулка, сначала одну ногу, потом другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно вывернутся наизнанку, если оба чулка наизнанку, то считайте, что ребёнку повезло в таком состоянии их, хоть надеть можно. А если один? Как их надеть, когда один чулок «смотрит» вниз, а другой вверх? Взрослый естественно берёт вещь из рук ребёнка и начинает выворачивать её и надевать на малыша. Поэтому надо придерживаться принципа раздевание должно «готовить» одевание, т. е. одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребёнку одевание. Прежде всего, у ребёнка должен быть стульчик, так же вешалка для верхней одежды на уровне его роста. И так расскажем, как правильно ребёнку нужно снять колготы, чтобы правильно их потом надеть: Стоя, коло стульчика спиной к сиденью, двумя руками держать за резинку колгот, малыш спускает их ниже колен; Садиться на стул; Берётся одной рукой за пятку, а другой за носок чулка( вы конечно, рассмотрите с ребёнком, что на колготках и носках есть пятка и носок) ; Тянет поочерёдно чулки вниз; Чтобы надеть колготки без проблем их надо определённым образом повесить на стул. Оказывается если повесить колготки резинкой на спинку стула и двумя швами вверх, то когда ребёнок подойдёт к стулу и возьмёт их двумя руками за резинку и сядет на стул, то левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый чулок у правой ноги. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ С ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА МЕСТО РЕБЁНКА, РАСПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО В ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ Платье снять и повесить Потянуть платье за ворот двумя руками вперёд- вверх, высвобождая голову, затем потянуть рукав за обшлаг, за конец рукава( не за плечо! ) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и всё платье не должны при этом выворачиваться наизнанку. Стоя за спинкой стула, повесить на спинку стула застёжкой вверх( если она сзади) Расстегните пуговицы, если самостоятельные попытки оказались безрезультатными, направляйте движение руки ребёнка вперёд- вниз при стягивании платья; вниз при стягивании рукава. Покажите, как взять( за плечевые гивы) вещь застёжкой к себе или от себя, повесьте вещь совместным ребёнком действием, разглаживайте её приговаривая: «Не сомнётся платьице, пока Оля спит». Рубашки мальчику( снять и повесить) Расстегнуть две верхние пуговицы; дальше как платье девочки. Так же как платье Такая же помощь, как и девочке. Пальто снять Расстегнуть пуговицы, начиная с нижней! ; приспустить пальто с плеч, выдернуть одну руку из рукава, потянув свободной рукой за низ рукава, так чтобы рукав не вывернулся на изнанку. Стоя у вешалки пальто повесить на крючок. Расстегнуть одну или две пуговицы. Приспустите пальто с плеч сами; придержите пальто за спущенный рукав; помогите найти петельку, за которую надо вешать пальто. Обувь снять и поставить Ноги в обуви поставить вместе; наклоняясь развязать шнурки или отстегнуть застёжку и т. п. потянуть правой рукой за левый задник обуви и снять башмак, тоже самое повторить с другой ногой. Поставить башмаки так, чтобы они оказались между ступнями ног. Наклониться и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви. Помогите расстегнуть обувь, если самостоятельные попытки не приводят к результату, покажите движение, какими задвигается обувь под стул. Платье, рубашку одеть Ребёнок не снимая вещи со спинки стула, наклоняется вперёд и просовывает голову в ворот платья; затем выпрямляется и поочерёдно просовывает руки в рукава. Стоя за спинкой стула Придержите подол платья помогите ребёнку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава. Обувь надеть Выдвинуть обувь из под стула одновременно, поставить между ступнями ног; вставить ноги в обувь, придерживая задник башмака большим пальцем руки, застегнуть. Сидя на стуле Покажите, как выдвинуть обувь, поставить её, как помочь большим пальцем руки надеть обувь не смяв задник башмаков.