Программа "Родной край - люби и изучай"
Документы для скачивания
Авторская программа по патриотическому воспитанию детей 5- 7 лет «Родной край – люби и изучай» Авторы: Журкова Т. В. Свистунова М. В. Булочкина Г. И. Ибрагимова Н. В. Г. Нижневартовск 2014 г. Содержание 1. Паспорт программы 3 2. Пояснительная записка 5 3. Цели и задачи программы 7 4. Принципы построения программы 7 5. Этапы реализации программы 8 6. Условия реализации программы 8 7. Содержание программы 9 7. 1. Работа с детьми 10 7. 2. Работа с педагогическим коллективом 23 7. 3. Работа с родителями 24 8. Ре сурсное обеспечение программы 26 9. Ожидаемый результат 26 10. Библиография 2 7 Приложения 29 1. Паспорт программы Наименование программы Программа «Родной край – люби и изучай" для детей с ограниченными возможностями здоровья. география Город Нижневартовск Ханты- Мансийского автономного округа- Югры Авторы программы Журкова Татьяна Валерьевна, Свистунова Марина Викторовна, Булочкина Галина Ивановна, Ибрагимова Наталья Викторовна – воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Елочка» Тип программы образовательная Целевые группы Группы компенсирующей направленности( с нарушениями опорно- двигательного аппарата) для детей от 5 до 7 лет Срок реализации 2 года Уровень реализации Дошкольное образование Цель программы Цель: - Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Задачи программы- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного региона; - Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе; - Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать; - Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально- ценностное отношение к краю. - Формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него; развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края. - Создать условия в ДОУ: кадровые, материально- технические, нормативно- правовые, научно- методические- Создать преемственные связи ДОУ, родителей, музея. - Использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников потребности в духовном развитии, развитии интереса к истории родного края. - Отслеживать результативность работы всех участников Образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности. - Повысить инновационную активность педагогов( разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме) . - Создать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей, формированию гражданско- патриотических чувств. - Создать условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Направленность программы Программа «Родной край – люби и изучай»- комплексная система воспитания старших дошкольников с родным краем. Программа подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями, упражнениями. Она предполагает работу с детьми, родителями, музеем им. Шувалова. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким блокам: 1 блок – « Мой родной город» 2 блок – « Коренные жители ХМАО» 3 блок – « Жители леса» 4 блок – « Наши пернатые друзья» 5 блок – « Растительный мир Югры» 6 блок – « Мы друзья природы» Ожидаемые результаты- Имеет представление о родном городе, символике, достопримечательностях, - имеет представление о жизни коренных народов Югры; - знаком с национальным орнаментом; - умеет творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно- продуктивной деятельности; - владеет исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности; - умеет выступать перед аудиторией; - способен организовать свою деятельность; - любит родной край, уважительно относится к коренным народам; - осознаёт себя, как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры; - знает животный и растительный мир своего родного края; - бер ежно относится к природе края, к тому, что окружает детей и близко им с рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли; - у детей сформируются национальные самосознания, мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине; - формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, религий, убеждений, языка; - осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в ДОУ, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси. - смогут адаптироваться в любом регионе России не зависимо от национальности; - чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Система контроля Контроль над ходом выполнения программы осуществляет совет педагогов МБДОУ ДСКВ №29 «Ёлочка» 2. Пояснительная записка Нравственно- патриотическое воспитание ребёнка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного края – Ханты- Мансийского автономного округа. . Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5- 7 лет при знакомстве с родным городом и краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Актуальность темы У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие- то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом- миллионером. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по- разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе и крае, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город, край и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, а также округ, в котором они живут, стал бы любимым! Эта программа посвящается родному округу – Югре, который является Родиной наших воспитанников. Ведущая педагогическая иде я. Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания. Проблема Анализ результатов диагностического обследования воспитанников старшего дошкольного возраста по разделу «Ребёнок познаёт мир» по программе Т. Дороновой «Радуга» показал: у 30% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера; Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории Севера; Результаты анкетирования родителей показали: «Какие игры детей Севера вы знаете? »- 10% опрошенных ответили – «Ловля оленей»; 80% респондентов не могли вспомнить ни одну игру; Из национальных праздников 10% назвали праздник «Вороний день»; 100% родителей считают нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов. Противоречия Таким образом, был выявлен ряд противоречий: 1) Между необходимостью работы в ДОУ, как условия формирования интересов к культуре народов севера у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; 2) Между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме. Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагогов в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера ханты и манси. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении. Гипотеза: Если в воспитательно- образовательную работу ввести систему авторской программы « Родной край – люби и изучай" , по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их знания в этой области. Новизна: Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями( « Физическая развитие», « Чтение художественной литературы», «Художественно- эстетическое развитие », «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности. 3. Цель и задачи программы Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Задачи: - Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного региона; - Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе; - Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать; - Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально- ценностное отношение к краю. - Формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него; развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края. - Создать условия в ДОУ: кадровые, материально- технические, нормативно- правовые, научно- методические- Создать преемственные связи ДОУ, родителей, музея. - Использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников потребности в духовном развитии, развитии интереса к истории родного края. - Отслеживать результативность работы всех участников Образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности. - Повысить инновационную активность педагогов( разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме) . - Создать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей, формированию гражданско- патриотических чувств. - Создать условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу. 4. Принципы построения программы При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом и краем положены следующие принципы: Принцип историзма- Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое ( давным- давно) и настоящее ( в наши дни) . С этой целью создан краеведческий мини- музей, подобран материал о городе Нижневартовске и Ханты- Мансийском округе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. Принцип гуманизации- Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия- любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации- Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип инте гративности- Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской ц ентральной библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко- культурными особенностя ми города Нижневартовска и округа. 5. Этапы реализации программы Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. 1 этап - подготовительный, включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей, диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города, 2 этап - основной, включает в себя: Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом, совместные мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми разного возраста, экскурсии по городу, пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников, 3 этап – заключительный, включает в себя: 1. мониторинг детей 2. анкетирование родителей 3. выводы и предложения 6. Условия реализации программы Реализация программы « Родной край – люби и изучай » предусматривает проведение одного интегрированного занятия в месяц, предусмотренного в разделе «Познавательное развитие», но материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей( беседы) , сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т. д. Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры- тесты, игры- загадки, игры- развлечения, игры- задания, сказки. В педагогическом процессе широко используются ИКТ. В группе создана предметно – развивающая среда – мини- музея «Моя Югра». В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно ориентированного обучения, сотрудничества, технология проектного обучения, игровые технологии. К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагоги. Организация образовательного процесса: Группа: старшая, подготовительная. Срок реализации программы: два года. Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная Для решения вопросов по внедрению программы развития создаются условия: Организационные Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы. Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции: Воспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют знания о своём городе, родном крае, животном и растительном мире Югры, о жизни и быте коренных жителях- ханты и манси, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы; Профильные специалисты( по музыкальной деятельности) оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников посредством классической музыки в современной обработке и т. д. ; Инструктор по физической культуре проводит физк ультурно- оздоровительную работу с учётом регионального компонента. Совет родителей осуществляет контроль за работой участников педагогического процесса, принимает участие в совместной деятельности ДОУ и семьи в организации экскурсий, выездов на природу, проведение гостиных и т. д. ; Заведующий осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово- экономическую деятельность, учебно- воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями. 7. Содержание программы Занятия развивают у детей способность видеть красоту и гармонию родного края, знакомит с традициями народов севера, развивают такие психические процессы, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Работа по воспитанию любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих блоков: 1 блок – «Мой родной город» 2 блок – «Коренные жители ХМАО» 3 блок – «Жители леса» 4 блок – «Наши пернатые друзья» 5 блок – «Растительный мир Югры» 6 блок – «Мы друзья природы» 7. 1 Работа с детьми Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем для детей старшего возраста 5- 6 лет. Блоки Тема Программное содержание Продуктивна я деятельность Мой родной город" 1. Экскурсия в этнографический музей г. Нижневартовск Познакомить детей с культурой народов ханты и манси. Предложить детям инсценировать хантыйскую сказку, используя одежду и домашнюю утварь народов ханты и манси. Воспитывать уважение к культуре коренного народа земли, ставшей для них маленькой Родиной. Оформление фотовыставки «Я живу в Югре» 2. Я- «Юный гражданин». Расширять и обогащать знания детей о истории родного города, его достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице, участку детского сада и умению отображать это в рисунках. Коллективное изготовление коллажа «Достопримечательности г. Нижневартовска » 3. «Символика г. Нижневартовска Закрепить представление детей о знании герба, как символа города, учить использовать при составлении рассказа о гербе лексику, связанную с символикой, учить детей использовать трафареты, шаблоны в форме герба, силуэтов животных, растений, транспорта и т. д. Воспитывать у детей патриотические чувства. Со здание и представление герба города. 4. «Вот моя улица » Дать де тям знания о том, что в городе много разных улиц, каждая имеет свой адрес. Закрепить представления детей о районе города, в котором они живут, познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотоальбомов 5. «Мой город, дороже которого нет» Закрепить представления детей об истории возникновения города Нижневартовска, дать понятие « нижневартовец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт. Рассматривание альбома «Азбука Нижневартовска» Рисование «Мой город» Чтение худ. литературы 6. «Нижневартовск город нефтяников» Обобщить представления детей о промышленности города на примере труда родителей( др. взрослых) . Познакомить с профессией- нефтяник. Встреча с интересными людьми города. Экскурсия в краеведческий музей. 7. «Викторина» Закрепить с детьми знания о родном городе. Используя геральдику города детей, обобщить полученные знания о гербах и флагах их значении. Закрепить элементарные знания о правилах поведения на улицах города. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к достопримечательностям нашего города. Создание альбома: « Азбука Нижневартовска» Итого по блоку «Мой любимый край»: 7 занятия Жители леса 1. «Олень- житель леса». Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Дать новые знание об олене: внешнем виде, образе жизни, какую пользу приносит для людей живущих на севере, чем питается. Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить детей выполнять поделку из пластилина, природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. Конструирование из природного материала. 2. «Белка» Познакомить детей с образом жизни ханты и манси. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае. Рисование красками 3. «Медведь». Способствовать расширению представления о жизни животных проживающих в тайге. Познакомить детей с медведем: его повадками, месте обитания, чем питается, как добывает себе пищу, как относятся к нему народы ханты и манси. Обучать умению использовать для описания схему- модель «Животные» Учить детей работать с искусственным мехом. Воспитывать интерес к животному миру нашего края и бережного отношения к нему. Аппликация из меха 4. «В гостях у северных животных». Продолжать знакомить детей с животными Севера. Закрепить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. Викторина. Итого по блоку «Жители леса»: 4 занятия Наши пернатые друзья 1. «Сова Совушка – мудрая головушка». Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения. Развивать интерес к выполнению поделки из природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. Конструирование из природного материала. 2. «Житель Севера – снегирь». Расширять знания детей о жизни снегирей, их повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Учить детей выполнять аппликацию снегиря из геометрических фигур. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Аппликация снегиря из геометрических фигур. 3. «Лесной доктор – дятел». Расширять знания детей о жизни лесного доктора – дятла, особенностях строения тела( лазанье по деревьям, длинны крепкий клюв) . Уничтожая вредных насекомых, дятлы приносят большую пользу лесному хозяйству. Познакомить детей с разными «профессиями» дятла. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. Изготовление дятла из бумаги и бросового материала. 4. «Воробей – воробушек» Расширять знания детей о жизнедеятельности нашего шустрого соседа воробья, месте обитания, заботе о своем потомстве. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, заучивать эти произведения. Закрепить с детьми способы лепки воробья из пластилина. Воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами окружающей среды. Лепка воробья из пластилина. 5. «Викторина». обобщить представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, покрытых перьями, клюю; умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера. Использовать для обобщения предметно- схематичную модель. Воспитывать познавательный интерес к природе. Итого по блоку «Наши пернатые друзья»: 5 занятий Коренные жители ХМАО 1. «Хантыйский дом». 2 занятия Расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси. Познакомить детей с назначением хозяйственных построек, их месторасположением. Дать знания детям о материале, из которого делают постройки ханты и манси. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: Чум, лабаз, чувал – печь. Изготовление из палочек и искусственного меха чума. 2. «Кто в доме живет». 2 занятия Познакомить детей с образом жизни ханты и манси. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае. Изобразительная деятельность. 3. «Хозяйкины помощники». 2 занятия Познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается посуда, как она украшается. Учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно- прикладного искусства используют природные ресурсы на примере их работ и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и фантазию. Работа с глиной. 4. «Кукла Акань» Расширять и обогащать представление детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера; в доступной и увлекательной форме( по средствам сказки) донести до сознания детей основы единства человека и природы. Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу; вызвать у детей стремление проявить заботу, в изготовлении поделки и желание содействовать в разрешении проблемы. Изготовление из ткани куклы Акань 5. «Чудесный мешочек». Продолжать знакомить детей с северным краем, с особенностями национальной одежды ханты, их орнаментом и украшениями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма. Развивать вкус, побуждение детей к проявлению инициативы и творческой самостоятельности при выборе орнамента. Украшение одежды орнаментом. 6. «Охота и рыбалка». Познакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. В жизни ханты рыбалка и охота является главным пропитанием в течении года. Расширить представление детей о том, кто является объектом охоты и рыбалки и какие приспособления необходимы для этого. Развивать интерес о способах и приемах рыбной ловли и в охотничьем промысле. Воспитывать уважение главному мужскому занятию в жизни ханты. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» 7. «Берестяной туесок». Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством коренного населения. Расширить представления детей об украшениях и оберегах, которые изготавливают женщины из бисера, меха и ткани. Развивать у детей эмоциональный интерес к изготовлению поделки из ткани и бисера. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время работы, желание помочь товарищу. Изготовление сувенира «Солнце». Итого по блоку «Югра и ее жители»: 10 занятий Растительный мир Югры 1. «Тайны необыкновенных листьев». Учить детей дифферен цировать хвойные породы деревьев- сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Разви вать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать ус тойчивый интерес детей к познанию живого мира природы. Сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны. 2. «День рождения осинки». ( игра- занятие в природе) Обобщить знания детей об особенностях строения листа осины, се применении. Разви вать творческое воображение детей при сочинении сказок. Учить выразительно передавать образы действующих лиц в сказке. Поощрять индивидуальное творчество детей. Способствовать эмоциональному проживанию и накоплению чувственного опыта познания объ ектов живой природы посредством игрового перевоплощения. Конструирование осинки из конфетных оберток. 3. «Как рождаются кедровые шишки, «Орешки» и кедры». познакомить детей с сосной сибирской( кедровой) как цветущим и масличным деревом. Способствовать установлению детьми причинно- следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отноше ние детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. Проведение опыта для определения наличия в ядре масла. 4. «Когда береза плачет». Дать детям представление о сокодвижении, почему это происходит и в какое время года. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы: тепло, свет, вода, земля. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание жить в союзе с природой. Рисование березы 5. «Ягодка – брусничка». Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. Рисование ягодки бруснички 6. «Березонька русская» 2 занятия Обогащать знания детей о березе, ее лекарственных свойствах. Познакомить детей со свойствами бересты через детское экспериментирование. Воспитывать бережное отношение к березе. Изготовление детской хантыйской погремушки из бересты «Шаркун» Итого по блоку «Растительный мир Югры»: 7 занятий Мы друзья природы 1. «Друзья леса! ». Углублять знания детей о причинно- следственных связях, в процессе решения проблемной ситуации. Продолжать формировать у детей обобщенное представление о лесе как природном сообществе, как месте обитания растений и животных. Совершенствовать умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности. Продолжать развивать понимание и значение роли леса в жизни животных, чувство сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение. Способствовать формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, самостоятельности. Воспитывать осознанное представление о нормах и правилах поведения в природе. Посадка семян березы, сосны, кедра. 2. Что мы знаем о крае, в котором живем». 2 занятия Закрепить с детьми полученные знания о красоте родного края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях коренного населения, их истории и культуре. Положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом. Умение занимать позицию активного участника, а не пассивного наблюдателя в течение всей жизни. Викторина, экскурсия. Итого по блоку «Мы друзья природы»: 3 занятия Итого: 36 занятий Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем для детей старшего возраста 6 – 7 лет. «Мой родной город» 1. Город Нижневартовск» Цель: Формировать комплексное представление о своем городе, местностях, расположенных на его территории. Познакомить с историей развития города Нижневартовска, первыми улицами. Учить ориентироваться по плану улицы, на которой расположен детский сад. Коллективная аппликация «Мой город». Беда «Как появился город Нижневартовск» Беседа «Улицы родного города» Наблюдения за транспортом Экскурсия на близлежащую улицу. Графическое изображение плана знакомой улицы. Чтение стихотворений о городе местных авторов. 2. «Река Обь- самая большая река в Югре» Цель: Углубить представления детей об Оби, её пути на по территории Сибирского края, г. Нижневартовска; о реках впадающих в неё. 1 карты, глобуса. 3) Рассматривание аль) Беседа «Откуда берёт начало река Обь? ) 2) Рассматривание бома: «Подводный мир реки Обь» 4) Беседа: «Красная Книга»( кто занесён в неё) . 3. Я- «Юный нижневартовец ». Расширять и обогащать знания детей о б истории родного города, его достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице, участку детского сада и умению отображать это в рисунках. Коллективное изготовление коллажа «Достоп римечательности г. Нижневартовска » Итого по блоку «Мой любимый город »: 3 занятий Жители леса 1. « Медвежий праздник». Продолжать знакомить детей с животными Севера. Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси. Показать детям отношение народов севера к медведю, как к священному животному, их веру в могущество и силу этого животного. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. 1) Викторина: «Северный край» 2) Рисование медведя. 3) Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги» 2. « Священные животные коренного населения Сибири». 2 занятия. На примере народных традиций показать особое отношение этих людей к некоторым животным. Познакомить детей с духовной культурой ханты и манси. Дать понимание того, что все традиции направлены на сохранение природы и почитаются коренными жителями. 3. «В гостях у северных животных – норка» Продолжать знакомить детей с животными Севера. Закрепить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. Викторина. 4. « Лиса» Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. . 1) Рассматривание фотоальбома «Животные Югры» 2) Рассматривание фотоальбома «Красная книга» Итого по блоку «Жители леса»: 5 занятий Наши пернатые друзья 1. «Праздники ханты и манси». «Вороний праздник» Расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси. 1) Чтение произведения «Как весна на Север пришла» И. Соколов – Микитов. 2) Рассматривание фотоальбома « Народные традиции ханты» 2. «Житель Севера – глухарь ». Расширят ь знания детей о жизни глухаря, его повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Учить де тей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Воспитывать заботливое отношение к птицам. 1) Аппликация «Глухарь» 2) Рассматривание картины: «Глухарь » 3. «Лесной житель клёст. Расширят ь знания детей о жизни клёста, их повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Воспитывать заботливое отношение к птицам. 1) Изготовление клёста из бумаги и бросового материала. 2) Рассматривание наглядного материала о птицах. 4. «Сова Совушка – мудрая головушка». Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения. Развивать интерес к выполнению поделки из природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. 1) Рисование совы. 2) Рассматривание альбома: «Ночная хозяйка леса» 5. «Путешествие в Елизаровский заповедник». 2 занятия Обобщить знания детей о пернатых друзьях наших лесов. Дать понятие о заповедниках, для чего люди создают заповедники, нужны ли они, кто живёт в заповедниках. Почему люди стараются сберечь редких животных. Познакомить детей с Красной книгой. 1) Рассматривание плаката «Елизаровский заповедник» 2) Рисование птиц( глухарь, куропатка) Итого по блоку «Наши пернатые друзья»: 6 занятий Коренные жители ХМАО 1. «Одежда ханты» Дать детям представления о национальной одежде ханты. Показать, что потребность в удобной и тёплой одежде вызвана суровыми климатическими условиями. Научить детей отличать мужскую и женскую одежду. Вызвать интерес к национальной одежде коренных народов севера. 1) Рассматривание иллюстраций национальной одежды ханты. 2. «Ханты и Манси- таёжные жители» 1. Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты- Мансийского округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище- чуме. Воспитывать уважение к жизни ко Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае. 1) Изготовление из палочек и искусственного меха чума. 2) Рисование чума. 3) Рассматривание альбома «Ханты» 3. «Как ханты к зиме готовятся» Продолжать знакомить детей с образом жизни ханты и манси. Формировать представления о подготовительных работах ханты к зимнему периоду, обосновать их переезд с одного места на другое. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. 1) Изобразительная деятельность. 2) Чтение хантыйской сказки «Ай Нёрум Хо». 4. « Транспортные средства коренных народов» Познакомить воспитанников с транспортными видами передвижения северных народов- оленьими упряжками. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей. 1) Рассматривание иллюстраций 2) Рисование «Транспорт Северных народов» 3) П/ игра « На оленях мы помчимся». 5. « Одежда народов Севера» 2 занятия Продолжать знакомить детей с коренным населением Сибири. Познакомить детей с национальной одеждой ханты и манси. С некоторым видом орнамента, которыми украшают свою одежду, обувью, предметами быта. 1) Рассматривание картинок с изображением одежды, кукол в национальной одежде, рассматривание оленьего меха, предметов быта. 6. «Творчество народов Севера». Дать детям представление о народном творчестве, тесно связанным с духовными традициями хантыйского народа. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре коренных народов Сибири. 1) Чтение легенды о глухаре. 2) Загадывание загадок ханты и манси. 7. «Берестяная посуда». Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством коренного населения. Познакомить детей с историей возникновения посуды у коренного населения Сибири. Дать понятия о бересте, познакомить с её свойствами. Познакомить с процессом изготовления посуды из бересты. 1) Рассказ воспитателя о берестяной посуде, о её прочности. 2) Рассматривание иллюстраций посуды из бересты. 8. «Рыболовство» Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством. Показать способы и приёмы рыболовства. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей. 1) Рассматривание альбома «Рыболовство». 2) Чтение «Рыбаки» перевод А. Смольникова. 9. «Охотоводство» Формировать представления детей о промыслах ханы и манси- охотоводстве. Показать его необходимость для выживания людей. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей. 1) Рассматривание плаката «Охотоводство» 2) Рисов 1) Чтение Е. Чарушина «Лисички», «Хлеб», «Заяц», «Белка» А. М. Конькова «Югорским ребятам о наших зверятах» Хантыйская сказка «Почему бурундук полосатый» 3) Лепка( коллективная) «Зверинец» 4) Д/ и «Распредели обязанности» 5) ручной труд «Лиса»( оригами ание «Рыбаки» 10. «Оленеводство» Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – оленеводством. Показать его необходимость для выживания людей. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей. Уточнить знания детей об олене, его питании, миграции, образе жизни, пользе. 1) Беседа: « Какой он северный олень? » 2) Рисование: «Олень» 3) Беседа: «Как люди ухаживают за оленями». 11. «Путешествие в страну «Олению». Расширить представления детей о коренном населении Югры. Продолжать знакомить и их бытом, основным промыслом. Поддерживать и развивать интерес к истории родного края. 1) Учить лепить оленя. 2) Чтение А. М. Конькова «Бабушкины сказки». Итого по блоку «Югра и ее жители»: 12 занятий Растительный мир Югры 1. «Ягодка – брусничка». Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. 1) Рисование ягодки бруснички 2) Рассматривание презентации: «Растительный мир Югры» 2. «Югорский край- лесной край» 2 занятия Познакомить детей с флорой и фауной Югры. Рассказать об изобилии растительного мира в тайге. Югра- лесной край, где растут хвойные, смешанные леса. В лесу много грибов и ягод, водятся разные животные. 1) Рисование красками леса, животных. 2) Рассматривание иллюстраций грибов, ягод, деревьев, животных. 3. Природа ХМАО Цель: Обобщать представление детей об основных группах растений и животных, объяснить природоведческие понятия( «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «птицы», «рыбы», «звери», «среда обитания», «приспособления», «живое», «неживое». Закрепить умения детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания( город) , учить детей обозначать условными знаками разные состояния погоды. 1) Рисование «Осеннее дерево» 2) Лепка «Грибы в лукошке» 3) Деятельность в опытно- экспериментальном уголке с объектами неживой природы( песок, вода) Цель: Уточнить представления детей о том, что лес- это сообщество разных растений и животных. Дать понятия о растениях, как части живой природы, познакомить с условиями произростания, строением растений. Учить детей производить опыты и делать выводы 4. «Полезные свойства клюквы ». Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось ж ить в суровых условиях – ягодой клюквой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. Рисование кустика с клюквой 5. Растительный мир Югры. . Цель: Уточнить представления детей о том, что лес- это сообщество разных растений и животных. Дать понятия о растениях, как части живой природы, познакомить с условиями произростания, строением растений. Учить детей производить опыты и делать выводы. 1) Сбор гербария 2) Поделки из 1) Составление макета «Растительный мир Югры». 2) Просмотр слайдов с изображением тайги. 3) Чтение произведения Л. Кошиль «Чудо природы». 4) Рассматривание иллюстраций деревьев, трав, кустарников нашей местности. шишек 6. «Пихта» П ознакомить детей с пихтой, с хвойным растением, которое занесено в Красную книгу. Способствовать установлению детьми причинно- следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отноше ние детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. 1) Рисование пихты. 2) Рассматривание фотоальбома «Наши хвойные красавицы» Итого по блоку «Растительный мир Югры»: 7 занятий Мы друзья природы 1. Викторина: « В природе всё взаимосвязано» Продолжать знакомить детей с явлениями природы. Объяснить детям к чему приводит отрицательная экология на природу. 1) Рисунки детей на тему: «Кедр» 2) Викторина 2. Что мы знаем о нашем крае, о природе» 2 занятия Закрепить с детьми полученные знания о красоте родного края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях коренного населения, их истории и культуре. Положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения, повысить интерес родителей к познанию нашего края. 1) Экскурсия в этнографический музей им. Шуваева 2) Чтение произведения «Синий Бор» Н. Смирнова. 3) Чтение «Хозяин ветров» ненецкая сказка. 4) Составление альбома «Азбука Нижневартовска». 5) Рассматривание фотоальбома «Мир детства» Г. Я. Парфентьев. Итого по блоку «Мы друзья природы»: 3 занятия Итого: 36 занятий 7. 2. Работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения Цель: повышение образовательного уровня педагогов в воспитании у детей любви к родному краю. Основными направлениями работы являются: - знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых техноло гий в области патриотического воспи тания детей дошкольного возраста. - создание информа ционной базы по педагогическим образовательным технологиям по воспитанию у детей патриотических чувств к малой Родине. - внедрение современных методов мониторинг а патриотического и духовно- нравственного воспитания дошкольников. - пропаганда этнической и культурной жизни народов Севера( проведение конкурсов, распространение рекламно- информационной литературы) . - оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми. Формы работы с педагогами: - беседы; - семинары – практикумы; - компьютерные презентации; - анкетирование; - круглые столы; - мастер – классы; - групповое, индивидуальное консультирование; - предоставление методических рекомендаций в виде памяток. 7. 3. Работа с родителями( законными представителями) воспитанников Одним из основных направлений деятельности по фор мированию патриотических и духовно – нравственных чувств у детей в возрасте от 5 до 7 лет является работа с родителями. Данная проблема решается «всем миром»: семья, детский сад, общественность. Задачи работы с родителями: - повышение педагогической культуры родителей. - изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. - вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний через консультации, семинары. - духовно- нравственное просвещение родителей. - включение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Формы работы с родителями: - проведение родительских собраний, конференций, семинаров–практикумов, консультаций. - анкетирование родителей. - беседы с родителями( индивидуальные и групповые) по проблемам. - дни открытых дверей. - экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей и их родителей. - показ занятий для родителей. - совместные занятия для детей и родителей. - круглые столы с привлечением специалистов детского сада( логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога- психолога, др. ) - родительский клуб «Юный югорчанин »( семинары проходят 1 раз в квартал) - организация совместных дел. Работа с родителями по ознакомлению с родным краем в старшей группе. месяц Содержание работы сентябрь 1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о семье? » 2. Индивидуальная работа с родителями о продолжении кружковой работы «Югорский край – люби и уважай»( родительское собрание) 3. Реализация проекта«Моя семья в истории Югры» октябрь 1. Организовать работу с родителями по созданию альбома «Азбука Нижневартовска» 2. Привлечь родителей к сбору атрибутов по теме «Утварь коренных народов севера». 3. Фотоконкурс«Счастливое детство Югры» ноябрь 1. Работа с родителями по созданию альбома «Югорский край». 2. Привлечь родителей к участию в выставке «Национальный орнамент». 3. Конкурс детских рисунков «Я рисую свою семью» декабрь 1. Привлечь родителей к помощи в изготовлении карты г. Нижневартовска. 2. Изготовление стенда «Как знакомить детей с достопримечательностями нашего города». 3. Конкурс рисунков среди родителей«Мой дом- Югра». январь 1. С овместно с родителями с оздать фотоальбом «Быт коренных народов Севера» 2. Консультация для родителей «Как знакомить детей с природой нашего края». 3. Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с государственной символикой и символикой округа» февраль 1. Оформить папку «Ода городу! »( познакомить родителей с поэтами нашего города и их произведениями) . 2. Консультация для родителей «О знакомление с методическими рекомендациями по ознакомлению старших дошкольников с родным краем». март 1. . Анкетный опрос родителей: «Что мы знаем о жителях крайнего севера? » 2. Информация для родителей в стенд «План работы с детьми по теме «Мой родной край». 3. Семинар- практикум для родителей «Уроки Евдокии Ерныховой»( урок 1- вышивка на ткани) апрель 1. Консультация для родителей «Ханты и Манси – кто они? » 2. Информация в папку для родителей «Традиции, обычаи и обряды народов Севера». 3. Выставка рисунков, поделок детей, родителей, фотографий «Я живу в Нижневартовске» май 1. Информация в папку для родителей «Культура, быт и промысел народов Ханты и Манси». 2. Привлечь родителей к сбору атрибутов для ручного труда( мех, кожа, бисер) . 3. Изготовление памяток для родителей«Как вести себя в природе». 4. Организовать выставку детских работ( рисование, лепка, аппликация и ручной труд) за весь год. Работа с родителями по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе. месяц Содержание работы сентябрь 1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения и для мини- музея ДОУ. 2. «Дом, в котором я живу» Выставка рисунков, макетов, поделок. 3. Викторина совместно детей, педагогов и родителей: «Моя родина». октябрь 1. Провести консультации на следующие темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу» «Куда повести малыша в выходной день» 2. Создание папки с помощью детей и их родителей: «Наши земляки – покорители Самотлора» 3. Создание мини- музея: «Игрушки народов Севера» ноябрь 1. Провести семинары- практикумы для родителей: «Родной свой край люби и знай! » «Знакомим детей с природой родного края» 2. Оформление выставки детских рисунков к празднику «Мой любимый край – Югра» 3. Пров ести консультации для родителей: «От любви к природе – до любви к Родине» декабрь 1. Организовать вместе с родителями фотовыставку «Мы из Нижневартовска»( фотографии детей в самых красивых местах города) 2. Экологическая акция «Елочка зеленая иголочка» 3. Создание мини- музея совместно с родителями: «Я живу в Югре», «Малая Родина – Нижневартовск»- знаменитые люди города январь 1. Провести викторину «Что? Где? Когда? »( соревнуются команды детей подготови- тельной группы и родителей – кто лучше знает родной город, край, с вручением призов, дипломов) 2. Выставка- конкурс поделок из природного материала. 3. Выставка познавательн ой и художественной литературы для родителей: «Югра – моя малая Родина! » февраль 1. Создание фотоальбома совместно с родителями « Дети знают о профессиях нефтяника, бурильщика, геолога, оператора по подземному ремонту скважин, газовика, строителя» 2. Изготовление фотоальбомов: «Мой любимый край» 3. Творческая гостиная для родителей6 «Эпос народов ханты и Югорские мотивы» март 1. Создание фотоальбома совместно с родителями о природе родного края, растениях и животных, населяющих наш округ и об основных природных богатствах( из недр добываются нефть и попутный нефтяной газ) 2. Консультация для родителей: «Обряды и традиции коренных народов» 3. Создание фотоальбома совместно с родителями: «Оформление красной книги ХМАО» апрель 1. Консультация для родителей: « Историю возникновения родного города, как называется наш город, почему его так назвали, что означает это название». 2. Составление коллажа совместно с ро дителями: «Как мы отдыхаем в родном поселке» 3. Семинар- практикум для родителей: «Игрушки ханты»( изготовление кукол) май 1. Составление коллажа совместно с родителями: «Чем знаменит наш город, достопримечательности города, красивые места, памятники знаменитым людям, предприятия города, история их возникновения». 2. Изготовление газеты для родителей «Я живу в Югре» 3. Участие родителей в создании альбомов: «Символика городов ХМАО» 8. Ресурсное обеспечение программы Материально- техническое обеспечение: - Нестандартное оборудование; - В рамках финансирования бюджета. Информационное обеспечение: - Мониторинг эффективности работы по всем направлениям; - Подготовка информационного материала для родителей; - Создание и внедрение новых форм работы с родителями, эффективно способствующих положительной динамике по всем разделам. Программно- методическое обеспечение: - Разработка программно- методического комплекса для родителей и педагогов. 9. О жидаемый результат- Имеет представление о родном городе, символике, достопримечательностях, - имеет представление о жизни коренных народов Югры; - знаком с национальным орнаментом; - умеет творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно- продуктивной деятельности; - владеет исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности; - умеет выступать перед аудиторией; - способен организовать свою деятельность; - любит родной край, уважительно относится к коренным народам; - осознаёт себя, как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры; - знает животный и растительный мир своего родного края; - бер ежно относится к природе края, к тому, что окружает детей и близко им с рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли; - у детей сформируются национальные самосознания, мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине; - формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, религий, убеждений, языка; - осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в ДОУ, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси. - смогут адаптироваться в любом регионе России не зависимо от национальности; - чувствовать свою сопричастность к миру, осоз навать родовую связь с природой Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно- образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в авторской программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера». 10. Библиография Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985. Детские народные подвижные игры. / / Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М. , Просвещение, 1995 г. Жуковская Р. И. , Виногладова Н. Ф. , Козлова С. А. Родной край. М. , Просвещение, 1985. Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А. М. Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985. История геологического поиска. Под ред. А. Шедченко. М. , Пента, 2003. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000. Кречмар А. В. , Забродин В. А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987. Куриков В. Ханты- мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000. Мазуренко М. Т. , МоскалюкТ. А. Краски северного лета. СПб. , Алфавит, 1997. Нефтеюганск. Фотоальбом- путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография». Николаева С. Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М. , 1998. Обские Угры. / / Под ред. А. И. Райшева. Тюмень, ИФА, 2005. Пойковский. Подарочный буклет. Западно- сибирская полиграфическая компания, 2003. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008. Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005. Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005. Салымский край. Научно- художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000. Сказание о земле Югорской. / / Под ред. Н. Л. Западновой. Тюмень, ИФА, 2005. С чего начинается Родина? / / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. , Сфера, 2003 г. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О. Ф. Горбатенко. Волгоград, 2007 Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М. , Сфера, 2008 Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью: Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми. / / Авт. - сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. М. , Аркти, 2006. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб. , Детство- пресс, 2003 г. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. СПб. , Детство- пресс, 2006 г. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Ярославль, 2007 Список художественной литературы для чтения детям: Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996. Детские сказки варьёганских ханты. / / Сост. Н. Б. Кошкарёва. Ханты- Мансийск, Полиграфист, 2006. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. М. , Мария, 1993. Конькова А. М. Свидание с детством. М. , Унисерв, 1996. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М. , Малыш, 1981. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. / / Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург, Сократ, 2002. Сказки народов ханты. СПб. , Алфавит, 1995. Сказки народов Севера. / / Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л. , Просвещение, 1991. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992. Чучелина Т. Сказки Югры. М. , Наш современник, 1995. Шешкин П. Е. , Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб. , Просвещение, 1994.