Пояснительная записка к рабочей программе для 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2007) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится (102) часов в год.
Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе для обучения предлагается использовать учебник:
Виленский М.Я. и др. Физическая культура 5-7кл. Просвещение. 2009г.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть - входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.
Изменений в программе – нет.
Задачи физического воспитания учащихся 5 классов направлены:
- на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
- углубленное представление об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 21.04.2011 г.);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 30.08.2010 г.);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 24.12.2004 года.
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
№ |
Наименование разделов, тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
||
Изучение нового материала |
Совершен-ствование ЗУН |
Оценка техники |
|||
Лёгкая атлетика |
26 |
5 |
15 |
6 |
|
Кроссовая подготовка |
8 |
1 |
6 |
1 |
|
Спортивные игры |
27 |
4 |
23 |
- |
|
Гимнастика |
21 |
3 |
15 |
3 |
|
Лыжная подготовка |
20 |
3 |
14 |
3 |
|
Итого: |
102 |
16 |
73 |
13 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
- Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности.
- Приёмы закаливания (правила, дозировку).
- Правила игры по волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике.
- Страховку и самостраховку при занятиях по гимнастике.
- Правила и организацию проведения соревнований по кроссу.
Учащиеся должны уметь:
- Пробегать с максимальной скоростью дистанцию 60 м. с низкого старта (мальчики: «5»- 10,2, «4»- 10,8, «3»- 11,4; девочки: «5»- 10,4, «4»- 10,9, «3»- 11,6).
- Прыгать в длину с разбега.
- Метать мяч в горизонтальную цель.
- Бегать в равномерном темпе до 20 мин.
- Играть в волейбол, баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия.
- Выполнять комбинации из разученных элементов.
- Выполнять строевые упражнения.
- Выполнять опорный прыжок. Выполнять кувырки, стойку на лопатках.
- Выполнять технику лыжных ходов, подъёмов на склон, торможений, поворотов.
- Проходить на лыжах на скорость дистанцию 1 км.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Оказывать посильную помощь при травмах и ушибах.
- Самостоятельно организовать занятия физическими упражнениями.
- Вести тетрадь самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль над функциональным состоянием организма.
- Оказывать помощь при проведении соревнований по подвижным и спортивным играм, лёгкой атлетике, кроссовой подготовке.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура»
В соответствии с ФГОС ООО данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья, плавание и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лёгкая атлетика (26 ч.)
Бег 60 м. Прыжки в длину с разбега. Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в горизонтальную цель. Бег 100 м. Прыжок с разбега.
Зачёт: бег на 60м.
Контроль: Техника прыжка в длину с разбега. Техника метания меча в горизонтальную цель. Техника метания меча в вертикальную цель. Техника бега на средние дистанции. Техника прыжка в высоту.
Кроссовая подготовка (8 ч.)
Равномерный бег до 20 мин. Преодоление препятствий. Бег по пересечённой местности 2 км.
Зачёт: Бег 2 км. без учёта времени.
Контроль: Техника преодоления препятствий.
Спортивные игры. Баскетбол (17 ч.)
Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Ведения мяча с изменением направления. Бросок двумя руками снизу в движении. Бросок одной рукой, от плеча с места. Бросок одной рукой от плеча в движении. Игра в мини- баскетбол.
Контроль: Техника стойки и передвижение игрока. Техника ведения мяча на месте. Техника ведения мяча с изменением направления. Техника броска двумя руками снизу в движении. Техника броска одной рукой, от плеча с места. Техника броска одной рукой от плеча в движении.
Гимнастика (21 ч.)
Спортивные упражнения. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Смешанные висы. Подтягивание в висе. Подтягивание в висе лёжа. Опорный прыжок: вскок в упор присев, соскок прогнувшись. Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках.
Зачёт: Подтягивание в висе (мал.). Подтягивание в висе лёжа (дев.).
Контроль: Техника строевых упражнений. Техника висов. Техника опорного прыжка. Техника кувырка вперёд, назад. Техника стойки на лопатках.
Лыжная подготовка (20)
Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъём на склон «ёлочкой». Торможение и поворот плугом. Прохождение дистанции 1 км.
Зачёт: Прохождение дистанции 1 км. без учёта времени.
Контроль: Техника попеременного двухшажного хода. Техника одновременного двухшажного хода. Техника одновременного бесшажного хода. Техника подъёма на склон «ёлочкой». Техника торможения и поворота плугом.
Спортивные игры. Волейбол (10)
Стойка игрока и перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Игра в мини- волейбол.
Контроль: Техника стойки игрока и перемещения в стойке. Техника передачи мяча двумя руками сверху. Техника приём мяча снизу двумя руками. Техника нижней прямой подачи. Правила игры в мини- волейбол.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Перечень оборудования
1 |
Сетка волейбольная |
1 |
2 |
Гири 32 кг |
3 |
3 |
Обруч гимнастический |
4 |
4 |
Стол теннисный |
1 |
5 |
Тренажёр «Кузнечик» |
2 |
6 |
Костюм спортивный |
8 |
7 |
Маты гимнастические |
4 |
8 |
Козёл гимнастический |
1 |
9 |
Лыжи пластиковые |
25 |
10 |
Ботинки лыжные |
25 |
11 |
Мяч футбольный |
2 |
12 |
Мяч волейбольный |
2 |
13 |
Сетка теннисная |
2 |
14 |
Гантели 5 кг |
2 |
15 |
Гантели 3 кг |
2 |
16 |
Шахматы |
1 |
17 |
Эспандер |
1 |
18 |
Секундомер |
1 |
19 |
Мат гимнастический |
2 |
20 |
Эспандер 20 кг |
6 |
21 |
Конь гимнастический |
1 |
22 |
Обруч алюминиевый |
5 |
23 |
Скакалки 3,8 м |
6 |
24 |
Мяч для метания 150 г |
4 |
25 |
Мяч футбольный |
5 |
26 |
Мяч для мини- футбола |
3 |
27 |
Сетка волейбольная с тросом |
12 |
28 |
Набор бадминтона |
2 |
29 |
Теннисная ракетка |
1 |
30 |
Мяч волейбольный |
5 |
31 |
Стол теннисный «Спонета» |
1 |
32 |
Мяч резиновый 1/8 |
1 |
33 |
Мяч резиновый 1/50 |
1 |
34 |
Мат гимнастический |
2 |
35 |
Шведская стенка |
1 |
36 |
Бревно гимнастическое |
1 |
37 |
Кегли |
2 |
38 |
Брусья к шведской стенке |
1 |
39 |
Канат |
1 |
40 |
Гиря 16 кг |
1 |
41 |
Мяч баскетбольный |
2 |
42 |
Шахматы с лакированной доской |
1 |
43 |
Шашки |
3 |
44 |
Верёвочная лестница |
1 |
45 |
Ракетка н/т |
2 |
46 |
Шест для лазания |
1 |
47 |
Свисток металлический |
1 |
48 |
Скамейка гимнастическая 2,5 м |
1 |
49 |
Рулетка 30 м |
1 |
50 |
Стойка для прыжков в высоту |
1 |
51 |
Насос для мячей |
1 |
52 |
Штанга «Юниор» 20 кг |
1 |
53 |
Коньки хоккейные р 41 |
4 |
54 |
Коньки хоккейные р 42 |
3 |
55 |
Дуги для подлезания |
1 |
56 |
Обруч гимнастический стальной |
4 |
57 |
Барьер легкоатлетический |
1 |
58 |
Цель для метания |
1 |
59 |
Коньки хоккейные р.44 |
2 |
60 |
Коньки хоккейные р 43 |
3 |
61 |
Клюшка хоккейная |
8 |
62 |
Мяч для метания |
5 |
63 |
Секундомер «Электрон» |
1 |
64 |
Клюшка вратаря |
1 |
65 |
Беговая дорожка механическая |
1 |
66 |
Велотренажёр |
1 |
Учебно – методическое обеспечение предмета
- Комплексная программа Физического воспитания 1-11 классы В.И. Лях, А.А. Зданевич «Просвещений» М.: 2009
- Физическая культура. Основная школа. А.П. Матвеев 5-11 классы М.: «Просвещение» 2008
- Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. – Кемерово, 1999г.
- Виленский М.Я. и др. Физическая культура 5-7кл. Просвещение. 2009г.
- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. –
2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.