Из опыта работы учителя математики Пивкина Валентина Николаевна
Документы для скачивания
Из опыта работы учителя математики
Пивкина Валентина Николаевна, учитель математики первой категории МОУ «Старошайговская СОШ №2» Старошайговский муниципальный район Республика Мордовия.
Материал представлен для аттестации учителя.
Актуальность проблемы
Сегодня в обществе происходят большие изменения - меняется образ современного выпускника школы, и следует четко представлять, каким он должен быть, чтобы достойно войти во взрослую жизнь.
Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитате
-
обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
-
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
-
формировать навыки поисковой и исследовательско
й деятельности; -
повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявление коммуникативных умений;
-
грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе, а так же в различных информационных центрах.
Актуальность моей проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике.
Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и умения применять их.
Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни.
Таким образом, одно из приоритетных направлений современной педагогики – развитие творческой личности, не простого созерцателя, а активного деятеля. «Если ученик в школе не научился творить,- писал Л.Н.Толстой, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Моя педагогическая идея:
«Формирование компетенции личностного самосовершенство
Считаю, что будущее российского общества во многом зависит от того, насколько сформирована у молодых ее представителей компетенция личностного самосовершенство
Важнейшим составным компонентом компетенции самосовершенство
Мною было выявлено, что содержание ряда учебных предметов, таких как «Математика», «Физика», «Химия» и др. включает элементы математических знаний. Ведущим же в формировании таких знаний является «Математика».
Данный курс занимает важное место в системе школьного образования: обеспечивает мировоззренческу
Составной органичной частью содержания курса «Математика», наряду с педагогически отобранными знаниями из комплекса наук о человеке и обществе (психологии, социологии, экономической теории, политологии, этики, религиоведения и других), являются математические знания, которые рассматриваются как наиважнейший компонент культуры личности.
Целью математического образования на базовой ступени признано формирование основ личностной культуры на базе овладения математическими ценностями. Этой цели должна служить ориентация на усвоение школьниками целостной системы математических знаний; развитие ценностного отношения к математике как универсальному регулятору общественно-экон
Таким образом, математические знания являются средством развития и воспитания личности учащегося, активизации его социализации, формирования его гражданского и личностного достоинства. Самообразование способствует развитию умений школьников понимать, анализировать, обобщать, критически оценивать и интерпретировать содержание всех источников знания. Вместе с тем считаю, что целевые установки, качество содержания предлагаемой школьникам информации, способы передачи знаний не всегда способствуют становлению творческой, критически мыслящей, свободной личности. Таким образом, возникает противоречие между использованием традиционных методик преподавания математики и необходимостью повышения самообразования. На мой взгляд, разрешить эти противоречия возможно через организацию учебной деятельности, включающей в себя технологии системно-деятель
Основные цели педагогической идеи:
1.Организация мотивированной учебной деятельности учащихся на уроках математики;
2. Развитие самостоятельност
3. приобретение коммуникативных умений работать в группах, чувство ответственности за принятое решение, установки на позитивную социальную деятельность.
Задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Условия становления и возникновения опыта работы по данной проблеме
МОУ «Старошайговская средняя общеобразователь
В школе трудится творческий педагогический коллектив, царит атмосфера взаимоуважения и сотрудничества между педагогами, учащимися и родителями.
Последние три года школа работает над проблемой «Реализация системно-деятель
Школа имеет свою историю, а сложившиеся в ней традиции не смогли сломить даже происходящие в стране политические и экономические изменения. Старошайговская средняя школа №2 расположена в центре села Старое Шайгово. Село имеет трехсотлетнюю историю, издавна славится своими мужественными и трудолюбивыми людьми. Школа является обладателем Президентского Гранта национального проекта «Образование».
За это время учителями накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствовани
Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: факультативы, кружки, секции, научные общества учащихся.
Таким образом, в школе создаются необходимые условия для развития и самосовершенство
Меня заинтересовала проблема повышения личностного самосовершенство
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования компетенции личностного самосовершенство
Длительность работы над опытом
Работа по формированию личностного самосовершенство
I этап - начальный (констатирующий) - 2010- 2011 год.
II этап - основной (формирующий) - 2011 - 2014 год.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности компетенции самосовершенство
Диагностика на основном этапе доказала успешность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Представленный опыт является единой системой работы учителя по развитию и формированию компетенции самосовершенство
Теоретическая база опыта
В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методичес
все учебники системы «Школа 2100» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразователь
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе.
В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.
-
Информационные технологии в образовании. Материалы научно- практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.
-
Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практичес
кой конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г. -
Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Педагогическую основу опыта представляют идеи, изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст). Знание возрастной психологии помогает реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте, я осознанно создаю на своих уроках атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегаю
Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлен
Использование компетентностног
Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысло
Компетенция личностного самосовершенство
Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональ
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы применения приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе применения технологий ЛОО, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления учащихся. Особенным является формирование системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только математические и экономические проблемы, но и, обнаружив межпредметные связи, выходить на уровень философского решения проблемы. Необходимо отметить, что на этом уровне у ученика появляется способность к рефлексии в её математическом ракурсе, восходящем ещё к эпохе жизни Джона Локка, который считал, что ученик способен познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаём внешние нам предметы, т. е. ученик уже не просто знает, а знает, что он знает; не просто делает, а знает, как он это делает.
Технология опыта
За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационными. Для успешной реализации своей проблемы я применяю информационные, интерактивные технологии, технологию проблемного диалога, развивающее обучение, дифференцированн Я полагаю, что для успешности обучения необходимо: 1) Так организовать учебный процесс, чтобы ученик вначале понял, какой материал подлежит усвоению, и каким образом с ним следует работать; 2) Организовать собственную работу ученика таким образом, чтобы каждый его шаг оказался учителю подконтрольным; 3) Организовать учебный процесс, чтобы весь материал по данному модулю был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя; 4) Постепенно переходить от пошагового контроля к самоконтролю. Как происходит такое обучение? Групповая работа может быть различной. Иногда я организую работу в парах. Например, даю учащимся задание, где допущены ошибки. Ребята ищут самостоятельно ошибки, согласовывая при этом свои мысли с соседом по парте. Иногда здесь возникают споры, мнения у ребят могут быть разными, поэтому при проверке очень важно выслушать каждого ученика. Проводя групповую работу или дифференцированн Как быть с теми учениками, кто порой не знает с чего начать решать даже простенькую задачку? Вот здесь я составляю карточки и даю индивидуальные задания таким ученикам. Например, задание, где надо продолжить решение или карточка, где из предложенных решений выбрать верное; исправить ошибки в решении и т.п. Ученик, увидев начало решения задачи, начинает вспоминать алгоритм ее решения и таким образом, включается в активную деятельность. Цель достигнута – ученики работают самостоятельно. Дифференцированн Ничто так не побуждает к действию, как разрешение проблемы. Вот почему важно подбирать задания, где присутствует проблемная ситуация. Практикую в своей работе технологию модульного обучения. Каждый раздел учебного пособия разбит на модули. Каждая тема раздела также разбита на модули. Работа над каждым модулем происходит в парах «сменного» характера. Каждый ученик работает в паре сначала над своим модулем в позиции ученика, а затем происходит смена позиций. Если же, кто-то допускает ошибки, то ученик, который выполнил правильно данное задание, становится в позицию учителя. Модули составлены таким образом, что организация работы на уроке осуществляется дифференцировано Опыт показывает, что ребятам нравятся групповые формы работы, нравится дифференцированн Современный урок нельзя представить без применения информационной и компьютерной техники. ИКТ и интерактивные технологии применяются мною системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока я использую эти технологии на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении ранее изученного. Интерактивная доска, безусловно, более привлекательный для нового поколения школьников способ восприятия информации: у детей, выросших на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Перечислю способы применения мною ИКТ и интерактивной доски 1. Проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися); 2.показ геометрии в действии с применением программы «Живая математика» (например, вращение треугольника, проверка равенства фигур наложением, изменение формы геометрических фигур прикосновением); 3.пошаговая иллюстрация теорем; 4.проведение устного счета; 5.поэтапная подача материала; 6.заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; 7.возврат к ранее сделанным записям, корректировка их с учётом нового знания, 8.возможность делать дополнительные записи поверх имеющихся; 9.выделение и запись необходимого материала с помощью цифровых чернил, маркера; 10.взаимодействи 11.возможность заранее создать, подготовить необходимый для урока материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.); 12.возможность записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся; 13.возможность выхода в Интернет на уроке (просмотр фрагмента урока в онлайн); Таким образом, технология применения ИКТ и интерактивной доски позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу, дифференцированн При изучении нового материала я использую технологию проблемного диалога. Цель, которую я преследую, используя эту технологию, – обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Создавая проблемную ситуацию в виде задания с затруднением или, вызывая удивление при рассмотрении фактов, мнений, теорий, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Я задаю вопросы, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы (побуждающий диалог). Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, он верит в свои силы. Каждый ребенок - личность со своими способностями и характером, я принимаю его таким, какой он есть. Моя задача – организовать диалог таким образом, чтобы дети сами нашли правильный ответ, выход из проблемной ситуации. Благодаря этим видам диалога развивается творческое и логическое мышление, происходящее в классе, максимально приближено к жизненным ситуациям, ведет к результату коротким путем. Здоровьесберегаю
5. Анализ результативности опыта Итак, применение мною современных образовательных технологий ЛОО в преподавании математики привело к следующим значимым результатам:
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, давая высокие результаты,
|