Занятие по мелкой моторике в младшей группе
Цель:
Уточнить и закрепить знания детей о своей семье.
Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве. Содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; Совершенствовать навыки детей снимать психоэмоциональное напряжение посредством пальчиковой гимнастики. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально, умение доводить начатое дело до конца
Материал: генеалогическое дерево,гречка, рис, счетные палочки,белые листы бумаги, цветные карандаши.
Дети сидят на стульчиках. Перед детьми стоит мольберт с генеалогическим деревом.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о семье.
Семья - самое дорогое для человека. Семью можно сравнить с деревом,
которое растёт, поднимаясь, всё выше и выше обрастает новыми ветками,
большими и маленькими. Создаются новые семьи, появляются дети, у детей
вырастают свои дети. И так далее. Люди поэтому и придумали составлять так
называемое генеалогическое дерево. В виде дерева изображается история чьего
нибудь рода.
Дети, посмотрите на это дерево. На нём изображена семья.
Кто входит в семью? (Ответы детей)
Кем вы приходитесь - маме, папе, бабушке, дедушке? (Ответы детей)
Покажите пальчики, девочки и мальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Семья»
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестрёнка –
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
Дружная семейка.
(Предложить детям согнуть пальцы в кулак, затем, проговаривая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.)
Воспитатель:
У каждого в семье своё дело
Мама готовит завтрак.
Что обычно готовит на утро мама. (Ответы детей)
Мама готовит на утро кашу.
Папа любит гречневую, а бабушка рисовую.
Вот не задача! Крупы перемешались.
Поможем маме перебрать их. (Ответы детей.) (Дети садятся за столы и выполняют задание).
).
Упражнение с использованием круп.
«Помогаем маме»
Я мамуле помогаю,
Я крупу перебираю:
Гречка – рис,
Гречка – рис,
Будет мамочке сюрприз.
(В небольшую тарелочку насыпается гречка, рис. Ребёнок одной рукой должен выбирать гречку, рис, приговаривая соответственно: «гречка», «рис», «гречка», «рис» и при этом раскладывать на две кучки).
Воспитатель:
Отнесём маме. Для папы гречневая а для бабушки рисовая.
Какая получилась каша? (Ответы детей: сытная, полезная, вкусная, рассыпчатая, калорийная).
Сварили кашу, надо помыть посуду.
Пальчиковая гимнастика:
«Вымоем посуду»
Кран с водичкой мы открыли,
Всю посуду перемыли.
Все тарелки чистые,
Чистые лучистые.
(Дети изображают кран, кистью левой руки: собрат пальцы вместе, изогнуть кисть и опустить её. Произнести: «Ш-ш-ш-ш-ш – водичка побежала!». Показывают, как моют посуду: одна ладонь – «тарелка». Второй ладонью водят по ней, выполняя, круговые движения.)
Воспитатель:
А в это время, во дворе трудится папа.
Мне кажется, он решил смастерить скворечник.
Будем папе помогать! (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
:
«Поможем папе»
Будем папе помогать:
Будем гвозди забивать,
Молоточек, поскорей
Помоги нам, гвоздь забей!
Слышен всюду громкий звук:
Тук – тук, тук – тук.
(Дети показывают движения руками, приговаривая).
Воспитатель:
Сейчас вы тоже будите мастерить скворечник из палочек.
Упражнение со счётными палочками.
«Скворечник»
(Дети выкладывают из счётных палочек скворечник).
Воспитатель:
Какой формы получилась крыша? (Ответы детей)
Какой формы получился сам скворечник? (Ответы детей)
Молодцы. Вы настоящие строители.
Воспитатель:
Ой, ребята, слышите нас, зовёт дедушка на рыбалку к синему морю.
Пойдёмте поскорей.
Физкультминутка:
Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут. Друзья,
А вот воду пить – нельзя.
(Дети широко разводят руки в стороны. Приседают, коснувшись ладонями пола.
Выполняют упражнение «Рыбка». Разводят руки в стороны , приподнимая плечи).
Воспитатель:
Посмотрите ребята, на море сегодня шторм.
(Воспитатель демонстрирует руками «Шторм», сцепив руки в замок, приподнимая поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.)
Порыбачить на море не удастся.
Придётся идти на речку.
(Дети в месте с воспитателем демонстрируют волны. Согнув руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимая поочерёдно локти, совершают волнообразные движения.
Воспитатель:
Сейчас вам предстоит выполнить задание на листочках.
В первом задании – поймать рыбку.
Во втором задании - изобразить волны большие и маленькие.
Каких рыбок вы поймали? (Ответы детей)
(Дети садятся за столы выполнять задание на индивидуальных листочках)
Воспитатель:
Вернулись домой с рыбалки.
И увидели, бабушка чем - то огорчена, она не найдёт свои клубки для вязания.
Надо помочь бабушке.
Работа на листочках.
«Рисуем клубочки»
Показ воспитателя: нашли середину листа, поставили точку и начинаем движение по часовой стрелке.
Какой формы клубок получился? (Ответы детей)
Какие замечательные клубочки.
Рефлексия:
Ребята, давайте с вами вспомним: чем мы сегодня занимались.
Приготовили свои пальчики.
Игра с пальчиками
Пальчики могут не только играть,
Они могут маме во всём помогать,
Могут посуду помыть, постирать,
Гвозди забить и в квартире убрать.
Всё сделают быстро они и умело,
Смело возьмутся за трудное дело!
Молодцы ребята. Вы настоящие помощники.