Артикуляционная гимнастика
Документы для скачивания
Полная версия документа приложена к материалу
закрыть рот - "холодно" |
|
Чистим зубки улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
|
Месим тесто улыбнуться пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя" покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) |
|
Чашечка улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) |
|
Хоботок с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) |
|
Заборчик улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы |
|
Маляр губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо |
|
Грибочек улыбнуться поцокатъ языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу |
|
Катушка губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы |
|
Поймаем мышку губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) |
|
Лошадка вытянуть губы приоткрыть рот поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки) |
|
Пароход гудит губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
|
Слоник пьёт вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая |
|
Индюки болтают языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..." |
|
Орешки рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки на щеках образуются твердые шарики - "орешки" |
|
Качели улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы |
|
Часики улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой |
|
Блинчик улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу |
|
Вкусное варенье улыбнуться открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу |
|
Толстячок надуть щеки сдуть щеки |
|
Гармошка улыбнуться сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) |
|
Барабанщик улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..." |
|
Фокус на кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх |
|
Загнать мяч в ворота "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) |
Учебно-методичес
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Язык принимает участие в образовании большинства звуков речи, от его работы во многом зависит отчетливость речи, поэтому в артикуляционной гимнастике особое значение придается развитию его подвижности, повышению скорости переключения с одного движения на другое.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
5. Начинайте с боле простых для ребенка упражнений для губ, щек.
6. Новые упражнения водятся по одному постепенно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
8. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый находится напротив ребенка лицом к нему.
СКАЗКА ПРО ГНОМА.
Жил–был веселый гном с белой бородой в красной шапочке. |
«Улыбка», «Толстячок» |
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» – пели часы. |
«Часики» |
Гном потянулся, |
«Хоботок»
|
сделал зарядку: вверх – вниз, вверх –вниз, поднимал руки, |
«Качели»
|
поел вкусного меда и пошел гулять. |
«Варенье»
|
Перелез через забор, |
«Забор»
|
Скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. |
«Катушка»
|
Бабочка села на нос гному, и он попытался ее сдуть. Так и проиграл с бабочкой целый день. |
«Фокус», без ваты |
Наступил вечер. Гном скатился с горки, |
«Катушка»
|
Перелез через забор. |
«Забор»
|
Вернувшись домой, пополоскал рот, |
Надуваем попеременно то одну, то другую щеку. |
задул свечу |
«Хоботок»
|
И лег спать. |
«Блинчик»
|
Освоив данный комплекс, можно придумать новые приключения гнома, включая другие упражнения. Сказку можно сделать более короткой на начальном этапе.
Желаем успехов!