a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Артикуляционная гимнастика

Опубликовано: 2015-09-25 15:35:13

Документы для скачивания

Полная версия документа приложена к материалу


​ 
широко открыть рот - "жарко"

​ закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

​ улыбнуться, открыть рот

​ кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

​ улыбнуться

​ пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

​ покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

​ улыбнуться

​ широко открыть рот

​ высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Хоботок

​ с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

​ улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

​ губы в улыбке

​ приоткрыть рот

​ кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

​ улыбнуться

​ поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

​ присосать широкий язык к нёбу

Катушка

​ губы в улыбке, рот открыт

​ кончик языка упирается в нижние зубы

​ выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

​ губы в улыбке

​ приоткрыть рот

​ произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

​ вытянуть губы

​ приоткрыть рот

​ поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

​ губы в улыбке

​ открыть рот

​ с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

​ вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

​ "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

​ языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки

​ рот закрыт

​ кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

​ на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

​ улыбнуться

​ открыть рот

​ кончик языка за верхние зубы

​ кончик языка за нижние зубы

Часики

​ улыбнуться, открыть рот

​ кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

​ улыбнуться

​ приоткрыть рот

​ положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

​ улыбнуться

​ открыть рот

​ широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Толстячок

​ надуть щеки

​ сдуть щеки

Гармошка

​ улыбнуться

​ сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

​ не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

​ улыбнуться

​ открыть рот

​ кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Фокус

​ на кончик носа положить ватку

​ широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота

​ "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

​ дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Учебно-методическое пособие "Тру-ля-ля", ИД "Карапуз"]

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Язык принимает участие в образовании большинства звуков речи, от его работы во многом зависит отчетливость речи, поэтому в артикуляционной гимнастике особое значение придается развитию его подвижности, повышению скорости переключения с одного движения на другое.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1.​ Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2.​ Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3.​ Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4.​ Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

5.​ Начинайте с боле простых для ребенка упражнений для губ, щек.

6.​ Новые упражнения водятся по одному постепенно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

7.​ Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

8.​ Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый находится напротив ребенка лицом к нему.

 

СКАЗКА ПРО ГНОМА.

 

Жил–был веселый гном с белой бородой в красной шапочке.

«Улыбка»,

«Толстячок»

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» – пели часы.

«Часики»

Гном потянулся,

«Хоботок»

 

сделал зарядку: вверх – вниз, вверх –вниз, поднимал руки,

«Качели»

 

поел вкусного меда и пошел гулять.

«Варенье»

 

Перелез через забор,

«Забор»

 

Скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.

«Катушка»

 

Бабочка села на нос гному, и он попытался ее сдуть.

Так и проиграл с бабочкой целый день.

«Фокус», без ваты

Наступил вечер. Гном скатился с горки,

«Катушка»

 

Перелез через забор.

«Забор»

 

Вернувшись домой, пополоскал рот,

Надуваем попеременно то одну, то другую щеку.

задул свечу

«Хоботок»

 

И лег спать.

«Блинчик»

 

 

Освоив данный комплекс, можно придумать новые приключения гнома, включая другие упражнения. Сказку можно сделать более короткой на начальном этапе.

Желаем успехов!

Оставить комментарий: