Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебный магнит "
Документы для скачивания
Конспект НОД в подготовительной группе «Волшебные свойства магнита» Цель: расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Задачи: • Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества. • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. • Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию • Самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения. Предварительная работа: Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Магнитная касса цифр и букв» Методические приёмы: - демонстрация опытов воспитателем; - объяснение воспитателя; - фронтальный опыт детей; - индивидуальная работа с детьми; - подведение итогов занятия; Оборудование и материалы: - магниты( каждому ребёнку) - различные металлические предметы( скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки) - лоскутки ткани, меха- предметы из резины, пластмассы- штатив с гвоздём, висящим на нитке- картон( на каждого ребёнка) - железные опилки- подковообразный магнит Словарная работа: лаборатория, учёные, магнит, железо, штатив, притяжение, опыт, железные опилки. Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном месте – в лаборатории учёных. И этими учёными будите вы. Как ведут себя учёные в лаборатории? ( ДЕТИ: Тихо, внимательно, аккуратно) Сегодня мы с вами познакомимся с этим предметом( показываю) Кто знает, как он называется? ( ДЕТИ: магнит) Магнит обладает очень интересными свойствами. Кто знает, какими? ( ДЕТИ: притягивает к себе железные предметы) Какой магнит на ощупь? ( даю потрогать) ( ДЕТИ: холодный, гладкий, твёрдый) А теперь посмотрите на мой стол. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём. Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Давайте проверим. Нитка с гвоздём отклонилась. Почему это произошло? ( ДЕТИ: магнит притягивает к себе гвоздь) А из какого материала изготовлен гвоздь? ( ДЕТИ: из железа) Значит, какой вывод мы можем сделать? ( ДЕТИ: магнит притягивает к себе железо) А теперь займите свои рабочие места и будем проводить опыт. Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях. Что происходит со скрепками? ( ДЕТИ: они соединились и двигаются) Почему двигаются скрепки? ( ДЕТИ: они притягиваются магнитом) На что похоже движение скрепок? ( ДЕТИ: на движение вагонов паровоза) А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит. ( ДЕТИ: скрепки не двигаются) Почему не двигаются скрепки? ( ДЕТИ: потому, что стол толще, чем картон) Какой вывод можно сделать? ( ДЕТИ: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы) Сейчас переходим к следующему эксперименту. Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала и у каждого есть свой магнит. По очереди подносите магнит к предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы, что не притянутся – справа. А я пойду, посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории тишина. Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. ( индивидуальные ответы детей) А на какие предметы не действует сила магнита? Из какого материала они сделаны? ( индивидуальные ответы детей) Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? ( ДЕТИ: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех) Теперь продолжим эксперименты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, она то- же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом. Почему скрепки не рассыпались? ( ДЕТИ: они намагнитились) Делаем вывод: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами. А сейчас мы быстро встанем. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку. «В понедельник я купался. А во вторник рисовал. В среду долго умывался. А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу с воскресеньем Целый день я отдыхал. » Посмотрите ещё один опыт магнитом. Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый. Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются? ( ДЕТИ: форма, размер, количество опилок) Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила. Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются? ( ДЕТИ: величина и цвет) Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет. Попробуйте соединить магниты синими концами. Что вы чувствуете? ( ДЕТИ: магниты отталкиваются, не соединяются) Сейчас соедините красными концами. Что происходит? ( ДЕТИ: то же самое) Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами. Что произошло? ( ДЕТИ: магниты соединились) Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу. Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства? ( ДЕТИ: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов») На этом наша лаборатория заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните. - Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы. - Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила. - Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами. - Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера. - Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются. Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята – ученые, а когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее. Успехов вам!