a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Путешествие по творчеству С.Д.Эрьзи"

Опубликовано: 2015-09-27 00:28:35

Документы для скачивания

Тема: “Путешествие по творчеству С. Д Эрьзи ”. Цель:  Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве С. Эрьзи. Воспитывать любовь к своему краю, чувство гордости за людей, прославивших Мордовию, таких, как Эрьзя. Наглядность: портрет С. Эрьзи, слайды с фотографиями скульптур, выставка книг об Эрьзи. НОД Ведущий: Шумбратада, шабат! ( Здравствуйте, ребята! ) На каком языке я с вами поздоровалась? ( На мордовском) И сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вам и о гордости земли Мордовской. Ведущий: Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем? Дети: - Мордовия. Ведущий: А какая она, наша Мордовия? Дети: Большая, красивая, сильная, любимая. Ведущий: Чем она богата? Дети: Лесами, полями, лугами. Ведущий: - Д а, действительно, прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой и что особенно радует, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. И сегодня мы поговорим об одном очень известном. Кого вы видите? На 1 слайде портрет скульптора и эпиграф: Для него искусство было свято. Остальное жизни суета. С. Ламбина Ведущий: Ребята, мы много раз с Вами говорили об этом замечательном человеке, чьё имя дос тигло высот мировой известности. Вы знаете, что настоящее фамилия Эрьзи. Дети: Степан Дмитриевич Нефедов. Ведущий: - Почему скульп тор взял себе такой псевдоним? Дети: В ч есть мордовского народа – эрзи. Это уважение к своему народу давшему жизнь. Ведущий: Поскольку с биографией Эрьзи в ы уже знакомы, но мне бы хотелось остановиться лишь на некоторых биографических моментах из детств а скульптора, которые вам еще неизвестны. Вот посмотрите, ч то здесь изображено? Дети:   Лес. Ведущий: Да, это лес. Вирь. А как он связан, с биографией Эрьзи я вам сейчас об этом расскажу. ( Показываю картину с изображением леса. )   А знаете ли вы, что Эрьзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такой беды, старухи- староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному Виртака – дитя лесов. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и подбрасывая вверх, воскликнул: - Ого, смелый будет человек, даже не пикнул. Мать отобрала ребенка, прижала к груди и упрекнула: - Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком. - Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном. В сумерках ноябрьского вечера, отец пошел к священнику. В старину нужно было поставить в известность священника, как назвали ребенка. Священник, выслушал его и сказал: - Завтра твое чадо будет Степаном. Так дитя леса Виртака стал Степаном…- А теперь посмотрите вот на этот предмет. Что это?   Дети:    Колокольчик. Пайгоня. - А сейчас вы узнаете, какой момент из жизни Эрьзи связан с ним. Вместе с надеждой на счастье ребенка в дом пришла печаль. Степан рос здоровым: двигал ручонками и ножками, любопытно смотрел ясными глазенками, без устали чмокал соску из ржаного хлеба. Даже улыбался, когда в маленькие оконца заглядывало солнце. Да, вот беда: голоса не подавал. И решил тогда отвезти отец Степана к знахарю деду Тораю, жившему в Алатыре. Посмотрел дед на мальчика и вытащил из варежки колокольчик, потряс н им перед мальчиком. Маленький Степан впился в него взглядом и ухватился обеими ручонками. Тут дед Торай и сказал: - Пусть принесет вашему Степану счастье… Заветный колокольчик повесили к люльке в надежде на исцеление. Старший брат Иван и особенно сестренка Ефимия то и дело качали люльку, уж больно им нравился звон колокольчика. И вот однажды в доме собралась ватага ребятишек с собакой. Степан уже начал ходить, совсем еще не расстался с люлькой. Родители работали в лесу, а брат Иван остался за старшего. Он- то и решил сорвать колокольчик и повесить его на шею собаке. Он стал отрезать забавную игрушку. Наконец, колокольчик со звоном ударился о край люльки и с жалобным стоном покатился по полу. Люлька перевернулась, и, вслед за колокольчиком, из нее с грохотом вывалился Степан. Ребята сначала замерли от испуга, но, когда раздался неистовый плач мальчика и какой- то лепет, они, как стая испуганных воробьев, вылетели из избы на улицу с криком: - Молчун заголосил! Так вот и сбылось предсказание Торая. У него появился голос. Теперь знаете, какую роль в жизни С. Эрьзи сыграли лес и колокольчик. А прочитала я об этом в книге А. Моро «Степан Эрьзя ». Если вас заинтересовали сведения из дет ства скульптора, то узнаете из книги еще много интересного. Особенно радует, что мы его земляки можем полюбоваться его работами, собранными в музее в г. С аранске. ( Показываю фото музея. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи) И пусть многие из вас еще там не побывали, не огорчайтесь, у вас все впереди. Вот эта небольшая выставка работ – поможет вам ещё раз вспомнить некоторые работы. А вспомнить нам помогут наши экскурсоводы. 1 ребенок. Он для себя не ждал почета: Его одно вело работа Д а лиц прекрасных миражи. Мы входим в зал и покоряет, И таинством нас опаляет Искусство, вечное, как жизнь. 1 экскурсовод: Очень впечатляет портрет «Моисея»( показ) , библейского пророка, как гласит легенда, передавшего людям десять заповедей от Бога. Если внимательно присмотреться к «Моисею». Даже по фотографии можно увидеть в его образе множество фигурок животных; в локонах – фигурки белки, бровь представляет собой щуку, а в бороде выделяются фигурки лисицы и ворона. 2 ребенок. А как он украшает зал            Мо рдовского музея?           И счастлив тот,           Кто увидал пророка Моисея! ( Светлана Ламбина) 2 экскурсовод:   Э то портрет « Эрьзянки ». В этом портрете, скульптор представил свою сестру Фиму. Она приложила руки на груди. Так провожала брата на учебу, так она сдерживала свои чувства, этот жест передает ее сердечность, доброту. 3 экскурсовод: Скучая по своей Родине Эрьзя создает такие произведения как, «Портрет отца», «Портрете матери», «Крестьянин – мордвин». Произведения скульптора проникнуты пониманием национального характера своего народа, гордостью за него, теплотой и искренност ью « Крестьянин – мордвин »" Портрет отца » «Портрет матери» 4 экскурсовод:   Здесь мы видим скульптуры “Мужество”, Каприз”, “Горе”, “Скорбь”, где Эрьзя передает в своих произведениях человеческие чувства. ГОРЕ МУЖЕСТВО СКОРБЬ КАПРИЗ 4 экскурсовод:   С вои идеальные представления о человеке и его душе, и ощущение прекрасного воплощает С. Эрьзя в многочисленных женских образах. В каждом портрете художник не просто передает национальные черты, но и раскрывает определенный характер, душевное состояние и настроение. НОРВЕЖКА ПАРАГВАЙКА ИНДИАНКА ПАРИЖАНКА В ШЛЯПКЕ- Мы познакомились лишь с малой долей работ великого скульптора. И мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Эрьзи, как любил свои скульптуры и сам автор. В горе и в радости он думал о своих работах и называл их своими детьми:    У меня спросили: есть ли дет и- Продолжатели моих трудов? Посмотрите на скульптуры эти Белых и коричневых тонов … В от они – моя семья большая, Вместе с ними пес Леон и кот… Я скульптуры созидал, себя лишая, Сна и отдыха, и всех других свобод. Хотелось бы, чтобы имя Эрьзи навсегда осталось в вашей памяти, как имя великого человека, прославившего свои м творчеством Мордовскую землю. Понравилось вам экскурсия по творчеству Эрьзи? - Ребята, а сами вы бы хотели стать юными скульпторами и слепить что- то своими руками. Так, давайте пройдем в нашу небольшую мастерскую, где ждет нас Н адежда Д митриевна. Воспитетель( приглашает в Мастерскую) : - Ребята, добро пожаловать! Давайте подойдем к игрушкам и рассмотрим их( скульптуры малой формы) . ( На столе стоят игрушки из глины – петушок, русская барышня, Маша и медведь, птички- свистульки) . Воспитатель: - Что вылепил мастер? ( Дети называют игрушки) - Как они украшены? ( Дети отвечают, что они расписаны разной краской и на них нарисованы разные узоры) - Какое изделие вам больше всего понравилось? ( Дети отвечают – «птички») ( Воспитатель берет птичку и ее рассматривают с детьми) - Из каких частей состоит «птичка»? ( Дети отвечают: голова, туловище, хвост, лапки) - Хотите посвистеть? ( Дети свистят – 2- 3 ребенка, при этом используют влажные салфетки) - Дети, птички вам принесли весеннее радостное настроение. Я предлагаю вам слепить таких птиц на радость людям. У вас должно быть желание сделать свистульку, немного таланта и терпения. - Дети, вы решили стать мастерами? ( Дети отвечают: да) - Давайте наденем фартуки и сядем за столы. Мастера, скорей за дело, Слепим птичек мы умело! ( Дети надевают фартуки и садятся за столы. На столах: глина, стеки( 2) , вода в тарелочках, доски для лепки, салфетки. Воспитатель объясняет изготовление птички поэтапно и делает вместе с детьми. ) Процесс изготовления: 1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. 2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. 3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. 4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20- 30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. 5. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. 6. Ставим на стол, любуемся готовыми изделиями. Воспитатель: - Ребята, вы теперь научились мастерить свистульки. Вам понравилось лепить птичек? ( Дети: да) Молодцы! Вы очень старались. Теперь наши птички должны высохнуть. Затем мы будем их украшать. Мы все неравнодушны к красивому, в том числе и к народному искусству. Каждое изделие в себе несет добро, радость, фантазию, увлекающую детей и взрослых. Большое всем спасибо за внимание!

Оставить комментарий: