Пояснительная записка к рабочей программе для 10 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2011). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа для 10 класса рассчитана на 102 часа при трехразовых занятиях в неделю.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачётов на уроках и заносятся в классный журнал.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за триместр.
В связи с тем, что преподавание уроков физкультуры приходится проводить в малом зале, где отсутствует достаточное оснащение, невозможна полная реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделу «Гимнастика» (упражнения на снарядах), в связи с этим время равномерно распределено на другие виды по гимнастике.
В связи с перечисленными причинами время, отведённое на упражнения на снарядах, равномерно распределено на другие темы по гимнастике.
Поскольку учебников и учебно-методических комплексов, разработанных в соответствии с государственным стандартом образования по физической культуре ещё нет, допускается использование любого учебника или пособия по физической культуре, включённого в Федеральные перечни учебников, учебно-методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобразования России от 15 января 2004 года № 111.
Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено:
- на содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностной ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил охраны труда во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов.
По окончании 10 класса учащийся должен демонстрировать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Демонстрировать:
Физические способности |
Физические упражнения |
Юноши |
Девушки |
Скоростные |
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с |
4,9 |
5,3 |
Силовые |
Прыжок в длину с места, см |
205 |
190 |
Поднимание туловища из положения лежа |
25 |
24 |
|
Выносливость |
Бег 3000м и 2000 м |
16,00 |
11,40 |
Знать:
особенности развития избранного вида спорта;
особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей направленности;
основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках средствами физической культуры;
способы укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их вусловиях соревновательной деятельности;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать гранату; метать малый мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в вертикальную цель.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на лопатках, мост.
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр.
Учебно-методический комплект:
- Видякин М.В. «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные подвижные игры// Волгоград: Учитель, 2007
- Киселев П.А., Киселева С.Б. «Справочник учителя физической культуры»// Волгоград: Учитель, 2008
- Лепешкин В.А. «Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах»// М.:Дрофа,2006
- Погадаев И.В., Мишин Б.И. «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.
1 – 11 классы// М.: Дрофа, 2005