Рабочая программа внеурочной деятельности
Документы для скачивания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают( факторы риска) . Последние составляют четыре группы: · образ жизни( 50% воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска) ; · наследственность( 20% ) ; · внешняя среда( 20% ) ; · качество медицинского обслуживания( 10% ) . Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи: · сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение; · воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. Программа кружка" Школа здоровья" направлена на решение этих задач. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни. 2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний. 3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся. 4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. 5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма. Программа кружка «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1- 4 классов по 1 часу в неделю. 1 класс – предусматривает 33 часа, 2- 4 класс 34 часа. Программа кружка включает три основных раздела: 1. Секреты здоровья. 2. Попрыгать, поиграть. 3. Профилактика детского травматизма. Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма. В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся: - составлять режим дня; - соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи; - управлять своими эмоциями; - выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия; - включать в свой рацион питания полезные продукты; - соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог; - соблюдать правила пользования общественным транспортом; - соблюдать правила пожарной безопасности; - соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ № п/ п Тема раздела Форма Уровень Ожидаемый воспитательный результат 1 Секреты здоровья беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. рассказ I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. работа над проектом II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. викторина II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. игра в сети Интернет III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. просмотр фильма I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. выполнение упражнений I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 2 Попрыгать, поиграть подвижные игры II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. спортивные игры, эстафеты II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3 Профилактика детского травматизма беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. рассказ I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. экскурсия II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. просмотр фильма I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. моделирование ситуации II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Секреты здоровья Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Попрыгать, поиграть Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Профилактика детского травматизма Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс( 33 часа) № п/ п Тема Количество часов Дата Раздел «Секреты здоровья» 16 1 От улыбки хмурый день светлей. . . 2 Режим дня. 3 Утренняя зарядка. 4 Учимся правильно дышать. 5 Сон – лучшее лекарство. 6 Наши друзья – вода и мыло. 7 Чтобы зубы не болели. 8 Гимнастика для глаз. 9 «Рабочие инструменты» человека. 10 Гигиена кожи. 11 Чтобы уши слышали. 12 Осанка – стройная спина. 13 Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. 14 Самые полезные продукты. 15 Лекарства в лесу. 16 Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». Раздел «Попрыгать, поиграть» 5 17- 20 Подвижные игры. 21- 23 Спортивные игры и эстафеты. Раздел «Профилактика детского травматизма» 1. Правила дорожного движения 4 24 Правостороннее движение пешеходов по тротуарам. 25 Красный, жёлтый, зелёный. 26 Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог» 27 Я – велосипедист. 2. Правила пожарной безопасности 2 28 Огонь – друг или враг? 29 Спички детям – не игрушка. 3. Правила поведения в быту 2 30 Опасность у нас дома. 31 Безопасность при общении с домашними животными. 4. Правила поведения в природе 3 Если солнечно и жарко. 32 Правила безопасности на воде. 33 Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» 2 класс( 34 часа) № п/ п Тема Количество часов Всего Дата Раздел «Секреты здоровья» 13 1 Настроение в школе и дома. 2 Поведение в школе. 3 Болезни глаз. Как их предупредить. 4 Слух- большая ценность для человека. 5 Профилактика кариеса. 6 Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. 7 Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. 8 Режим питания. 9 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. 10 Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». 11 Если хочешь быть здоров – закаляйся! 12 Гигиена тела и души. 13 Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть». Раздел «Попрыгать, поиграть» 2 14 Подвижные игры. 15 Спортивные игры и эстафеты. Раздел «Профилактика детского травматизма» 18 1. Правила дорожного движения 12 16 Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. 17 Светофор и его виды. 18 Экскурсия «Элементы улиц и дорог». 19 Дорожные знаки: информационно- указательные, знаки приоритета, знаки сервиса. 20 Правила поведения на загородной дороге. 21 Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. 22 Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». 23 Причины ДТП. 24 Памятка велосипедиста. 2. Правила пожарной безопасности 2 25 Чтобы огонь не причинил вреда. 26 Правила поведения в случае пожара в квартире. 3. Правила поведения в быту 27 Как уберечься от поражения электрическим током. 28 Если ты ушибся или порезался. 29 Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело. 4. Правила поведения в природе 4 30- 31 Правила безопасности в любую погоду. Гололёд. 32 Как уберечься от мороза. 33 Правила поведения на воде. 34 Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья». Итого 34 3 класс( 34 часа) № п/ п Тема Количество часов Всего Дата Раздел «Секреты здоровья» 8 1 Вредные привычки. 2 Азбука питания. 3 Как избежать отравлений. 4 Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. 5 Глаза – главные помощники человека. 6 Сам себе доктор. Су- Джок терапия. 7 Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». 8 Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». Раздел «Попрыгать, поиграть» 6 9- 10 Подвижные игры. 11- 12 Спортивные игры и эстафеты. 13- 16 Игры разных народов. Раздел «Профилактика детского травматизма» 1. Правила дорожного движения 10 17 Игра- путешествие «В стране дорожных знаков». 18 Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. 19- 20 Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. 21 Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». 22 Железнодорожный переезд. 23 Детский дорожно- транспортный травматизм. 24- 25 Работа над проектом по теме «Безопасный путь». 26 Игра «Школа светофорных наук». 2. Правила пожарной безопасности 2 27- 28 Как вести себя во время пожара в школе. 29 Азбука пожарной безопасности. 3. Правила поведения в быту 1 30 Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. 4. Правила поведения в природе 4 31 Как уберечься от укусов насекомых. 32 Как уберечься от ушибов и переломов. 33 Правила безопасности во время грозы. 34 Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». 4 класс( 34 часа) № п/ п Тема Количество часов Всего Дата Раздел «Секреты здоровья» 11 1 Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. 2 Профилактика инфекционных болезней. 3 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. 4 Основные виды травм у детей школьного возраста. 5 Первая медицинская помощь при кровотечении. 6 Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. 7 Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. 8 Оказание первой помощи при отравлениях. 9 Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата( при травме кисти рук, бедра, колена) . 10 Работа над проектом по теме «Секреты здоровья». 11 Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». Раздел «Попрыгать, поиграть» 6 12- 14 Подвижные игры. 15- 16 Спортивные игры и эстафеты. 17 Игры разных народов. Раздел «Профилактика детского травматизма» 17 1. Правила дорожного движения 8 18- 19 Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. 20 Экскурсия «Мы пассажиры». 21 Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. 22- 23 Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге. 24 Опасная ситуация. 25 Этого могло не случиться. 2. Правила пожарной безопасности 3 26 Что я расскажу младшему брату о пожаре? 27 Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. 28 Отравляющие ядовитые газы. 3. Правила поведения в быту 2 29- 30 Безопасное поведение в быту. 4. Правила поведения в природе 4 31 Правила техники безопасности для туриста. 32 Средства и способы спасения утопающих. 33 Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. 34 Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность» Итого Список литературы: 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы. / Авт. - сост. А. Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2009. 2. Обухова Л. А. , Лемяскина Н. А. , Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы( 1- 4 классы) . – М. : ВАКО, 2007. 3. Подвижные игры: 1–4 классы. / Авт. - сост. А. Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2007. 4. Сосунова Е. М. , Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч. 1. Ч. 2. – СПБ. : ИД «М и М», 1998.