Сообщение "Элементы профориентации с детьми младшего дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающе го вида №1 «Колокольчик» муниципального образования Ханты- Мансийского автономного округа- Югры городской округ город Радужный Элементы профориентации с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель: Яппарова Ф. Ш. г. Радужный 2014 г. Профессиональная ориентация дошкольников Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. Наверно не каждый взрослый знает о таких новых профессиях как: андеррайтер, хед- хантер, сомелье, матрицор, пастижёр, медиа- байер, вальвеолог, сейлзмен и др. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми о разных профессиях. К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей( потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере) , а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Помочь ребенку сделать правильный выбор- непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого важно у ребенка- дошкольника развивать интерес к различным профессиям. В первой младшей группе сначала знакомят с трудом помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они ощущают ежедневно. Затем происходит знакомство с другими профессиями, которые есть в детском саду. Это повар, медицинская сестра, рабочая по стирке, швея, музыкальный руководитель, завхоз и др. Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Малыши- дошкольники учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но с самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые им пригодятся в школьной жизни. Сообщение из опыта работы «О знакомление детей первой младшей группы с профессиями работников детского сада» Детей младшего возраста, прежде всего, знакомим с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчёркивая их заботу о детях. Главная задача- вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь: вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легко мыть пол; всё съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать и т. д. В первую очередь идет знакомство с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Постоянно обращаем внимание детей на различные моменты труда няни: приносит еду, накрывает на стол, убирает со стола, моет посуду и т. д. Когда у детей накопятся знания, проводим с ними беседу о труде няни, подчёркивая её заботу о детях и стремясь вызвать в детях желание помочь ей. Дети с удовольствием помогают няне убирать со стола посуду, подставки под салфетки, помогают протирать пыль со стульев, наводят порядок в игровом уголке, аккуратно складывают рукавицы на батарее… Также знакомим детей с трудом медсестры, повара, шофёра, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых- наблюдение. Вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы. Перед посещением проводим с детьми беседу с целью вызвать у них интерес к профессии, наблюдению за трудом взрослых. В течение первых 3- 5 минут посещения объекта даем детям возможность оглядеться, адаптироваться в помещении. Затем подготовленный взрослый начинает рассказ и показ одного дейс твия с несколькими операциями. Мы стараемся задавать вопросы, вовлекая детей в диалог с взрослым. Сюжетно- отобразительные игры в первой младшей группе Игра «Сервируем стол» Воспитатель: Ребятки, нам нужно покормить кукол. Сначала нужно накрыть на стол. Где посуда? ( побуждает расставлять посуду) . Дети ставят посуду для своих кукол. Воспитател ь. Это тарелка, я налью в нее суп. Оля, у тебя суп остыв ает. Подогрей. Вот ложка для супа. Вот вилка для котлет. Рядом поставлю чашку с компотом. Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. ( Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба. ) Мягкий хлеб? Нарежу хлеб тонкими кусочками. У меня все готово, а у вас, девочки? Настя, у тебя какой компот? Яблочный? А я Кате приготовила клубничный. Пора звать наших деток к столу. Зови, Оля. Зови, Н астя. ( Обращается к кукле. ) Катя, иди обедать. Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки и сесть за стол, повязывают куклам передники. Вариант игры ( усложненный) . Использовать в игре предметы- заместители, воображаемые предметы и действия. Игра « Моем посуду» Воспитатель спрашивает у детей, помыли ли они посуду после обеда, и предлагает убрать со стола. Берет тряпку и стирает крошки, складывает посуду в раковину и моет ее, проговаривая свои действия. Воспитатель. Моя Катя покушала и пошла играть. Теперь надо вымыть посуду. Давайте мыть вместе, так веселее. Сначала возьмем мочалку и протрем хорошенько тарелки, ложки, вилки и чашки. Куда поставим тарелки? В шкафчик, сушиться. Оля, складывай в ящик вилки и ложки. Маша, помоги мне убрать тарелки, пожалуйста. Убрала? Молодец. Вот и порядок, чистота кругом. Можно отдохнуть, пока дочки играют. Игра «Купание кукол» Дети играют. Воспитатель подходит к девочке и спрашивает, не видела ли она ванночку. Р ассказывает: «В гости к кукле Кате приехала маленькая Танечка. Она еще не ходит, ее возят в коляске. Она сама не ест, ее кор мят из ложечки. Вечером Танечку надо купать. Много с ней заб от. Чтобы управиться с Танечкой, нужны помощники. ( Обращается к детям. ) Вы, ребятки, мне поможете? ( Показывае т куклу- младенца. ) Наша Танечка маленькая, хорошенькая. После купания надо сразу положить Таню в кровать, поэтому сначала пригот овим ей постельку. Вова и Ильнар, вы см ожете постелить постель Танечке? Вот ее кроватка. Несите постельные принадлежности: подуш ку, одеяло. А мы с Лерой и Женей принесем одежду, полотенце. Сначала приготовим теплую водичку. Девочки, наливайте воду из крана да следите, чтобы вода была не слишком горячей, пробуйте ладошкой. Теплая водичка! Сажаем Танечку в тазик. Она улыбается – ей нравится водичка. Плюх- плюх по водичке, плюх- пл юх по тепленькой. Умоем Танечке личико, ручки, обольем тельце. Т еперь помоем голову, ножки. Женя, пр инеси еще водички. Поливай. Лера, вытирай полотенцем, насухо: головку, спинку, животик, ножки. Чис тая девочка наша, маленькая Таня! А теперь укроем ее одеяльцем, дадим теплого м олочка – и в кровать. Лежи, Таня, засыпай». Игра «Наводим чистоту в комнате» Воспитатель говорит детя м: К нам скоро придет новая кукла Наташа. Нужно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Кирилл. Кто тряпку? Бери, Катя. Ильнар принесет нам в оды. Начнем, пожалуй. Новая кукла Наташа такая чистюля. Она любит, чтобы в комна те было чисто, красиво. Кирилл пылесосит коврик, Ильнар моет пол, Катя вытирает пыль. Нариман, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз- два и – готово! Посмотрите вокруг – чис тота! Наташе очень понравится. И вы, ребята, молодцы – старали сь. Теперь отдыхайте, труженики. Наташа скоро придет. Игры с машинами и другим транспортом Игра «Машина едет по улице» Воспитатель подходит к ребенку, который едет на машине и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет по городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: ехать туда- обратно, ехать с поворотами, препятствиями( объезжая их) , к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия( «Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу») . Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя. Игра «Мойка машин» Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит: «Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по- моему, она немно го запылилась. У меня есть теплая водичка, можно ее помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель! » Игра «Машина хочет быть чистой» Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, С ережа идут к нам. Берите тряпки, ведра. Будем мыть машины. Ловко получается! Раз- два, окна заблестели! Три- четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я – в гараж. Ты, Саша, куда едешь? ( В город. ) А ты, Женя? ( В магазин. ) Поехали! » Игра «Медвежонок чинит автомобиль» Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машины. Медвежонок . Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р- р- р … О й, что- то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р- р- р … О пять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? ( Плачет. ) Воспитатель ( говорит сам с собой) . Медвежонку сегодня не везет, машина не слушается его, не заводится. ( Обращается к ребятам. ) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай- ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р- р- р … Р- р- р … Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р- р- р … Р- р- р … У- у- у… Фыр- р- р … Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята. Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! ( Поет. ) Ты гуди сильней, мотор, Я – умелый шофер. Надо – влево руль кручу, Надо – гайку подкручу, Дам сигналу погудеть — Должен все шофер уметь. Игра «Самосвал везет кирпичи» Воспитатель приносит самосвал и говорит играющим рядом детям: «В нашем гараже появилась новая машина. Это самосвал. Мне нравится эта машина, а вам? У нее большой кузов, она похожа на грузовую машину. Кузов может двигаться: подниматься и опускаться. Это мне пригодится, чтобы возить всякие грузы. Не надо руками разгружать: поднял кузов – и готово». Раздается телефонный звонок; воспитатель берет трубку и говорит по телефону. Воспитатель. Ч то вы говорите? Надо везти кирпичи? Хорошо, везу. ( Ребятам. ) Мне пора на работу. Позвонил и со стройки, им требуется кирпичи. Мне нужны грузчики. Саш а, Коля, помогите погрузить кубики и кирпичи в кузов. ( Дет и складывают в кузов строительный материал. ) Достаточно, пора ехать. ( Везет машину к «стройке». ) Приехали. Самосвал может сам разгрузиться. Поворачиваю р ычажок, кузов поднимается. Материал выгружен. Можно ехать дальше. Каждому водителю хочется поездить на такой машине. Я сейчас поеду в гараж, ремонтировать грузовую машину, а на самосвале вместо меня может поработать другой водитель. Вова, возьмешь мой самосвал? ( Вова включается в игру. ) Тогда я поеду. Счастливого пути! Игра «Строим забор» Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у в ас стройка? Что вы строите? Нариман, что э то у тебя? Домик. А у тебя, Лера? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы дом ик был с заборчиком? У домика Азизабудет забор и у Лериного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики. Мы решили строить дом Для своих зверюшек. Дом построен, и теперь Нам заборчик нужен. Доски обтесали, Крепко прибивали. Тук- тук, перестук, Доски обтесали. Тук- тук, перестук, Крепко прибивали. Хорошие заборы получаютс я. Вот заборы готовы. К забору Ильнара подошла киска, мурлычет. Д авайте пустим ее в дом. На Лерин забор взлетел петушок: «Ку- ка- ре- ку! » Получилась настоящая деревня». Дидактические игры Игра" На нашем участке" Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения. Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада. Игровое правило. Не перепутать названия предметов; придумать поручение( по подсказке воспитателя) . Ход игры Игра проводится на прогулке. Воспитатель" замечает" возле веранды ежика( игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его. Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, спортивные сооружения, качели и т. д. Ежик, чтобы" запомнить быстрее" , дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду; покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине; покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми воспитатель угощает их в полдник. Игра" Овощной магазин" Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. Ход игры Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам( отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины) . Игра" Строим дом" Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество( один – много) . Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке. Ход игры Воспитатель приносит в группу собачку и кошку( игрушки) , сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: " Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара" . Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: " Сколько кубиков в машине? " ( Много. ) Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: " Сколько теперь стало кубиков? " ( Один. ) Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут. Игра" Мамины помощники" Дидактическая задача. Учить проявлять заботу и внимание к маме. Игровая задача. Помочь маме. Игровое правило. Сказать( ясно и отчетливо) , как нужно помогать маме, чтобы она была довольна. Ход игры Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто как помогает маме, и предлагает рассказать об этом. Проводится игра. На фланелеграфе расположена большая картинка, на которой изображены мама и дети. Воспитатель предлагает детям выбрать из лежащих на столе картинок те, которые показывают, как можно помочь маме: подмести пол, помыть посуду, убрать игрушки. Воспитатель обращается к ребенку: " Андрюша, скажи, как можно помочь маме? " Ребенок приносит картинку и объясняет, как можно помогать маме. ( Мыть пол. ) Воспитатель и дети рассматривают ее. Дети по очереди подходят к педагогу с выбранными картинками. В конце игры воспитатель показывает картинку: дети дарят маме пирог. Игра" Плакать не надо" Дидактическая задача. Вызвать желание помочь другому. Игровая задача. Помочь Филе и Хрюше. Игровое правило. Не забывать сказать" пожалуйста" . Ход игры Воспитатель заранее готовит предметную среду и вводит детей в игровую ситуацию: " Филя и Хрюша сидят, отвернувшись друг от друга. Они играли в машинки, возили на них кирпичики. Филина машинка сломалась, а Хрюша не дает ему играть со своей машинкой" . Воспитатель обращается к детям: " Давайте поможем Филе и Хрюше. Вы поможете Филе починить машинку? " Малыши берут молоточки и" чинят машину" . Молоточек застучал, Застучал, застучал, Саша Филе помогал, Помогал, помогал. Леша гайку подкрутил, Подкрутил, подкрутил, И машину починил, Починил, да. Воспитатель вовлекает всех детей в починку машины. Филя говорит" спасибо" каждому ребенку. Ребенок отвечает" пожалуйста" . Игра" Ухаживаем за обувью" Дидактическая задача. Обратить внимание детей на необходимость ухаживать за обувью; побуждать к взаимодействию в труде. Игровая задача. Помочь кукле и мишке убрать обувь. Игровое правило. Правильно расставить обувь на полке. Ход игры Воспитатель приносит в группу стоптанный Башмачок, хозяин которого, мальчик Витя, неправильно с ним обращается: не моет, бросает на пол. Башмачок просит воспитателя найти ему нового хозяина. Педагог показывает на детей и говорит, что все они умеют ухаживать за своей обувью. Дети" ведут" Башмачок к своим шкафчикам, открывают их и показывают, как аккуратно расставлена их обувь( воспитатель заранее, специально для этой игры, после прогулки просит детей аккуратно поставить обувь) . Башмачок радуется, хвалит детей и просит научить его хозяина, мальчика Витю, ухаживать за обувью. Проводится игра" Поставим обувь на полку" . Воспитатель ставит на один столик мишку, на другой – куклу. Возле каждого из них дощечки( " полки" ) , на которые дети по одному будут ставить кукольную обувь: сапожки для мишки и туфельки для куклы( игрушечные или нарисованные) . Башмачок хвалит детей за правильно выполненное задание. Игра" Поручения" Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности. Игровая задача. Убрать комнату. Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно. Ход игры В гости к детям приходит киска( игрушка) и говорит: " Как чисто и уютно у вас в групповой комнате! " Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке. Проводится игра" Убери комнату" . Воспитатель говорит: " Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки? " Дети отвечают: " В гараже" . Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: " Машины в гараже" . Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро. Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит: Я поставлю в шкафчик миску, Вытру крошки со стола, Я – хозяйственная киска, Тут порядок навела. Игра «Едем на автобусе». Воспитатель предлагает построить автобус из стульев и отправиться в цирк( зоопарк) . Дети рассаживаются на пассажирские места, один ребенок в роли водителя держит игрушечный руль и напоминает, что нужно купить билеты. На роль кондуктора назначается другой ребенок, ему дают сумку с маленькими листочками( билетами) . После того как дети усвоят игровые действия кондуктора и водителя, воспитатель назначает на роль водителя и кондуктора других детей. СТИХИ о профессиях Парикмахер Д айте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно. Моряк Плывёт моряк на корабле Он не тоскует по земле. Он с ветром дружит и волной Ведь море — дом его родной. Пекари Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. Л етчик Лётчик знает своё дело, В небе водит самолёт. Над землёй летит он смело, Совершая перелёт. Пожарный Е сли вдруг беда случится, Где- то что- то загорится, Там пожарный нужен срочно. Он погасит, - это точно. Художник Он и фрукты, и природу Н арисует, и портрет. Взял художник на работу Кисти, краски и мольберт. Повар Д айте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель. . . И тогда Ждёт вас вкусная еда. Водитель У мело он ведёт машину – Ведь за рулём не первый год! Слегка шуршат тугие шины, Он нас по городу везёт. ЗАГАДКИ Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь — Как лечиться, знает. . . ( врач) Мастерица на все руки Нам сошьет пиджак и брюки. Не закройщик, не ткачиха. Кто она, скажи? ( Портниха) Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель, Дом нам выстроит. . . ( строитель) На витрине все продукты: Овощи, орехи, фрукты. Помидор и огурец Предлагает. . . ( продавец) Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? Пословицы о труде Будешь трудиться- будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. Всякая работа мастера хвалит. Рабочие руки не знают скуки. Сделал дело- гуляй смело. Терпенье и труд всё перетрут. Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить. От дождя земля цветёт, от работы молодец мужает. Маленьк ое дело лучше большого безделья.