a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МБОУ «Адашевская СОШ» Мишаниной Екатерины Михайловны «Активизация познавательной деятельности учащихся»

Опубликовано: 2015-09-29 16:36:01

Документы для скачивания

Публичное представление

собственного инновационного опыта учителя начальных классов МБОУ «Адашевская СОШ»

Мишаниной Екатерины Михайловны

«Активизация познавательной деятельности учащихся»

«Ученик – это не сосуд,который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» Л.Г. Петерсон



Актуальность и перспективность опыта

(степень соответствия      современным тенденциям развития образования,     его практическая значимость)

Латинское слово activus переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).  Ведь учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно - техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.



Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.  Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.



Наличие   теоретической базы опыта

Работаю  по программе «Школа России», которая реализует цель обеспечения современного образования младших школьников в соответствии с положениями образования в РФ, концепцией модернизации образования новейшими достижениями педагогической науки, соответствует ФГОС. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается благодаря современному УМК « Школа России» издательства «Просвещение», включающему учебники и учебные пособия нового поколения. Получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

Теоретическое обоснование образовательной программы:

Идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

«Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.



Ведущая педагогическая идея

         

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах, группах;

- проблемное обучение;

- использование современных образовательных технологий,  в том числе ИКТ.

        Глубоких и прочных знаний учащихся  добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому  ученику. Опыт работы с детьми  подсказывает мне путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои возможности, как создать ситуацию успеха -  как одного из факторов обеспечения  психологического комфорта на уроке.

   На уроках практикую работу с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности, внедряю ИКТ, предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск, что способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

       Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника  позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка,  КВН,  урок-путешествие, урок-конкурс, урок - соревнование, урок - презентация, интегрированный урок, экскурсии. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на нестандартных уроках .  

         В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание  использованию различных методов и приёмов, которые могли бы увлечь детей, сделать  процесс обучения интересным, с целью повышения уровня общего развития детей. Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации,  использовать программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.

      Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Поэтому свою работу я строю на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея работы системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проблемные ситуации.

           Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы.

Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Интеграция учебных занятий.

          Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

          Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

          Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

              Использование наглядного и дидактического материала. 

        Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.



Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия интереснее, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. В работе использую дидактический материал, готовые электронные диски по предметам, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков и внеклассных занятий: « Урок – путешествие», «Сталинградская битва», «Великая война и Великая Победа». Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. 

Обогащаю содержание предметов введением 
дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады «И.А. Крылов – великий баснописец», «К.И. Чуковский», содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений, на уроках окружающего мира по теме, «Домашние питомцы» школьники защищали свои проекты, делали сообщения. Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения.

Со второго  года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские  портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

    Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

        Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При  таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе. Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения . Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. Результатом такой работы стали проекты по окружающему миру на темы: «Моя семья», «Моё село», «Красная книга»,  «Моя родословная», по математике:  «Математика в загадках и пословицах», . Все работы ребята с удовольствием предоставляют к защите перед своим классом.            В своей работе использую групповую работу и  работу в паре. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Всем класс-комплектом(1-4)создали проект «Мы-правнуки победителей»

             В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. На уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости.

На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, составляем режим дня         Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.  На уроках часто использую смену дыхательную гимнастику, упражнения, снимающие зрительное напряжение.

          В своей деятельности   большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, регулярно провожу родительские собрания.

             Мои учащиеся активно участвуют во всех классных и общешкольных  внеурочных  мероприятиях. Традиционными стали «День знаний», «День учителя», «День пожилых людей», «День Матери», «Смотр строя и песни», «23 февраля», «8 марта», «День Здоровья», «День Земли», торжественный митинг к  9 мая, «Последний звонок» .

Особенно с огромным удовольствием мы сами ставим танцы, разучиваем песни, а затем выступаем с ними на открытых мероприятиях.

Результативность опыта.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, участие в школьных мероприятиях.

Мои ученики успешно участвовали в конкурсах «Кенгуру», «Старт», «Пегас», в творческих конкурсах и мероприятиях.

      С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях  МО  учителей школы, провожу открытые уроки.

Оставить комментарий: