Коммуникативная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Коммуникативная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Организация педагогического процесса в нашем детском саду в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции.
Современная педагогическая наука определяет интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности, обеспечивая целостность образовательного процесса.
При организации образовательного процесса , наиболее эффективно образовательная область «Коммуникация» интегрируется с такими образовательными областями как : «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество». Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является обобщённый художественный образ мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение научить их не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Очень велико значение театрализованной игры для психологического развития ребенка 3-4 лет. Взрослый в это время привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и строить план совместной игры. Сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту, поэтому необходимо наполнять окружающую детей действительность яркими предметами, красочными книгами, игрушками, наглядными пособиями и играми, позволяющими им более точно представлять то, о чем говорят, про что читают, как и чем играть.
Основные направления развития театрализованной игры младшего дошкольника состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности: от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех — пяти сверстников, исполняющих роли: от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли, как созданию простого «типичного» образа в игре — драматизации.
Театрализованная деятельность, игра-драматизация, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения детей и создает условия для их творческого применения. Развивая у детей художественно — речевые способности драматизацией сказок, необходимо научить их имитировать действия персонажей, передавать слова героев. Обучаясь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют речевые навыки, эмоционально откликаются на прочитанное, развивают память и воображение. У детей развиваются умения использовать средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой).
Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.
Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей).
Главный методический прием в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Малыши по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.
Игровая деятельность. Игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой.
Младшие дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», «Больница» в которых усваивают правила поведения. Необходимо знакомить их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегая посторонних жестов и не отвлекаться, учить сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно.
У детей появляются навыки само- и взаимоконтроля. Мирилки, голосилки, считалки обогащают технику речи, совершенствуют коммуникативные навыки, развивают опыт общения.
Умение контролировать свои эмоции и умение общаться наилучшим образом формируются в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые создают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Коммуникативное развитие младшего дошкольника осуществляется во всех сферах детской деятельности, в частности в продуктивной деятельности.
Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной, разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество,
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его.
Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Игровые приемы, создание проблемных ситуаций, элементы устного народного творчества являются главными стимулами развития коммуникативной направленности речи.
Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, сопровождается эмоциональными комментариями, активно используется литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создавать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Занятия по рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета работ по продуктивной деятельности ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулируется развитие коммуникативной функции речи детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (адаптация к дошкольному учреждению, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения). Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.