Игры упражнения для укрепления зрения
Документы для скачивания
Рекомендуемые игры и упражнения по коррекции зрения для воспитанников ДОУ Составила: А. С. Назарова- Тифлопедагог МБДОУ «Д/ с комбинированного вида № 8 «Василёк» Мариинск 2012 Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста( рекомендации Л. А. Григорян) Острота зрения – 0, 04. Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков( животные) . Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу. Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков( ширина полос до 2 см) . Лепка крупных животных из пластилина. Работа с крупным строительным материалом. Острота зрения – 0, 05 – 0, 1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка и обведение контуров рисунков через тонкую бумагу. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1, 5 см. Лепка из пластилина более мелких фигур. Работа с пластмассовым конструктором. Работа с мозаикой. Нанизывание бус основных цветов диаметром до 1, 5 см на леску. Обнаружение различий в двух крупных рисунках. Острота зрения – 0, 2 – 0, 3. Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их, не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см. Лепка мелких фигур. Работа с более мелким конструктором. Построение рисунков из мозаики. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвету. Обнаружение ошибок в рисунке. Разгадка ребусов в детских журналах. Острота зрения – 0, 4 и выше. Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не заходя за контуры. Составление орнамента из клеток. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0, 5 см и менее. Лепка мелких фигур. Работа с мелким конструктором. Направленность упражнений: - Улучшение и сохранение зрения. - Профилактика близорукости и дальнозоркости. I. Комплекс: Простейшие упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности( релаксационный комплекс) . Рис. 1- Использование элементов аутотренинга( общее расслабление) . Продолжительность- до 10 минут. Рис. 1. Выполнение аутотренинга Рис. 2- Использование элементов бесконтактного массажа( тепловое нагревание) . Продолжительность- до 2 минут. Рис. 2. Выполнение бесконтактного прогревания Рис. 3. 1 — 3. 2- Выполнение упражнения «ПАЛЬМИНГ»( по методике У. Бейтса и М. Корбетт) . Продолжительность- от 50 секунд до 3 минут. Рис. 3. 1. Пальминг( поглаживание ладонями) Рис. 3. 2. Пальминг ладонями мамы Рис. 4 — 7- Выполнение пальцевого массажа точек акупунктуры( приемы традиционного китайского массажа «Цзин- ло ») . Продолжительность- от 3 до 5 секунд на каждую точку. Рис. 4. Надавливание на точку Цзи- лин Рис. 5. Надавливание на точку Тай- ян Рис. 6. Надавливание на точку Сы- 6ай Рис. 7. Надавливание на точку Фен- чи Рис. 8 — 10- Выполнение приемов самомассажа глаз( подушечками указательных пальцев обеих рук) . Продолжительность- до 3 минут. Рис. 8. Рис. 9. Рис. 10. Рис. 11 — 13- Выполнение приемов самомассажа глаз подушечками соединенных указательного и среднего пальцев обеих рук. Продолжительность- до 3 минут. Рис. 11. Рис. 12. Рис. 13. Рис. 14 — 15- Приближение и отдаление ладони( с открытыми и закрытыми глазами) . Рис. 14. Рис. 15. Комплекс игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста( рекомендации Л. А. Григорян) Острота зрения – 0, 04. Раскрашивание крупных деталей рисунка( 4см) в основные цвета – красный, оранжевый, зеленый. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу. Наклеивание крупных аппликаций( 4см) . Плетение ковриков из широких полос( 3 – 4 см) ярких цветов. Сборка строительных конструкций из крупных деталей. Острота зрения – 0, 05 – 0, 1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка( 2 – 3 см) . Выполнение аппликационных работ( 2 – 3 см) . Плетение ковриков из полос шириной 2 см. Работа с конструкторами. Рассматривание рисунков крупного размера. Игры с мозаикой. Острота зрения – 0, 2 – 0, 3. Раскрашивание мелких деталей рисунка. Аппликации( размером менее 2 см) . Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см. Конструирование из мелких деталей. Обнаружение простых ошибок в рисунке( машина без колес) . Построение рисунков из мозаики. Лепка из пластилина на наглядном материале( овощи, фрукты) . Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску. Острота зрения – 0, 4 и выше. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу. Наклеивание аппликаций до 1 см. Плетение ковриков из полос шириной до 1 см. Конструирование из мелких деталей. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями( дом без трубы) . Построение мелких рисунков из мозаики. Лепка из пластилина мелких фигур. Нанизывание на леску бус размером менее 1см. II. Комплекс: Упражнения для тренировки и укрепления глазодвигательных или окологлазных мышц. Динамический комплекс. Обратить внимание: перед выполнением упражнений рекомендуется выполнить комплекс( не менее 5 минут) с индивидуальным выбором наиболее эффективных упражнений, ощутимо снижающих зрительное напряжение. Все упражнения выполняются без очков и без напряжения зрения( расфокусированное зрение) . Рис. 16 — 19- Повороты глазного яблока по горизонтальной( рис. 16) , вертикальной( рис. 17) , Рис. 16. Рис. 17 диагональным( рис. 18 — 19) Рис. 18. Рис. 19. траекториям( направлениям) . Все упражнения выполняются только с открытыми глазами. Продолжительность- до 3 минут. Рис. 20 — 23- Те же упражнения с закрытыми глазами. Продолжительность- до 3 минут. Рис. 20. Рис. 21. Рис. 22. Рис. 23. Рис. 24 — 25- Выполнение поворотов глаз по часовой и против часовой стрелки( рис. 24) - с открытыми глазами, ( рис. 25) - с закрытыми глазами. Продолжительность- 2- 3 минуты. Рис. 24. Рис. 25. Рис. 26 — 29- Выполнение поворотов глазного яблока с использованием тест- объекта( флажок, ручка, карандаш и т. п. ) . Продолжительность — 2- 3 минуты. Рис. 26. Рис. 27. Рис. 28. Рис. 29. Рис. 30 — 31- Приближая и отдаляя флажок от носа, следить за ним открытыми глазами. Закрыть глаза и попытаться повторить движения глаз. Рис. 30. Рис. 31. Рис. 32 — 33 — Встать спиной к зеркалу, закрыть один глаз рукой, чуть- чуть повернув голову, попытаться увидеть себя в зеркале. Повторить, закрыв другой глаз. Рис. 32. Рис. 33. Рис. 34 — 35- Делать то же, что и в предыдущем упражнении, только поворачивать не голову, а корпус. Рис. 34. Рис. 35. III. Дополнительный релаксационный и аккомодационный комплексы Упражнения 36 — 46 направлены на сброс зрительного напряжения. Продолжительность выполнения всех упражнений- 3 минуты. Рис. 36. Аккомодационный комплекс. Переключение взгляда с ближнего на дальний объект и обратно Рис. 37. 1. Глазной тренинг с использованием специальной таблицы Рис. 37. 2. Перемещение взгляда с одного к pyra на друrой Рис. 38. 1 Повороты глазных яблок по визуальным контуром окружающих предметов Рис. 38. 2. Перемещение взгляда по периметру окружающих предметов Рис. 39. 1. Повороты r лаэноrо яблока в различных направлениях с использованием тест- объекта в монокулярном режиме) Рис. 39. 2 Рис. 40. Выполнение поворотов глазных яблок в различных направлениях с помощью партнера Рис. 41. 1. Упражнение для цилиарной мышцы в монокулярном режиме для левого глаза Рис. 41. 2. Упражнение для цилиарной мышцы в монокулярном режиме для np ав oгo глаза Рис. 41. 3. Упражнение для цилиарной мышцы для обоих глаз Рис 42. Упражнение д na тренировки цилиарной мышцы в бинокуларном режиме Рис. 43. Упражнение «Метка на стекле» P ис. 44. Рис 45. Аккомодационное упражнение с использованием естественных отдаленных объектов( здания и т. д. ) Рис. 45. 1. Аккомодационное упражнение с использованием природных ландшафтов Рис. 46. Взгляд на отдаленно расположенные объекты на открытом ландшафте( для расслабления и отдыха глаз) Комплексы упражнений, рекомендуемых для профилактики зрительного утомления и близорукости. Проводится в течение 1- 2 минут Комплекс №1 1 И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись в перёд, к крышке парты, выдох. Повторить 5- 6 раз. 2 И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза. 3 И. П. - сидя, руки на пояс. Повернуть голову в право, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову на лево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4- 5 раз. 4 И. П. - сидя, смотреть прямо перед собой на доску 2- 3 сек. Поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15- 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3- 5 сек. , отпустить руку. Повторить 5- 6 раз. 5 И. П. - сидя руки в перёд посмотреть на кончики пальцев, поднять руки в верх( вдох) , следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить( выдох) . Повторить 4- 5 раз. Комплекс №2 1 И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, крепко зажмурить глаза на 3- 5 сек, а затем открыть глаза на 3- 5 сек. Повторить 6- 8 раз. 2 И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, быстрое моргание в течение 1- 2 сек. 3 И. П. - стоя, вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6- 8 раз. 4 И. П. - стоя, смотреть в даль, прямо перед собой 2- 3 сек, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз, перевести взор на колец пальца и смотреть на него 3- 5 сек, опустить руку. Повторить 6- 8 раз. 5 И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Гимнастика для глаз Правила выполнения упражнений для глаз 1. Упражнения для глаз необходимо выполнять только в хорошем настроении. 2. Исходное положение: спина прямая, тело расслаблено, голову держите прямо. Все тело неподвижно, двигаться должны только глаза. 3. Вначале выполняйте упражнения для глазных мышц не более 3–4 раз каждое. Далее – по 8–10 раз. 4. Для снятия напряжения после каждого упражнения надо быстро поморгать. 5. Упражнения выполняйте медленно, не спеша, без напряжения, вдумчиво и с любовью. 6. Движения глаз должны четко вырисовывать все линии. 7. Гимнастику для глаз необходимо выполнять не менее 3 раз в день. 8. Гимнастику можно выполнять в положении сидя и стоя. 9. Перед выполнением упражнений очки нужно снять. Зарядку выполняем вместе! Чтобы лучше видеть все вокруг, Помни правила, мой друг! 1. Будет результат от упражнения, Коль в душе не будет места лени. Пусть улыбка непременно Вдруг коснется ваших глаз – И хорошее настроение Не покинет вас сейчас! 2. Перед началом упражнения Прими исходное положение: Прямо встань, расслабь все тело И вперед смотри уверенно и смело. Все тело неподвижное у нас. Движенья будут исключительно для глаз. 3. Когда ты сделал упражнение, Расслабь все мышцы, поморгай. Снимать глазное напряжение Ты каждый раз не забывай! 4. Упражняйся не спеша, Медленно, с любовью, Не напрягаясь. Охраняй Осмысленно свое здоровье. 5. Мой друг! Ежедневно По 3 раза в день Гимнастику делай, Отбрось свою лень! – Здоровье в порядке? – Спасибо зарядке! Основные упражнения можно разделить на несколько групп. Первая группа упражнений: 1. Упражнения для глазодвигательных мышц. Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение. На их проведение отводятся 3 минуты. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Офтальмотренажер- схема зрительно- двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх–вниз, влево–вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя. « Офтальмотренажер » План путешествия есть на стене, План путешествия для наших глаз. ( На каждое слово вверх – вниз. ) Все нам понятно и ясно вполне: И стрелки, и цвет – подсказка для нас. ( На каждое слово вправо – влево. ) За линией четко глазами следи( большой круг в одну сторону) , За контуры линий не выходи( большой круг в другую сторону) . Эта карта ведет нас с любовью В страну чудес Глазное здоровье! ( Легко моргают. ) «Циферблат» Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми. Стрелки часов, как видно, устали( 1–2–3–4) , Быстрее по кругу они побежали( 5–6–7–8) , И каждый из нас сейчас искренне рад( 1–2–3–4) , За стрелками следом пройти циферблат! ( 5–6–7–8) . Двенадцать часов, три часа, шесть часов, девять часов, двенадцать часов. ( Еще один круг. ) ( Теперь делаем то же самое, но в обратную сторону, и в последней строчке будет так: двенадцать часов, девять часов, шесть часов, три часа, двенадцать часов. ) Можно данные упражнения выполнять на офтальмотренажере Базарного. «Бег глазами». Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку( или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя. «Филин». Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд. Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы». Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу- ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д. «Рисование носом». Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. ( Воспитатель может конкретизировать задание в соответствии с темой занятия. ) «Далеко – близко». Упражнение проводится педагогом, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог. «Маляры» Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз. Нет забавнее игры: Наши глазки – маляры. ( Садятся прямо и настраиваются. ) Мы заборы красим Вверх – вниз – раз, Вверх – вниз – два( и так до 8 раз) . Наши глазки молодцы, Работают в согласии. ( Легко моргают. ) «Ходики» Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз. Тик- так! Ходики Работают исправно( дети садятся прямо и настраиваются) : Влево – вправо – раз, Влево – вправо – два( и так до 8 раз) , Полезно и забавно! ( Легко моргают. ) «Бабочка» Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т. д. Раз, два, три, четыре, пять! Будем крылья рисовать. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. ( Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону. ) Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. ( Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону. ) «Восьмерка» Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Начинаем упражнение от носа. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми. Рисуй восьмерку вертикально И головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. ( Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд. ) Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись, Зажмурься крепко, моментально, Давай, дружочек, не ленись! ( Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд. ) Глаза открываем мы наконец. Восьмерка закончилась. Ты молодец! ( Легко моргают. ) Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом. «Колпачки» У каждого ребенка есть колпачки в виде конуса, сделанные из твердой ткани. Один колпачок красный, а другой зеленый. Дети надевают на указательный палец сначала колпачок красного цвета( раздражают глаз) , затем те же движения делают зеленым колпачком( успокаивают глаз) Как вы понимаете, в этом комплексе движется вытянутая рука, на указательном пальце колпачок нужного цвета, глаза следят за колпачком. Я здоровье берегу – сам себе я помогу. ( На каждое слово вверх – вниз. ) Колпачок надень на пальчик – Это будет Мальчик- с- пальчик. ( На каждое слово вправо – влево. ) Глазками за ним слежу( «бабочка» в одну сторону) , В поле зрения держу. ( «бабочка» в другую сторону. ) Красный цвет – раздражитель для глаза( большой круг в одну сторону) , Ну а зеленый – успокоит сразу. ( Большой круг в другую сторону. ) В конце каждой зарядки как итог и как самовнушение говорятся слова: Здоровье свое сбережем с малых лет… 2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много( 1–2 мин. ) . « Пальминг » Накрывание глаз ладонями. От английского palm – «ладонь». Расслабляющее упражнение. Если его выполнить правильно, то не только глаза получат отдых, но и психика: проходят боли в глазах, головные боли. Этот отдых способствует расслаблению глазных мышц и одновременно активизирует нервные клетки глаз. Многие люди в это время сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними. Это неправильно. Алгоритм выполнения упражнения: 1. Сядьте удобно. Локти поставьте на стол. Шея на одной линии с позвоночником. 2. Согрейте ладони, потерев их друг о друга. 3. Закройте глаза. 4. Центр ладони напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой. 5. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу. А основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице. 6. Слушайте спокойную музыку и думайте о приятном. Мышцы глаз и тела расслаблены. Создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты. 7. Из центра ладоней идет воображаемое тепло через глаза по всему телу. 8. Вспоминайте предметы черного цвета: ткань, мех, машину и т. д. Ваша цель – увидеть совершенно черное поле. 9. В идеале делайте до появления ощущения, будто кто- то раскачивает вас. 10. Ладони убираем, но глаза еще закрыты. Их открывайте потихоньку, постепенно. 11. Похвалите себя. Принцип: чем чаще, тем лучше делаем упражнение. Стихи может читать воспитатель, но практика показала, что постепенно дети начинают произносить их сами и к концу упражнения читают целиком. Разотрем свои ладошки, Разогреем их немножко. ( Растирают ладони. ) Пальчики плотно друг к другу прижмем, Свету проникнуть сквозь них не даем. ( Делают лодочки. ) Ладошки – это лодочки у нас: Одной закроем левый глаз, Другой закроем правый глаз. ( Закрывают глаза. ) О хорошем подумать сейчас в самый раз. Глаза закрыты, ладоней не касаются… Сейчас с них напряжение снимается. ( Думают о хорошем. в оспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т. д. ) Тихонько уберем ладони, Медленно глаза откроем. То, что стало четче видно, Мы от вас, друзья, не скроем. «Далеко гляжу» Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль. Дети подходят к окну и смотрят вдаль. ( Педагог читает медленно) . Высоко сижу, далеко гляжу… Нет, нам времени не жаль: С интересом смотрим вдаль. Ты найди объект вдали, На него смотри, смотри, Сквозь него смотри… Исследуй, рассматривай и наблюдай, Глазам напряженье снимать помогай. «Мотылек» Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька. Раскрой глаза спокойно, широко. Моргать начинай свободно, легко. Без остановки и часто моргаем: Взмах тонких крылышек изображаем. «Жмурки» Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение. Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле. Сейчас мы в жмурки поиграем: Веки сильно мы сжимаем, Держим, держим, напрягаем… И спокойно расслабляем. Сидел со мной рядом за партой сосед. Зажмурился я – и соседа уж нет! Теперь головою крути не крути, А в классе у нас никого не найти. Открою глаза – и сосед мой на месте. Зарядку для глаз выполняем все вместе. «Буратино» Это упражнение можно использовать при ознакомлении с новыми словарными словами или терминами. Также снимает напряжение с глаз. Смотрим на слово. Запоминаем. Закрываем глаза. Представляем, что наш нос вырос, как у Буратино. Пишем в воздухе носом слово, открываем глаза. Видим лучше. Наши глазки закрываются… Представим, будто нос наш удлиняется. Я превращаюсь в Буратино И носом буду рисовать картину. Интереснее всего – это рисовать, Что представишь: стол, окно, Шкаф, ковер, кровать… Все нарисует носик наш, Когда ему работу дашь. И мы без дела не сидим: Мы носиком руководим! Вариант 2: Превращаюсь в Буратино Буду рисовать картину Нарисую я пейзаж Носик я мокну в гуашь Вот и небо чистое, Солнышко лучистое, Травка, речка голубая Я рисую, не моргая, Будет носик рисовать Наше зренье улучшать! 3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко. Упражнение «Марка» Можно выполнять как сидя, так и стоя. На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями. По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см! Продолжительность работы – 10 минут( на уроке достаточно 1–2 мин. ) . Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку. Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко- легко поморгайте, похлопайте ресницами! Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов. Особенно полезно упражнение для близоруких. После разучивания с целью более длительного выполнения дети могут делать его индивидуально, например, на перемене. В помощь коллективному же или групповому выполнению читаем стихотворение. Делаем упражнение. Марку на нашем оконном стекле Рассмотрим очень внимательно. Находим объект за окном вдалеке, Пытаясь разглядеть его старательно. И снова взгляд на марку переводим, Детали мелкие находим, – И опять на далекий объект… И получаем прекрасный эффект: Я четко вижу далеко! Все очень просто и легко! Упражнение «Метка» Возьмите ручку или карандаш. Поместите напротив глаз на расстоянии 10–15 см. Рассматривайте кончик предмета 4–5 сек. Затем переведите взгляд вдаль, расслабьте глаза. Повторяйте в течение 1 минуты. Поморгайте при возникновении напряжения. 4. Другие полезные упражнения «Уши» После разного рода гимнастик для глаз иногда дети начинают зевать. Поэтому делаем упражнения для ушных раковин. Воздействуя на уши, мы активизируем многие биологические точки. Звук везде вокруг меня, В море и на суше… Чтобы слышать звук, друзья, Берегите уши! ( Произвольно растирают уши. ) Пригибаем плавно вниз Верхнюю часть уха, Разогнем, опять пригнем… Хорошо для слуха! А затем вперед- назад Ушки выгибаем, Целых десять раз подряд Их разогреваем. Ямочку нажмем – не слышим! Отпустим – снова слышим звук! Точечный массаж полезен И для слуха, и для рук! Массируем мочки, пощиплем, помнем. Затем гладить уши по кругу начнем. Потянем вверх – вниз, подергаем в стороны. . . Массаж для ушей – это просто здорово! Будьте здоровы! Правила просмотра телевизионных передач и кинофильмов. Садитесь на таком расстоянии от экрана( поближе, подальше) , чтобы это было удобно при вашем состоянии зрения. Не наклоняйте голову вперед, смотря в таком положении на экран. Держите голову прямо, опирая ее на позвоночник. Почаще моргайте и глубоко дышите. В напряженные моменты действия на экране многие задерживают дыхание, что нельзя допускать. Пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы уставиться на какую- нибудь отдельную его часть. Во время рекламы, перерывов давайте отдых своим глазам – закройте их, поморгайте. Садитесь всегда по центру экрана, а не сбоку. Соблюдайте время просмотра телепередач.