Развитие одаренности у ребенка
Одаренность – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Одаренность – сложное и многомерное явление, которое рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад… Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относятся такие ее качества, как увлеченность деятельностью и креативность выполняемых действий.
Что нужно делать, чтобы одаренность ребенка развивалась? Прежде всего, необходимо развивать способность к творчеству:
- поощряйте в ребенке любознательность, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения;
- учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи. Неудачи неизбежны. Главное – это процесс, а не результат. Не давите на ребенка, чтобы из занятий творчеством не исчез элемент игры и увлекательности;
- старайтесь не подавлять инициативу ребенка. Остановить ребенка, когда он чем-то занят, - это самый простой способ прервать полет воображения. В этот момент следует задавать ребенку интересные вопросы: «Что должно было из этого получиться?», «Что будет, если сделать по-другому?» и т.д.;
- снабжайте ребенка необходимыми материалами для творчества: красками, пластилином, безопасными ножницами, цветной бумагой, клеем, карандашами, мелками. Лучше, если ребенок сам нарисует и раскрасит выдуманную им картинку;
- участвуйте в творческой жизни ребенка.
Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее внимательное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный и прекрасный мир.