a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Передовой опыт Солкиной Т.Б.

Опубликовано: 2015-10-02 16:04:49

Документы для скачивания

Педагогический опыт

воспитателя подготовительной к школе группы

МБДОУ детского сада « Колосок»

Солкиной Татьяны Борисовны

 

     Тема опыта: Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала

     Информация об опыте

     Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

      Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

* интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

* развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

* создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

      Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

     Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

      Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

    Актуальность исследования

     Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

      Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

      Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.

      Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

      Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

      Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

      Ведущая педагогическая идея опыта

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике

         Длительность работы над опытом

Работа над развитием познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала дошкольного возраста через дидактические игры, ребусы, кроссворды,

лабиринты, головоломки, занимательные вопросы, загадки, задачи-шутки, поговорки, считалки, пословицы и физкультминутки с математическим содержанием была разделена на три этапа.

1 этап – начальный (констатирующий) - март 2013 – сентябрь 2013 года.

2 этап – основной (формирующий) – октябрь 2013 – март 2014 года.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2014 – октябрь 2014 года.

Первый этап предполагает обнаружение проблемы, выявление уровня сформированности игрового занимательного интереса. На основном этапе была проведена обширная работа, которая была направлена на создание и проведение дидактических игр, развлечений.

Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для решения поставленной проблемы.

Диапазон опыта

    Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя с семьей, обеспечивающей достижение наилучших результатов при минимальном расходе времени и сил воспитателя и родителей (наглядный материал по логическому мышлению, а также единой системой: - познавательно-исследовательская деятельность;

- дидактические игры и упражнения;

- математические развлечения.

     Представленный опыт тесно связан с дошкольным образовательным процессом в целом.

     Новизна опыта

     Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик по развитию познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала на основе

дидактической игры дошкольников, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными и экономическими путями.

      Для этого были созданы:

• перспективное планирование занятий и развлечений;

• цикл консультаций с родителями;

• праздники, досуги, развлечения;

• составление перечня дидактических игр для формирования

элементарных математических представлений

       Технология описания опыта

       Цель данной работы - выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

       При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. Ф самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и

упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

      В течение 3-х лет я работаю над темой «использование игрового занимательного материала на занятиях по математике».

      Изучала труды известных психологов А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. М. Мушиной, Г. И. Минской, С. Л. Новоселовой.

      Результаты проведенных ими исследований, дают основание полагать, что специальные развивающие формы обучения таят в себе мощные резервы для умственного развития.

       Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

       Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? » - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

      Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы

столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

      Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

      Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

      Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 28, 8%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

1 В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты,

кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

2 Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

     Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;

Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;

Обучение решению арифметических задач, действий над числами;

Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;

Развитие логического мышления;

Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;

Формирование основных логических операций.

      Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;

Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;

Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях:

На педагогических советах я выступала с консультациями на темы:

• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

• «Как научить детей играть в математические игры»;

• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

• «Учим детей логически мыслить»

Родители видели чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».

На 1-м этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала не только

занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д. На 2-м этапе мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

      Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие

проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.

      Результативность опыта

     Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

      Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером. Родителям я рекомендовала какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями и детьми мы добились хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.

      Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 20% по сравнению с диагностированием на начало года.

 

 

       Трудоёмкость

      Многие дети с нормальным интеллектуальным развитием, поступающие в первый класс общеобразовательной школы, оказываются неподготовленными к усвоению даже элементарных математических действий - сложения и вычитания, а тем более умножения и деления.       Очень важно предупредить школьную неуспеваемость в дошкольном возрасте, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития речи, мышления, восприятия, памяти и внимания.

Решение проблемы математического развития дошкольного возраста   на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.

       Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по математическому развитию. Предполагает большую отдачу от самого педагога, который должен дать полное представление о пространстве и времени, учить ребенка выделять признак количества, анализировать, сравнивать, обобщать, располагать предметы в определенной последовательности с учетом степени проявления того или иного признака, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

Адресные рекомендации по использованию  опыта

Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей  дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.

Наглядные приложения

Дидактическая игра «Что тебе дать? »

Цель: Закреплять знание геометрических фигур.

Материал: 2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте) ; вырезанные из плотного картона геометрические фигуры:

Описание: Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать? » Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте.

выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами) .

2) Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого.

Дидактическая игра «Сосчитай и назови»

Цель: Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог.

Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек? » назвать последнее, названное им число.

Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.

Варианты

1) Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии) .

2) Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.

Дидактическая игра «Найди цифру»

Цель: Закреплять знание цифр от 1 до 10.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.

Описание: Предложить ребёнку карточки с цифрами (123456789 и 10, а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д.

Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 10) ; разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 10 до 1) ; отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (7) почему отсчитал 7 игрушек? (потому что цифра 7) .

Дидактическая игра «Убираем цифры по заданию»

Цель: Закреплять прямой и обратный счёт; закреплять знание цифр от 1 до 10.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.

Описание: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру (12345678910 – 10987654321) .

- А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Может быть проведена с несколькими задачами.

Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.

     Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет.

     Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределе пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.

     Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра будет проходить более эмоционально. Количественный счет и навыки его закрепляются в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки», — и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.

В игре «Будем считать» дети, наряду с закреплением счета, учатся соотносить число кружков с предметами.

      Играющие получают по три карты с различными числовыми изображениями и кладут их рядом на стол.

      На каждой карте одинаковое число кружков, но они по-разному расположены. Если играющие подберут именно такое расположение кружков, как у ведущего, то получают маленькую «закрывашку» и кладут ее на свою большую карту. Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не останется ни одной карточки.

      Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке.

      Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана? ». Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.

     Настолько печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько? » воспитатель раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек? » Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д.

      В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с

нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться.

     В этом возрасте широко используются дидактические игры. Например игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив.

В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки, садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку.

Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок! » Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где

они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.

Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.

В дидактической игре «Что изменилось» дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках.

Воспитатель вместе с детьми оборудует комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают (комната может быть организована на столе — стол, стул, кровать, шкаф, цветок и т. д.) . Все дети сидят перед этой комнатой. Когда они внимательно посмотрят, где стоят все предметы, один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате (например, стул стоял около кровати, а сейчас его поставили справа от стола). По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить, т. е. сделать две перестановки и добиваться от детей более четкого определения пространственного расположения предмета (как он стоял и как его переставили) .

Пространственные ориентировки дети могут закреплять и в игре «Куда пойдешь и что найдешь». Дети должны хорошо знать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

Используя дидактические игры, воспитатель подбирает нужные геометрические фигуры, изображенные на карточках, или объемные и плоскостные, и проводит с ними знакомые уже детям дидактические игры: «Найди по форме», «Разведчики», «Кому сколько» и другие.

Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игр был более быстрым.

 

 

 

Приложение №2

Мониторинг познавательно-исследовательской деятельности детей

В 2012 учебном году

Высокий – 11%

Средний – 78%

Низкий – 11%

В 2013 учебном году

Высокий – 21%

Средний – 72%

Низкий – 7%

В 2014 учебном году

Высокий – 43%

Средний – 50%

Низкий – 7%

Приложение №3

Перспективное планирование занятий по математике в подготовительной группе

Сентябрь

Тема: Обследование детей

Октябрь

Тема: «Больше и меньше, равно и не равно»

Цель: Учить детей правильно расставлять знаки «равно» или «неравно»

Цель: Учить детей определять «на глаз», где больше, а где меньше воды, песка, крупы. То есть начинаем сравнивать непрерывные количества.

Цель: Поупражнять детей в пересчете в пределах первого десятка, а также познакомит с понятиями «лишний - не хватает».

Цель: Рассказать, что измерение, во первых позволяет отвечать на вопрос «Сколько? » применительно к непрерывным количествам, а во вторых, позволяет сравнивать эти количества.

Цель: Познакомим детей с такой единицей измерения длинны, как метр. Покажем что в метре 100 сантиметров. С помощью линейки в 1н метр измерим длину и высоту стола, стула, рост кукол.

Цель: Рассказать, что периметр- длинна замкнутой ломанной линии. Рассмотрим с детьми ситуацию измерения пройденного пути. Представим, что некий персонаж двигался в обход по столу. Измерим расстояние, которое он прошел.

Ноябрь

Тема: Движение

Цель: Познакомим детей также с понятием «траектория движения».

Цель: Рассказать, что то место, которое предмет занимает на плоскости называется площадью.

Цель: Дать понятие объема. Измерение объема

Цель: показать различные градусники, рассказать об измерении температуры

Цель: Рассказать об измерении. Учить сравнению веса разных предметов

Цель: показать различные часы. Рассказать о часе, минуте, секунде

Цель: Обратить внимание детей, в каких единицах мы осуществляем измерение длины, площади, веса, температуры, объема.

Декабрь

Тема: Измерения

Цель: Научить детей определять какие характеристики изменились в той или иной ситуации.

Цель: Сконцентрировать наши вопросы именно на изменении измеряемых параметров.

Цель: Рассказать, что когда количество предметов увеличивается оно объединяется прибавляется и складывается это действие обозначается знаком плюс.

Цель: Закрепление пройденного.

Январь

Цель: Объяснить что Вычитание это уменьшение количества.

Дать понятие об отрицательном – противоположность положительному

Отрицательное число и температура

Цель: Дать понятие, что при отрицании число уменьшается, при отрицательных температурах вода превращается в лед

Отрицательное число и числовая прямая. Прибыль и долг.

Цель: Дать понятие о числовой прямой, что ноль выполняет роль пограничника между положительным и отрицательным

Февраль

Цель: Дать понятие о знаке, объяснить его функцию.

Цель: Объяснить термин. Делим различные предметы на части

Цель: Закрепление пройденного материала. Практическая работа

Цель: Нахождение конечного результата (суммы, разности, произведения, частности) .

Март

Основным направлением работы в этом месяце становится формирование геометрических представлений детей. При этом упражнение в решении задач – обязательный компонент каждого занятия

Цель: дать понятие, показ из проволоки линий.

Цель: Знакомство со словом периметр. Повторение.

Цель: Знакомство детей с произведениями абстрактного искусства.

Цель: Повторяем название объемных тел (шар, сфера, куб. цилиндр, призма, конус)

Апрель

В этом месяце предлагается решить две основные задачи: упражнять детей в классификации и учить их записывать и читать числа второго десятка, а также иметь представление об их составе из разряда слагаемых

Май

Итоговые исследования.

Итоговое обследование детей в конце года

Отсчитай, пожалуйста, … камешки (от 10 до20)

 

Оставить комментарий: