Консультация "Игровая среда способствующая развитию гендерной идентичности детей."
Игровая среда способствующая развитию гендерной идентичности детей.
В основном развивающая среда в группах ДОУ направлена больше на девочек чем на маличиков. Поэтому эфективным по моему мнению может оказатся разделение игрового пространства в группе.Грамотно дополненная предметно-развивающая среда позволит создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве.
Например, цель игры "Строитель" Эта игра мускулинного характера. В ней преобладают роли в основном для мальчиков. Можно расширить рамки игры "Строитель" и добавить к ней фемининную часть –"Столовая", что наиболее свяжет игру Строитель с действительностью, даст реальное представление о соответствующих профессиях в формировании гендерной идентичности. Игры на медицинскую тему ориентированы в основном на фемининные качества. Можно включить в игру "Скорая помощь" игровую роль санитаров, переносящих больных (мускулинные качества).
Также можно обновить и добавить атрибуты в играх феменинного направления: «Дом», «Дочки-матери», «Парикмахерская». Необходимо добавить элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелерики, веера, длинные платья. Такие элементы одежды помогут девочкам научиться быть женственными, красивыми, уметь следить не только за своим внешним видом одежды, но и за своей прической, обувью, быть опрятной, аккуратной, понимать, что ей к лицу, иметь зачатки хорошего вкуса, держать спинку, ходить легко и изящно, уметь вести себя за столом. В игру «Парикмахерская» можно ввести новую временную роль – «Шофер», которому предлагается съездить за новым товаром (шампунь, лак, расчески, косметические средства и т.п.). В игру «Магазин» так же можно ввести временную роль «Шофер» для подвоза необходимого товара в магазин. Здесь мальчику, выполняющему роль шофера и экспедитора, необходимо проявить смекалку, воображение в выборе предметов – заместителей. Роль шофера в этих играх позволит расширить использование маскулинных качеств детей в игровой деятельности при формировании гендерной идентичности детей.
Также для организации предметно – игровой среды для новых и современных тематик , а именно: «Телевидение», «Исследователи», «Исследователи космоса», «Спасатели».
«Телевидение»
Цель: закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
Примерные игровые действия:
• Выбор программы;
• Составление текстов для новостей;
• Подготовка ведущих, зрителей;
• Оформление студии;
• Работа осветителей и звукооператоров;
• Показ программы.
Предметно – игровая среда. Оборудование:
• Компьютеры;
• Рации;
• Микрофоны;
• Фотоаппараты;
• «Хлопушка»;
• Символика различных программ;
• Элементы костюмов;
• Фотографии;
• Грим, косметические наборы.
Хотя эта игра имеет андрогинный характер, но если во время подготовки к этой игре рассказать детям, что профессия репортера может быть очень опасной. Репортаж может идти из «горячих течек», привести примеры из телевизионных программ (война в Украине, взрыв складов боеприпасов, пожары, наводнения и др. стихийные бедствия), то характер игры изменится на маскулинный. Эта профессия учит быть самостоятельным, умении. Принимать решения и действовать независимо, быть мужественными.
«Исследователи»
Цель: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условия труда. Учить моделировать игровой диалог.
Примерные игровые действия:
• Выбор объекта исследований;
• Создание лабораторий;
• Проведения опытной работы;
• Фотографирование;
• Занесение результатов исследования в журнал;
• Научный совет;
• Подведение итогов исследования.
Предметно – игровая среда. Оборудование:
• Наборы для лаборатории;
• Микроскопы;
• Увеличительные стекла;
• Различные насекомые (пластиковые);
• Природный материал;
• Стаканчики, пробирки.
Эта игра на первый взгляд то же имеет андрогинный характер. Но рассказ воспитателя о трудностях исследователей может перевести игру в другой тип – маскулинный. Исследователи подвергаются опасности при исследовании вулканов, различных растений, животных и насекомых, водных глубин и др. В такой игре у мальчиков воспитывается право на поступок, пусть даже рискованный, азартный. Без этого ему не стать самостоятельным, мужественным, е воспитать в себе волю.
"Исcледователи космоса"
Цель: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог. использовать различные конструкторы. строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.
Примерные игровые действия:
- выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты);
- создание лаборатории;
- работа в обсерватории;
- проведение опытной работы;
- подведение итогов работы.
Предметно-игровая среда.
Оборудование:
- карта космического неба;
- карта созвездий;
- бинокли, рации;
- журнал наблюдений.
Можно для обогащения предметно- игровой среды приобрести подзорную трубу, сделать своими руками и с помощью родителей – космический шлем. Эта игра поможет мальчикам стать умнее. сильнее, больше знать и уметь, что бы сделать невозможное сегодня возможным завтра.
"Спасатели"
В неё можно включить ряд игр с использованием мускулиных качеств детей:
"Разведчики", "Срочный вызов на пожар", "Cкорая помощь". "Строители", "Мастерская ", "Стихийное бедствие"
В этих игах дети получают не только планомерное обогащение опыта, но и развивают внимательность, наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности. Учат мужественности, самостоятельности в принятии решений и выполнению этих решений, быть сильными и ловкими. Учат помогать слабым.
Для детей младшего возраста более простые методы.
Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т. д.) Начинает проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников.
Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, профессий.При разучивании танцев . Мальчики овладевают навыками ведущего, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, частушки, поговорки, народные игры) .