Качество дошкольного образования
Документы для скачивания
Качество дошкольного образования По словам В. И. Слободчикова, качество дошкольного образования- это качество жизни ребёнка. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения- не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им. Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др. В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО. Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет. То есть речь идет не о совокупности( целостности, системности) , а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса( требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям) . Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. Услуга- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным. Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция: 1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т. е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы. 2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их: качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья; качества профессионально- личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения; качества управления системой дошкольного образования; 3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т. е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей( в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам. 4. Стремления к совершенствованию, т. е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении. Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам. Качество дошкольного образования- это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество ДОУ? 1. От качества работы воспитателя 2. От отношений, которые сложились в коллективе 3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми 4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. О. А. Сафонова считает, что качество образования- это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса( элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей) ; качество ресурсообеспечения( ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса) ; качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении. По мнению И. А. Рыбалова управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении- это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива. В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении- это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями: – как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями; – как организован педагогический процесс в детском саду( режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д. ) ; – какие условия созданы в ДОУ( образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д. ) К. Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется: - через управление всем педагогическим процессом и его составляющими; - через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально- психологического климата в нем. Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние. 1) Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям( тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию. Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования( или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия( или просто соответствие) : - принципу интеграции образовательных областей; - принципу развивающего образования; - комплексно- тематическому принципу построения образовательного процесса; - специфике условий осуществления образовательного процесса; - виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ; - личностно- ориентированному характеру образования и т. п. Далее- при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования( или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия( в некоторых случаях просто наличие) следующего: - обеспеченность кадрами и уровень их квалификации; - наличие необходимой нормативной правовой базы; - состояние предметно- развивающей среды и др. При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования( или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности( или просто наличие) - интегративных качеств. Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей. 2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить: - влияние семьи; - социально- экономические факторы( например, значительная дифференциация регионов РФ по социально- экономическим условиям) ; - конкурентные факторы( наличие или отсутствие конкуренции) ; - индивидуальные особенности детей( как физические, так и психологические) ; - уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование( так называемые исходные данные) и др. Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования. Наиболее полно рассматривают понятие" качество образования" С. Е. Шишов и В. А. Кальней. Они считают, что качество образования- социальная, психолого- педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту. Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей( личности, программ; технологий, средств и т. д. ) Различают следующие принципы управления качеством образования: - социосообразности; - диагностической целенаправленности; - структурной и функциональной целостности; - природосообразности; - интенсивности; - завершенности( В. И. Беспалько) . В данной связи повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качес тва ДОУ( Т. И. Алиева, М. В. Крулехт, Л. А. Парамонова) . 1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в облас ти дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профес сионально- педагогической ценностью при определении показателей оценки качества до школьного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных спо собностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в ДОУ. 2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяет ся характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно- про странственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми. В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образо вательного процесса в ДОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы: • формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности чело века • определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне со держания современной мировой культуры; • организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях( микро- , мезо- , макро) , а также в рамках всех возрастных субкультур( сверстники, старшие, младшие) . Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом де ятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образова тельного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями нацио нальной культуры( народным календарем, обычаями, обрядами) . 3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются ак туальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в но вую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется вы явление степени овладения компетентностями при непосредственном наблюдении за пове дением детей, что дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. При этом необходимо учитывать структурную характеристику личности ре бенка, включающую разные виды компетентности( интеллектуальную, языковую, соци альную и физическую) , а также способы поведения( произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе( образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства) . Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оце нивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет при влекать родителей( не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки. Показатели и критерии качества дошкольного образования в ДОУ Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ. Так, например, В. А Зебзеева предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования: • непосредственные показатели психического развития детей; • показатели качества образовательных условий; • опосредованные показатели психического развития детей; • показатели здоровья дошкольников. Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психичес кое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое вли яние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно- пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соот ношение детей и взрослых. Немецкие ученые В. Фтенакис, М. Р. Текстор и В. Титце для оценки качества до школьного образования в ДОУ ввели понятие «педагогическое качество», которое включа ет в себя следующие параметры: благополучие ребенка и возможности его развития в раз личных сферах( движения и координация тела, эмоционально- чувственная, социальная, интеллектуальная сферы) , а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка. В данной связи структурная характеристика понятия педагогичес кого включает, по их мнению, три аспекта: динамико- процессуальный, организационно- структурный и субъектно- аксиологический. В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество совре менного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ре бенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учрежде нием образовательной программы и ее научно- методическое обеспечение. В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам: 1. Образовательная деятельность 2. Развивающая среда 3. Психологический комфорт ребенка 4. Здоровьесберегающая деятельность 5. Удовлетворение потребности семьи Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно- образовательного процесса: - Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно- образовательного процесса, маркетинга и других. - Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу( управление по результату) , эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно- образовательного процесса( управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость. - Во время оценки качества воспитательно- образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе( в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. - Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно- образовательного процесса. - Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии( у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой) .