Консультация для родителей "Кризис 3 лет"
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Кризис 3- х лет, «Я – сам»» П одготовила: Лебедева И. Г. - воспитатель Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может правильно одеть носки, от помощи взрослых отказывается, ужасно сердится и кричит: «Я сам! » Какому периоду жизни ребенка это характерно? ( 3 года) Что происходит с ребенком? ( кризис трехлеток) В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение, он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! ». Признаки кризиса трех лет УПРЯМСТВО Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. СТРОПТИВОСТЬ Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит( особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает) . СВОЕВОЛИЕ Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее( в 7- 8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что- либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка. ДЕСПОТИЗМ Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. НЕГАТИВИЗМ Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим, же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает. Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет Кризис может начаться уже с 2, 5 лет, а закончиться в 3, 5 – 4 года. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь( по- возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты( нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д. ) . Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи( или хотя бы папа с мамой) . Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой( если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же) . При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на нейтральное. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет, есть по- очереди- ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный. Что могут сделать родители? - Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. - Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. - Не пытайтесь в это время что- либо внушать ребенку- это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат. - Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали « нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. - Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести. - Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка». Ребенку только этого и нужно. - Постарайтесь схитрить» Ох, какая у меня интересная игрушка( книжка, штучка и т. д. ) « А что это там за окном ворона делает? »- подобные отвлекающие моменты заинтригуют капризулю, он успокоится. В заключении хочется сказать: “Дети – это счастье, созданное нашим трудом! ”