a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление педагогического опыта

Опубликовано: 2015-10-05 15:24:29

Документы для скачивания

Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Семилейский детский сад « Цягадайка » Колядиной Татьяны Николаевны Тема: «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». В. А. Сухомлинский. Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Актуальность и перспективность опыта В соответствии с ФГОС реализация образовательной программы дошкольного образования должна проводиться в формах, специфических для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры. Д ошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Дидактическая игра( игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений воспитанников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Сегодня, а тем более – завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей- развить у ребенка интерес к математике, к познанию в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Условия формирования ведущей идеи опыта О владение детьми элементарными математическими представлениями через игру будет эффективным, если будет реализовываться комплекс педагогических условий: - система мероприятий, направленная на овладение элементарными математическими представлениями через игру; - организация развивающей среды в группе ДОУ; - организация содержательной жизн и ребенка в семье. Первое направление реализуется в организации непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и проведению дидактических и занимательных игр в повседневной жизни. Второе направление содержится в организации предметно- развивающей среды в группе. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В нашей группе организовано несколько развивающих уголков, где дети в свободное для игр время могут заняться любимыми играми и делами. Уголок изобразительного искусства стимулирует детей к апробированию и реализации творческих способностей, дает детям возможность получать удовольствие от знакомства с новым материалом, обогащать их тактильные ощущения. Здесь уместны такие принадлежности как краски, бумага, ножницы, елки, карандаши, лоскуты ткани и всевозможные обрезки для вырезывания и наклеивания. Полезно добавить и природные материалы- дерево, желуди, листья, песок. Работа в этом центре направлена на развитие творческих способностей, вербального и невербального общения, развитию крупной и мелкой моторики, интеллектуальных способностей. В уголке настольных игр располагаются материалы, которые дети могут собирать и разбирать, такие как головоломки и конструкторы. Здесь также должны быть игры, которые помогают детям научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать. Эти игры также способствует развитию математических способностей. Такие занятия развивают и интеллектуальные способности, и мелкую мускулатуру, и координацию. Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков. Музыку можно использовать в течение всего дня для объединения режимных моментов. Пение, движения, хлопанье в ладоши, танцы, игра на музыкальных инструментах и прослушивание записей прекрасно дополняет любую программу. Музыкальные занятия обостряют восприятие, учат ритму, счету и языковым оборотам; укрепляют крупную и мелкую мускулатуру и тонкую моторику, и позволяют проявлять творческую активность и способности. В уголке песка и воды и зучая природные материалы, дети творят, мыслят и общаются. Они тренируют и мелкую моторику, и крупную мускулатуру. Здесь нужны такие материалы, как совки, чашечки, воронки и ведерки. Таким образом, формируются математические и естественнонаучные понятия, стимулируется творческое мышление. Уголок сенсорики и мелкой моторики используется для поддержки увлечения детей природными явлениями и найденными на улице предметами. Этот уголок постоянно меняет свое лицо по мере того, как меняются интересы детей, сменяют друг друга времена года и тематические разделы программы. В результате можно на практике познакомить детей с такими объектами физики, как магниты, вода, земное притяжение. Дети постигают основы естественных наук, изучают окружающую среду во время прогулки, наблюдения за растениями, деревьями и животными, учатся переливать, взвешивать, измерять. Такие уголки активности дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать учебно- воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе. Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка. Третье направление – взаимодействие с родителями воспитанников. Для родителей прово жу консультации, семинары- практикумы, большое внимание уделя ю ознакомлению родителей с новой педагогической и методической литературой, прописями, тетрадями с различными заданиями, играми. Можно с уверенностью сказать, что систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста совместная с воспитателями и родителями, направленная на развитие у детей элементарных математических представлений, просто необходима. Она поможет в дальнейшем развивать и обогащать развитие детей. Теоретическая база опыта Специфика развития математических способностей Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений. Во- первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению( в частности в уме) . На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических( творческих) способностей. Во- вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики. Крутецкий В. А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей( компонентов математических способностей) : 1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей; 2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном; 3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой; 4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению », связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах; 5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; 6) Способность к обратимости мыслительного процесса( к переходу с прямого на обратный ход мысли) ; 7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; 8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы; 9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия. Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе- это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать( на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10) . Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем( система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система" Гармония" , " Школа 2100" и др. ) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро( через месяц- два) , и несформированность собственного умения продуктивно мыслить( то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению" проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы( счету, вычислениям и т. п. ) . У чебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление- это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься( даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) . Логические приемы умственных действий- сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование- в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Однако если для воспитанника цель- в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель- развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны- отсутствие цели в игре, а с другой- игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. Таким образом, дидактическая игра- это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Выдающиеся психологи( Л. С.   Выготский, А. В.  Запорожец, А. Н.  Леонтьев, Л. А.   Люблинская, С. А.  Рубинштейн, Д. Б.   Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной нравственно- этической позиции в среде сверстников и взрослых. Все это можно проследить на примере дидактических игр. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно- образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами( мячом, кубиками, шарами и пр. ) , расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмовые присказки, написанные Ф. Фребелем. По мнению Марии Монтессори игра должна быть обучающая, в противном случае это «пустая игра» не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр- занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного развития. Они были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного развития Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность. Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленка, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, которых учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий( как использовать игрушки, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п. ) . Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, и это обуславливает ее развивающий эффект. Дидактическая игра- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра- основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая- игровая, ради которой действует ребенок. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное( познавательное) и игровое( занимательное) Дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий активности. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре беседа, загадки, считалки напоминание о понравившейся игре. В о второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладывается основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Взрослым важно реализовать воспитательные возможности игры так, чтобы не нарушить естественный ход игры, не лишать ее" души" замечанием, нотацией, просто неосторожным словом. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержатся в работах А. П. Усовой. По мнению Усовой воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих, умело их направлять. Как форма организации жизни и деятельности детей, игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Воспитательно- образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким- либо другим видом деятельности. Т. о. педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. В работе используется учебно- методическая литература: 1. Амонашвили Ш. А. В школу- с шести лет. - М. , 2002. 2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. - М. , 1987. 3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. 4. Бочек Е. А. Игра- соревнование “Если вместе, если дружно”/ / Начальная школа, 1999, №1. 5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. , 1991. 6. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997. 7. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М. , 2000 8. Математика от трех до семи/ Учебное метадическое пособие для воспитателей детских садов. – М. , 2001. 9. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. - М. , 1999. 10. Пантина Н. С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. / Вопросы психологии, №3, 1993. 11. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М. , 1996. 12. Попова В. И. Игра помогает учиться. / / Начальная школа, 1997, №5. 13. Радугин А. А. Психология и педагогика- Москва, 2000 г. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду. – М. , 2003. 14. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М. , 1985. 15. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – СП. , 2004. 16. Чилинрова Л. А. , Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. - М. , 2005. 17. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. / / Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. З апорожца- М. , 2003 Технология опыта  Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.        Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10( 20) , путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.     Играя в такие дидактические игры как « Какой цифры не стало? », «Сколько? », «Путаница? », «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10( 20) и сопровождать словами свои действия.    Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут? », «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало? » и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внима ния, памяти, мышления.      Игра «Считай не ошибись! », помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке( прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху( Буратино, Красной Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.      Вторая группа математических игр( игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета.  Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторни к- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.   Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.      В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему( за спину, справа, слева и т. д. ) . Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого- либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», — «Ночью, когда в группе никого не было» – говорится детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. » Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. «. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую », «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.      Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? »( поверхность крышки стола, лист бумаги т. д. ) . Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки( по 3- 4 шт. на каждого) , на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.      Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: · Составление изображения предмета из геометрических фигур( работа по готовому расчлененному образцу) · Работа по условию( собрать фигуру человека, девочка в платье) · Работа по собственному замыслу( просто человека)      Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.    Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются? », «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.      Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряд а фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.  В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.      Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.   Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур( квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.   Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько( четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата) . Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.   Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким- либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Для детей 5- 6 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы( по способу перестроения фигур, степени сложности) . 1.   Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек. 2.   Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3.   Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.     В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.    Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур( квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.    Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности.     Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра « Танграм ». Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур- силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.       В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление,   смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. При проведении дидактических игр по математике, стараюсь создать атмосферу доброжелательности, уверенности воспитанников в своих силах и достижимости поставленных целей, использую наглядность, если это необходимо. Причем использую дидактические игры не только на занятиях: читая сказку, спрашиваю, сколько героев в сказке, раскладывая игрушки, выясняем, сколько кастрюлек на полочке, какие больше, какие меньше, какие выше или ниже, гуляя на улице, считаем берёзки, шаги, количество детей на площадке, любим сравнивать картинки, в которых есть общее и отличное, составляем фигуры из палочек, из набора танграм. Результативность опыта Работая над данной проблемой, заметила, что дети стали активнее на занятиях, стали более уверенно отвечать на вопросы, стали более внимательными к моим заданиям – они ждут чего- то интересного, чего- то нового. Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр. Основная цель которой выявить возможности игры, как средства фо рмирования усвоенного материала. К концу года дети старшей группы показали следующие результаты: 92% детей владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с циф рой, составлять число из единиц; у 8 9% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ; 93% — знают геометрические фигуры и их признаки. 100% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровн у»; 9 1% детей умеют определять по ложение предмета в пространстве; 90% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т. д. ; 97% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов( длинн ый, короткий, одинаковые) ; 9 8% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показыв ают круг, квадрат и треугольник; у 88% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток; 84% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще; 92% детей умеют ориентироваться на листе бумаги. Сводная таблица данных: Старшая группа Количество и счет 92% Величина 94% Форма/ геометрические фигуры 93% Ориентировка в пространстве 91% Ориентировка во времени 88% ИТОГО 92% Проведённая диагностика показала, что регулярное использование дидактических игр расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Трудности и проблемы при использовании данного опыта При работе с новыми образовательными программами в детском саду появилась потребность в более разнообразных дидактических играх. Нужны были дидактические игры, которые позволяли бы закрепить пройденный материал, а так же развивающие игры для развития тв орческих способностей, мышления. Организация данной работы не трудоемка при наличии материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в: - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - подборе оборудования и материалов; - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей; - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей. Конечно, было бы неплохо использовать возможности ИКТ для демонстрации «презентаций» детям, а также готовые дидактические наборы, выполненные из более прочных материалов, чем самодельные, которые быстрее приходят в негодность и отнимают время на изготовление. А также необходимо, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду — родители закрепляли дома. Адресные рекомендации по использованию опыта Данный педагогический опыт можно применять в работе с детьми дошкольного возраста, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования и может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересо ванным и внимательным родителям.  

Оставить комментарий: