Здоровесберегающие технологии в обучении младших школьников
Документы для скачивания
Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов- медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на 4 и 5 , проводят за письменным столом дома не менее 2,5- 3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем, но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и была в радость?
На сегодняшний день принимаются специальные меры обучающихся по сохранению и укреплению здоровья школьников. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания и навыки здорового образа жизни и использовать полученные знания в повседневной жизни. Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объём учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Я, как учитель решаю конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника: это исследование состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи охраны и укрепления здоровья обучающихся я решаю посредством систематической работы. Это «Уроки Здоровья» (для обучающихся и родителей), рациональное нормирование учебной нагрузки, проведение динамических пауз, физкультурных пауз на уроках, организация подвижных игр, спортивных соревнований.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Важно на уроках формировать понимание значения занятий физкультурой и спортом для всей будущей жизни.
При формировании знаний о здоровом образе жизни необходимо использовать активные методы обучения (АМО), позволяющие добиваться органического соединения теоретических знаний и практических умений. К АМО относятся: словесные, наглядные и практические методы, элементы проблемного обучения, решение ситуативных задач, игра. АМО способствуют лучшему усвоению учебного материала, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, формируют поисковую активность учащихся.
С целью формирования здоровьесберегающих знаний у учащихся необходимо широко использовать дидактическую игру. К дидактическим играм относятся: игры-упражнения, имитационные упражнения, турниры, аукционы, тренинги.
Немаловажным фактором при воспитании здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, весёлых, шуточных стихотворений, загадок. Кроме того, определяю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Учитель обязан помнить, что его первостепенная задача- воспитание гармонически развитого человека. Поэтому проведение физкультурной минутки – долг каждого учителя. Я это делаю на своих уроках ежедневно. Детям необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Физкультурная минутка должна включать 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз. В результате выполнения нескольких упражнений работоспособность детей повышается в 2,7 раза.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока, учитывая специфику предмета.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укрепления зрения, укрепления мышц рук, ног, отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Систематическое использование физкультминуток приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это с большим удовольствием. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы здоровьесберегающих технологий в школе.
Помимо этого проводятсяактивные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, воспитать не только знающих, но и здоровых людей.
Библиографический список:
1.Н.К.Смитнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном в современной школе –М.:АПК и ПРО, 2002г.
2.С.А.Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.- Волгоград: Учитель,2009г.
Заглянем на урок физической культуры. На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылка на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т.д.). Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то этого недостаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить свои проблемы собственного здоровья.
. Особенно это актуально с введением в школы ФГОС. В инновационной работе учителя должны присутствовать такие виды работ, как смена видов деятельности, дифференцированные задания, физкультурные минутки.