Мастер-класс для родителей
Документы для скачивания
Как организовать свободное время ребенка? Мастер- класс для родителей Проведен: 16. 03. 2011 в третьем туре городского конкурса «Педагог года» Провела: учитель начальных классов лицея «Политэк» Ананьева Л. Л. Оборудование: магнитно- маркерная доска, маркеры; цветные капроновые ленты 1 м длиной( 5- 7 штук) , аптечные резиночки – по числу участников, мягкая игрушка – сердечко. Ход: Ритуал знакомства. Участники, включая ведущего, с идят за круглым столом. Передавая друг другу мягкую игрушку – сер дечко, участники представляются, называя свое имя, имя своего ребенка и свои увлечения. Ведущий: Я – Людмила, я мама 17- летней дочери, люблю разводить комнатные цветы. ( Передает сердечко другому участнику) . По окончании приветствия сердечко помещается на круглый стол. Ведущий сообщает, что сегодня мы в совместной работе попробуем найти выход из трудной педагогической ситуации, а сердечко, находясь рядом с нами, поможет нам в поиске решения; ведь сердце обычно не обманывает и подсказывает верный ответ. Ситуация: Ко мне обратилась мама за советом. В семье двое детей: дочь 14 лет и сын 7 лет. Мать воспитывает их одна, много времени работе, вечерами занимается домашними делами, стараясь обеспечить детям уют и комфорт. Со слов матери, старшая дочь не причиняет ей проблем: тихая, домашняя девочка, не слоняется по улице, все время за компьютером в социальных сетях. Пришлось запретить ей торчать у компьютера целый день, но она все равно не идет гулять, не общается со сверстниками. Просто скучает! А вот младший сын часто без дельничает. Тоже говорит, что ему скучно, старые игрушки надоели, новых нет. На улицу не отпускает, не хочет, чтобы вырос под влиянием «плохих мальчик ов». Как помочь младшему сыну? 3. Разбор ситуации: Скажите, что было в этой семье 7 лет назад? ( Очевидно, что мама, занятая уходом за новорожденным ребенком, не пускала старшую дочь гулять на улицу, девочке пришлось самой устраивать свое свободное время. Была ли она счастлива? Хорош ли досуг старшего ребенка? В чем причина? ( Упражнение «Бантики»: одной из участниц предлагается побыть в роли старшей девочки. ) Ее усаживают на стул. Участники называют запреты, которые обрушила на ребенка мама, а ведущий повязывает бантик на девочку. Например, тебе нельзя гулять на улице – ведущий завязывает участнице- девочке ноги лентой. Нельзя разговаривать по телефону – завязывают рот и т. д. В конце концов, у участницы оказываются завязанными руки, н оги, рот, глаза, уши и т. д. Ведущий спрашивает у девочки, хорошо ли она себя чувствует? Так как участница – девочка не может ответить, приходится отвечать другим участникам. Предлагаем развязать девочке рот. Ведущий: Как выдумаете, что она скажет маме? А если развяжем ей ноги? ( убежит! ) Чем это опасно? ( высказываются участники) Какие отрицательные привычки может привнести девочка в свою будущую семью? Кому в данной семье нужна помощь в организации досуга и почему вы так считаете? ( всем, включая маму, ведь именно ее пример самый наглядный) . Как можно помочь всем сразу? ( . Варианты: Маму можно научить пользоваться социальными сетями, установить очередность в работе за компьютером, привлечь детей к трудовым делам, разгрузив маму и т. д. ) Возможно, новое общее увлечение? Таким может быть туризм, путешествия и т. д. Могут ли члены семьи иметь самостоятельные увлечения? ( варианты: да, нет) Ведущий рассказывает притчу. Притча: В одной коробке жили карандашики. Папа был зеленым карандашиком, мама – красным карандашиком, бабушка – желтым карандашиком. И был у них маленький карандашик – сын, который еще не имел своего цвета, ему только еще предстояло стать цветным. И вот мама учила сыночка рисовать красные предметы, потому что сама только это и умела. Папа учил рисовать зеленые предметы, а бабушка – желтые. В чем опасность для маленького карандаша? ( Будет подражать, не найдет свой цвет. ) Как ее избежать? Вывод: Есть ли у членов семьи пр аво выбора своего хобби, или вс е обязательно должны заниматься вместе спортом, чтением книг и т. д. ? Ведущий предлагает продолжить притчу так, чтобы маленький карандашик сам выбрал свой путь, например: А еще там был дедушка. Он не учил внука рисовать определенные предметы, а просто учил рисовать. И внук вырос и сам выбрал свой цвет. И в коробке стало еще ярче, еще веселее, ведь прибавился новый цвет! Что дает нам наше хобби? 4. Выработка решения( записывается кратко на доске) : 1. Распределить обязанности по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. 2. Жестко определить возможное время пребывания за компьютером для старшего и младшего ребенка( вплоть до пароля) . Дети могут научить маму пользоваться компьютером. 3. Зан яться коллективными формами досуга. 4. Определить склонности ребенка и предложить каждому члену семьи выбрать дело по душе, помогая друг другу. 5. Вывод: Что дает полноценный досуг каждому члену семьи? Разобщает ли он их или сплачивает? 6. Упражнение «Резиночка». Участникам предлагается надеть на пальцы левой руки аптечную резиночку( ведущий демонстрирует) . Затем ставится условие: снять ее, не используя пальцы левой руки. Обычно участники начинают прибегать к помощи губ, зубов, скатывают резиночку об колено и т. д. Постепенно все справляются с заданием. Наилучший и быстрый вариант – обратиться к соседу, ведь это не запрещено. Обычно к этому способу не прибегают, пытаясь справиться сами. Ведущий обращается к участника м: Что вы чувствуете, справившись с заданием? ( радость, гордость) . 5. Итог, рефлексия. Ведущий подводит итог: Когда нам нужно справиться с трудностями в жизни, мы используем все внутренние ресурсы, и невозможное становится возможным. Но иногда самый короткий и оптимальный путь – это обратиться к помощи того, кто рядом. Почему никто из участников не попросил сидящего рядом, ведь это не было запрещено? ( Участники признаются, что это не пришло им в голову) . Ведущий: Чему учит нас это упражнение? ( Коллективно решать проблемы, обратиться за помощью к учителю, психологу и т. д. ) . Мы приняли решение. С нами все время было детское сердце. Давайте послушаем его мнение. ( Ведущий нажимает на мягкую игрушку, сердечко издает музыку и слова: Я люблю тебя! )