a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Роль учителя в создании благоприятной психологической среды.

Автор: Ананьева Людмила Леонидовна Опубликовано: 2015-10-06 20:09:34

Роль учителя в создании благоприятной психологической среды. Среди факторов, обеспечивающих обучающемуся благоприятную психологическую среду, самым значимым является адекватность условий обучения и применяемых педагогических средств психологическим особенностям детей. Закон «Об образовании» в ст. 2 п. 3 обязывает современную школу быть адаптивной по отношению к возможностям и способностям обучающихся. В то же время, ст. п. предоставляет учителю свободу в выборе средств, приемов и методов обучения, контроля и оценки знаний. Таким образом, каждый учитель не просто имеет возможность, но и обязан создавать вокруг ребенка в образовательном пространстве благоприятный микроклимат. Какими путями учитель может выполнить данную задачу? Конечно, целый ряд педагогических условий лежит вне компетенции учителя: материальные, организационные, финансовые ресурсы могут привлекать и задействовать руководители учреждений. На плечи учителя ложатся следующая задачи: Обеспечить стойкую учебную мотивацию адекватными для младших школьников средствами; Применять психосберегающие технологии обучения; Создавать ситуацию успеха и формировать адекватную самооценку в процессе контроля и оценки знаний. При формировании стойкой учебной мотивации рекомендуется использовать мотивацию, близкую к мотивации компьютерных игр. Для мотивации категорически не подходит ситуация шантажа и запугивания. Это абсурдно, лучше вызвать приятные эмоции, ассоциации. Несколько уровней сложности игры – полная программа обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе. В конце игры четкая обратная связь – победил или проиграл – серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе, получение достоверной информации о своих успехах. Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, только прилагая усилия. – Сложность задач соответствует возможностя м ученика или чуть их превышает. Есть возможность взять подсказку, временные ограничения можно заменить потерей очков. – Наличие карточек помощи, алгоритмов решения, схем разбора и т. д. Ребенок сам выбирает игру, уровень сложности, ощущает, что все зависит от него и всегда можно начать сначала. При этом сам ребенок полностью ответствен за ситуацию. – Возможность выбора уровня обучения, уровня сложности, самостоятельное решение о переходе на следующий этап. Применение психосберегающих технологий обучения вызвано некоторым противоречием, с которым сталкивается учитель, работающий в разнородном по уровню знаний и темпу деятельности классе. С одной стороны, один учебник на всех, одна рабочая программа, одни стандарты и классно- урочная, фронтальная форма обучения. С другой стороны, необходимость индивидуализации обучения. Наиболее перспективным является применение некоторых образовательных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения: это технология разноуровневого и вариативного, или корпоративного обучения. Многое в этих технологиях сходного, но есть самое главное отличие: при разноуровневом обучении уровень освоения программы устанавливает учитель, а при вариативном( корпоративном) – ученик. Некоторые отличия от традиционных технологий: Выделение в каждой теме трех уровней не ниже базового: знание( узнал, запомнил, воспроизвел) , понимание( объяснил, привел пример) , применение( по образцу, в другой ситуации, в других условиях, создал новое, творческое задание) различные сочетания слова и наглядности; разноуровневые опоры; дифференцированные задания по ходу слушания материала; обеспечение свободы выбора во всех компонентах учебного процесса. Примерная схема урока: вводный контроль( разноуровневый) , сравнение с эталоном, коррекция проблемы, проговор правил в паре, группе или учителю; тренировочные упражнения; или изложение нового материала, далее – либо повторное объяснение, либо работа в паре, либо самостоятельное освоение материала для закрепления навыка. Оценка своей работы на уроке: подсчет своих достижений, либо итоговый контроль, самопроверка, соотнесение с эталоном, договорная оценка. При контроле знаний: индивидуальный опрос по заранее данному плану, вопросам; вопросы адресной направленности, выбор учеником времени, когда он готов отвечать; вопросы, допускающие многовариантность ответов; письменные ответы; предварительная взаимопроверка; самоконтроль по заданным эталонам, образцам; тихий ответ; выбор уровня и объема ответа; контроль по заданным заранее критериям и вопросам. выбор места и срока контроля поощрение успехов перед классом и полное исключение порицаний; опережающая подготовка к самостоятельной работе; задания с творческой направленностью по интересам на длительный срок; Дидактическими средствами индивидуализации являются тетради с печатной основой, тетради с эталонами решений для самопроверки, созданные детьми решебники для проверки и самопроверки. Осторожно следует использовать соревнования, так как дети соревнуются между собой, имея разные возможности. Лучшее- соревнование – с самим собой. Избегайте ненужных временных ограничений! Избегайте также негативных эмоций при объяснении материала, все, что связано с тревогой, злостью, сотрется из памяти.

Оставить комментарий: