Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями.
Документы для скачивания
Взаимодействие учителя- логопеда с педагогами и родителями. Взаимодействие понимается как процесс влияния людей на характер деятельности по достижению какой- либо цели. Цель обучения ребенка в общеобразовательной школе- усвоение программы обучения. В совместную деятельность по достижению этой цели включены взрослые – учитель, психолог, логопед, родители ребенка – и сам ребенок. Взрослые координируют свою деятельность, учат ребенка узнавать новое, помогают ему организовать свою учебную деятельность. Традиционно учитель- логопед исходит из того, что учителю начальных классов очень не хватает логопедических знаний, и эти знания может дать логопед. Казалось бы, чего проще: вооружил учителя специальными знаниями, приемами работы, и вместе с логопедом он участвует в коррекционной работе. На самом деле, у учителя есть свои задачи, у логопеда – свои, и залогом эффективной работы будет поиск моделей взаимодействия, при котором каждый специали ст в пр оцессе своей деятельности образует вокруг ребенка единое образовательное пространство. Ве дущим при этом является учитель, а главным социальным заказчиком – родитель. Логопедическая работа состоит из нескольких этапов: Диагностический Информационно- п рогностический Коррекционный Аналитический( мониторинговый) На каждом этапе выделяются свои задачи, результаты деятельности. На этапе диагностики перед логопедом стоит задача: выявление характера, тяжести и структуры дефекта у учащегося. Взаимодействую с медицинским работником школы( просмотр медицинских карт) , учителем( первичные наблюдения за ребенком, в частности выводы о его речевой активности) . Необходимо здесь также взаимодействие с психологом школы, но в МОУ СОШ № 31 в настоящее время ставка психолога вакантна, а в предыдущие годы психолог- совместитель работа на полставки. Методы и формы взаимодействия: беседа, анализ педагогической и медицинской документации, наблюдение за деятельностью ребенка, изучение письменных работ учащегося. Результатом работы на этом этапе является формулировка логопедического заключения. Информационно – прогностический этап осуществляется в форме беседы, совместного планирования, ПМПк. Состоит из двух блоков: взаимодействия с учителем и взаимодействия с родителями. Н ачинается с формулировки запроса учителя. Предлагаю ответить на вопрос ы: какую бы помощь вы хотели получить от логопеда? Чем можете сами помочь? Можно в личной беседе, можно в виде анкеты. Такой подход, во- первых, помогает логопеду представить себе отношение учителя к коррекционной работе, во- вторых, мотивирует самого учителя на взаимодействие. После этого предлагаю учителю знакомиться со списком детей, которых планирую зачислить на логопедический пункт. Как правило, учителя соглашаются с зачислением детей, а обсуждение более детальное мы выносим на заседание ПМПк. Далее, когда принципиальное согласие уже получено, я знакомлю учителя с логопедическим заключениями детей( по группам) и основными направлениями работы на учебный год. Происходит корректировка планов групповой и подгрупповой работы, предварительное составление расписания. Следующим этапом является ознакомление родителей с результатами диагностики и формулировка родительского запроса. Вопросы примерно такие: Что вас тревожит в развитии речи ребенка? Хотели бы вы получить логопедическую помощь в школе? Если да, то какую? Какое участие семьи в коррекционной работе вы можете обеспечить? Какую помощь можете оказать логопедическому кабинету? Как и в случае с учителем, сразу можно представить себе родительские установки, активность или пассивность родителей, настроенность на сотрудничество или отказ от него. Если родители согласны на коррекционную работу, приступаю к подробному ознакомлению с результатами диагностики и обговариваю с направлениями коррекционной работы. При необходимости, на эту встречу приглашаю ребенка( в случае, если нарушено строение или функции артикуляционного аппарата) . Обследование артикуляционного аппарата для наглядности и предупреждения возможного негативизма и тревожности ребенка провожу в присутствии родителей. Здесь назначаю время следующей встречи, которая будет уже проводиться в качестве первой консультации, а также знакомлю родителей с предварительным расписанием занятий. Если родители отказываются от коррекции речи, то с результатами диагностики знакомлю менее подробно, но указываю, где, кроме школы, можно получить логопедическую помощь. Результатом деятельности на данном этапе являются: скорректированные планы индивидуальной, подгрупповой, групповой работы; комплектование логопедического пункта, составление расписания, предварительное планирование консультационной работы. Коррекционный этап работы подразумевает непосредственно логопедическую коррекцию речевых нарушений. Ни здесь логопед не может работать изолированно от других специалистов. На этом этапе наиболее значимым является взаимодействие со всеми окружающими ребенка взрослыми. Необходимость участия специалистов обусловлена основными принципами логопедической работы: комплексность, систематичность, профилактика вторичных нарушений. Наиболее эффективна работа с ребенком, когда используются коррекционные резервы различных видов деятельности, особенно внеучебных, так как повышается речевая мотивация. У логопеда две задачи: привлечь к работе по закреплению навыков правильной речи, чтения и письма учителя, воспитателя ГПД, родителей, а также проводить пропаганду логопедических знаний. Для этого взрослые должны быть наиболее информированы о своей роли в коррекции речи, о сути проблемы; вооружены как практическими навыками, так и специальными знаниями. Основным и метод ами взаимодействия здесь будут консультирование и практические занятия. Формы работы: консультации( индивидуальные, групповые) , открытые уроки и занятия, сообщения и доклады, участие в круглых столах, педсоветах, заседаниях МО, уголки, папки- раскладушки, выставки пособий, книг, родительские уголки с советами логопеда. Консультации для родителей провожу как плановые, так и внеплановые. Плановых обычно три. Первая – в начале коррекционной работы – обучение приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, приемам проверки и самопроверки письменной работы, приемам чтения в зависимости от вида дислексии. Далее – в период постановки звуков и их первичной автоматизации – с обучением практическим приемам постановки и ознакомлением памятки по автоматизации звуков. Последняя консультация – по завершении работы. В случае, если у ребенка нарушено произношение звуков, выпуск с логопедического пункта согласую с родителями при наличии у них определенной самостоятельности в контроле за произношением звуков. Кроме того, обратную связь с родителями осуществляю через тетради и дневники учащихся. Групповые консультации провожу для родителей нынешних и будущих первоклассников, так вопросы обучения грамоте одинаково актуальны и для детей с нарушениями речи, и для детей с нормальным речевым развитием. Обычно провожу две: в ноябре – декабре для родителей первоклассников и в апреле – для родителей будущих первоклассников по вопросам речевой готовности к школе. Составлен банк письменных консультаций для родителей и педагогов по различным проблемам. Выступления на родительских собраниях практикую, но по общим проблемам: развитие речи, педагогический подход к детям с проблемами речевого развития в семье, профилактика речевых нарушений. Сообщения для учителей планирую как по их запросу, так и по собственному плану, учитывая методический план работы школы, Управления образования. Для каждого учителей готовлю папку «Советы логопеда», в которой – список детей класса с речевыми проблемами, сроки коррекции; экран произношения; материал для речевых зарядок, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, упражнения для запоминания графического образа буквы; кинезиологические упражнения, стихи для автоматизации звуков, упражнения для развития фразовой речи и т. д. Содержимое папки учитель использует по своему усмотрению на разных этапах уроков обучения грамоты, чтения, русского языка, во внеклассной работе. Там же находятся памятки по анализу специфических ошибок, рекомендации по их учету и проверке письменных работ. Аналитическая деятельность присутствует в коррекционной работе постоянно, так как идет текущая и промежуточная диагностика, и результаты подвергаются анализу, корректируются групповые и индивидуальные планы работы. С ее результатами знакомлю учителей на консультациях в течение учебного года, в рамках этих же консультаций изучаю и анализирую письменные работы детей, посещающих занятия на логопункте. Решение о выпуске детей с логопедического пункта или о продолжении работы принимаем совместно с учителем, на заседании ПМПк школы, информируем родителей о результатах логопедической работы.