a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нравственно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры

Автор: Куликова Инна Михайловна Опубликовано: 2015-10-06 20:57:13

Тема по самообразованию: Нравственно- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной и вокальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство( в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально- слуховых представлений и мотивации к познанию. Это все равно, что заставлять первоклассника решать задачи по высшей математике. Бывает, что непонимание такого многостороннего и многопланового явления, как музыка, сохраняется на протяжении всей жизни. То ли не повезло с хорошим педагогом, то ли не был сформирован интерес, но все освоение необъятного мира музыки сводится к слушанию магнитофонных кассет с записями последних шлягеров. Происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом. Мы полагаем, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда- то происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционными корням феномен. Понятие «народное творчество» охватывает богатые и разнообразные по своему образному и идейно- эмоциональному содержанию поэтические и музыкальные произведения устной традиции, созданные и исполняемые трудовым народом. К области музыкального народного творчества относятся различные виды народного искусства, связанные с напевным интонированием, с песенным началом: песни, эпические сказы, причитанья, трудовые припевки, частушки и др. , а также разнообразные инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах. В устной традиции народная песня живет по- настоящему творческой жизнью. Это сказывается и в постоянном появлении новых песен и новых песенных жанров, правдиво воплощающих современность, а также в заметном обогащении на протяжении веков выразительных средств, как словесного поэтического языка песни, так и ее мелодического склада. Народная песня – это живое, непосредственное, никогда не иссякающее творчество широких народных масс, непрерывно развивающаяся высокая художественная культура. «Русский народ отличается от всех других музыкальных народов особенным достоянием, составляющим залог нашего великого музыкального будущего, - утверждал Г. Ларош, - Достояние это – народные песни. Хотя не собранные еще в один полный и хорошо составленный кодекс… русские песни, однакож, в настоящее время уже признаны, как род музыки самостоятельный и своеобразный». О том же неоднократно писал и Чайковский: «Русская песня по своему оригинальному строю, по особенностям своих мелодических очертаний, по самобытностям своего ритма по большой части случаев не укладывающегося в установленные тактовые деления, - представляет для просвещенного и талантливого музыканта драгоценнейший материал. Им пользовались и черпали из него обильную струю вдохновения все наши композиторы: Глинка, Даргомыжский, Серов, А. Рубинштейн, Балакирев, Римский- Корсаков, Мусорский». Русская народная песня – голос создавшего ее великого народа – одно из самых ярких проявлений общественного сознания, идеологии миллионных масс трудящихся в их творческой деятельности. Идейная значительность, глубина и высокая этическая направленность русского народного песне- творчества, непревзойденная красота и благородство его поэтических и музыкальных образов свидетельствуют о богатстве духовной культуры русского трудового народа, о его большой художественной одаренности. Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Изучив и проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме н равственно- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры я пришла к выводам: В настоящее время недостаточно ведется работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры. Нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению дошкольников с фольклором в системе музыкального воспитания. Не всегда включены отдельные методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре в общую систему занятий. Перед нач алом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию нравственно- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры. Содержание  русского музыкального фольклора отражает жизнь народа и его опыт, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формирует эмоциональную сферу, совершенствуя мышление, развивая творческий потенциал дошкольников. В результате ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной народной культуре. Задачи: Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству; Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов; Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявл ять свои творческие способности. В ходе работы использую следующие методы: • Анализ методической литературы; • Индивидуальные занятия; • Наблюдения; • Анализ продуктов детской деятельности. Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными:   занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий. Приоритеты деятельности Широкое использование фольклора( песни, частушки, попевки, заклички, поговорки,   приговорки, дразнилки, прибаутки,  игры) . В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником  познавательного и нравственного развития детей. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за  особенностями времен года, погоды,  за поведением птиц и насекомых, растениями. Знакомство с русскими народными играми.  В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и  игра на  народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:   песня, хореография, игры, музыкальные инструменты. ЗАДАЧИ СТАРШАЯ ГРУППА Народная песня.  Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо- комического характера. Инсценировать и  импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку –  упражнения для дыхания, звукообразования и т. д. Ввести частушки, учить понимать их,  показывать характер героя, петь,   плясать,  подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера. Народная хореография.  Обучать  простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног, хороводу «по солнцу», «против солнца», « капустке »( улитка) , «стенке на стенку», выворачиванию круга, движениям в двух кругах  в разные стороны. Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен,  предлагать солирование. Воспитывать желание выражать свое отношение к содержанию и характеру музыки  выразительными движениями. Народные игры.  Вызывать желания  участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли( Водяной, Баба- Яга, Кикимора) , сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа. Народные музыкальные инструменты.  Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов,  играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать  слушать музыку, исполняемую на народных инструментах. ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха. Устойчивый навык культурного слушания  музыкальных произведений. Закрепление желания и умения петь   русские народные песни, частушки, попевки, заклички,   приговорки, дразнилки, прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять  движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение. Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений,    композиторах,  определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры( песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты( дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т. п. ) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре, называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и    характере, обыгрывать хороводы,  песни, частушки, колядки, и т. п. , включать музыку и музыкальные игры в различные виды  немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках( « Оснняя ярмарка», « Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», « Закликание весны»,   «Завивание венков», «9 Мая») , показывая свои номера самодеятельнос ти, принимать участие в городских конкурсах( « Самотлорские роднички » « Звонкая Югринка ») , участвовать в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов  войны. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  К ШКОЛЕ ГРУППА Народная песня.  Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как: лиричесие( «Ходила младёшенька по борочку ». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». « Со вьюном  хожу») , шутливо- комические  ( « Во кузнице». «Пошел козел по лесу») ,   строевые( « Солдатушки,  бравы ребятушки». Закреплять умение петь частушки. Предоставлять  возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально- эстетическое восприятие народных песен и их содержания. Народная хореография.  Вводить элементы народного танца: пляска в три ноги, с подскоком, овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучивать новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой». Поощрять использование  плясовых или хороводных элементов в   при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т. д. , желание использовать танцы и хороводы в самостоятельной деятельности. Народные игры.  Активизировать  для участия в играх с развернутым театральным действом( «Воробей», «Селезень утку догонял») . Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Помочь  понять необходимость  действий и их порядок  в игре( «Косим сено», «А мы просо сеяли») , объясняя  их связь   с древними обрядами. Помочь  выражать характерные черты какого- либо персонажа. Воспитывать чуткость, понимание, сопереживание к персонажам  игры и сверстникам. Народные музыкальные инструменты.  Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты( коса, пила, рубель и т. д. ) . Закреплять умение  различать инструменты в оркестре. Дать  знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность  импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.    ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ Устойчивый интерес  к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического  и тембрового слуха. Устойчивый навык культурного слушания  музыкальных произведений. Совершенствование ранее приобретенных умений  сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение. Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах( не только русских, но и зарубежных) , определять и самостоятельно называть музыкальные жанры( песня, танец, марш, опера, балет) и их виды; различать музыкальные инструменты( дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т. п. ) в их сольном и оркестровом звучании по тембру,  внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их  содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т. п. , анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды  немузыкальной деятельности; выступать на праздниках показывая, принимать участие в городских конкурса х( « Самотлорские роднички » « Звонкая Югринка ») , создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок( театрализованная деятельность) , в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов. Мною разработан цикл занятий по теме «Русское народное творчество» старшего дошкольного возраста: Тема 1 цикла: «Композитор – имя ему народ» Занятие 1 –е( традиционное) «Что мы знаем о народной музыке? » Занятие 2 – е( доминантное) «Музыка – душа русского народа» Занятие 3 – е( тематическое) «Песня русская, звучи! » Занятие 4 – е( комплексное) «Капустные посиделки» Тема 2 цикла: «Песня – история русского народа» Занятие 1 – е( тематическое) «Песня – язык русского народа» Занятие 2 – е( традиционное) «Всё начинается с колыбельной» Занятие 3 – е( доминантное) «Хорошая песня дух бодрит» Занятие 4 – е( комплексное) «Ярмарка» Тема 3 цикла: «Русские народные инструменты» Занятие 1 – е( тематическое) «Первые народные инструменты» Занятие 2 – е( тематическое) «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь! » Занятие 3 – е( доминантное) «От зари и до зари веселятся ложкари» Занятие 4 – е( доминантное) «В нашем оркестре всего понемножку, даже играют тарелки и ложки» Тема 4 цикла: «Русская народная игра» Занятие 1 – е( тематическое) «Обрядовые игры» Занятие 2 – е( доминантное) «Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра! » Занятие 3 – е( традиционное) «О чём расскажет игра» Занятие 4 – е( комплексное) «Пришла Каляда накануне Рождества» Тема 5 цикла: «Русский народный танец» Занятие 1 – е( традиционное) «Знакомство с русским народным танцем» Занятие 2 – е( доминантное) «Веселее попляшите, свои ножки покажите» Занятие 3 – е( доминантное) «Ой, топни, нога, не жалей сапога» Занятие 4 – е( тематическое) «Мы плясать пойдём, хоровод заведём» Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни,  танцы и т. п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о  добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.   Рекомендуемая литература 1. Бударина Т. А. , Куприна Л. С. , Корепанова О. Н. , Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010. 2. Катышева И. Б. , Комбарова Г. Н, Николаева С. Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План- программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. п особие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009. 3. Князева О. Л. , Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.   4. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М. , 2008. 5. Радынова О. П. Народные колыбельные песни: слушаем и поем. Учеб. п особие к программе «Музыкальные шедевра».   М. ,  2001. 6. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. От  6 до 7 лет. М. , 2004. 7. Тихонова М. В. , Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004. Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество" В условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают значительно лучших результатов, чем в условиях традиционного подхода. Результаты проведённых исследований и многолетний педагогический опыт работы дают возможность сделать вывод о том, что применение системы занятий различных структур даёт возможность более гибко строить учебный процесс, учитывая уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, а так же осуществлять индивидуально- дифференцированный подход. Одним из возможных вариантов применения схемы музыкальных занятий является циклический характер её построения на основе принципа тематизма. В этом случае каждый цикл может включать в себя 4- 6 музыкальных занятий различных типов. Последовательность типов занятий в цикле может меняться в зависимости от общей темы цикла, учебных задач, возраста детей, уровня их подготовленности, конкретных условий проведения занятий. В соответствии с этим, варианты компоновки типов занятий в цикле разнообразны, например: а) традиционно е- доминантное- традиционное- тематическое б) традиционно е- тематическое – доминантное- комплексное в) тематическое – традиционное – тематическое – комплексное г) доминантное – доминантное – тематическое – комплексное Все занятия в цикле объединены одной темой. Цикл проводится один раз в месяц, или, при необходимости, в течение 6 месяцев, или даже в течение года. Музыкальны занятий по теме «Русское народное творчество» Тема 1 цикла: «Композитор – имя ему народ» Занятие 1 –е( традиционное) «Что мы знаем о народной музыке? » Занятие 2 – е( доминантное) «Музыка – душа русского народа» Занятие 3 – е( тематическое) «Песня русская, звучи! » Занятие 4 – е( комплексное) «Капустные посиделки» Тема 2 цикла: «Песня – история русского народа» Занятие 1 – е( тематическое) «Песня – язык русского народа» Занятие 2 – е( традиционное) «Всё начинается с колыбельной» Занятие 3 – е( доминантное) «Хорошая песня дух бодрит» Занятие 4 – е( комплексное) «Ярмарка» Тема 3 цикла: «Русские народные инструменты» Занятие 1 – е( тематическое) «Первые народные инструменты» Занятие 2 – е( тематическое) «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь! » Занятие 3 – е( доминантное) «От зари и до зари веселятся ложкари» Занятие 4 – е( доминантное) «В нашем оркестре всего понемножку, даже играют тарелки и ложки» Тема 4 цикла: «Русская народная игра» Занятие 1 – е( тематическое) «Обрядовые игры» Занятие 2 – е( доминантное) «Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра! » Занятие 3 – е( традиционное) «О чём расскажет игра» Занятие 4 – е( комплексное) «Пришла Каляда накануне Рождества» Тема 5 цикла: «Русский народный танец» Занятие 1 – е( традиционное) «Знакомство с русским народным танцем» Занятие 2 – е( доминантное) «Веселее попляшите, свои ножки покажите» Занятие 3 – е( доминантное) «Ой, топни, нога, не жалей сапога» Занятие 4 – е( тематическое) «Мы плясать пойдём, хоровод заведём»

Оставить комментарий: