Семинар для педагогов "Урок толерантности"
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Урок толерантности»
Цель сегодняшнего семинара: формирование толерантных установок у педагогов. Познакомить педагогов с понятием «толерантность», с ее классификацией.
Ход семинара.
В последнее время стала очень актуальна проблема формирование толерантности у детей, однако нельзя формировать толерантность, если педагог не обладает данным качеством. По мнению Б. З. Вульфова «Несформированность толерантности – профессиональная драма педагога. Дело осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает».
Разминка: под спокойную музыку педагоги образуют два круга (один в одном), и начинают движение по часовой, и против часовой стрелки, по команде ведущего педагоги прекращают движение и обмениваются рукопожатиями, после движение продолжается. Движение повторяют еще раз по команде – дарят улыбку противостоящему человеку, игру повторяют еще раз – только делают поклон. После разминки педагоги делятся на 2 группы.
Ведущий предлагает закрыть глаза участником и прослушать.
Молитва о встрече:
Я пришел в это мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я,
А ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли
Друг друга – то это прекрасно!
А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь!
- Как вы думаете, какое отношение эта молитва имеет к толерантности?
Какую мысль она нам посылает?
(ответ групп)
Групповая работа. Давайте уточним, какие ассоциации вызывает у вас понятие «толерантность»? Определения толерантности:
В литературе «Толерантность – моральное качество, характеризирующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения».
Задание 2. На столы раздаются бумажки, на которых написаны виды толерантности (межнациональная, маргинальная гендерная и т.д), группам предлагается подобрать виды толерантности, которые могут использоваться в педагогике и объяснить почему?
Задание 3. Предлагается составить портрет толерантного и интолерантного педагога.
Толерантная личность Интолерантная личность
- Терпимость к чужим мнениям, поведению. - Непонимание
- Уважение прав других - Игнорирование
- Принятие другого таким, какой он есть. – Эгоизм
- Прощение - Нетерпимость
- Милосердие - Пренебрежение
- Сотрудничество, дух партнерства - Раздражительность
- Признание многообразия - Равнодушие
- Понимание - Цинизм
- Снисходительность - Агрессивность
- Сострадание - Амбициозность
- Доверие - Авторитаризм
- Альтруизм - Конфликтность
- Отказ от доминирования - Инертность
- Тактичность - Настороженность в общении
- Самообладание - Властолюбие
Задание 4. Группам предлагается построить дискуссию требуется или нет формировать толерантность? Одна группа выступает за формирование толерантности, вторая против.
Рефлексия. Наше занятие подходит к окончанию, поэтому предлагается сделать два круга, как вначале. Под спокойную музыку начинаем движение, на паузе друг другу делают комплименты.
Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?
- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?
- Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?
В конце предлагается плакат созданный в 60-е годы 20 века в Германии.
- Твой Иисус – еврей.
- Твой автомобиль – японский.
- Твои Кофе – бразильский.
- Твои цифры – арабские.
- Твоя демократия – греческая.
- Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?