Проект: «Волшебная страна сказок»
Документы для скачивания
Проект: «Волшебная страна сказок» для старшей группы ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: исследовательско- творческий, Длительность проект а- долгосрочный Срок реализации проекта: с сентября 2015г. по август 2016 г. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Образовательная область: Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно – эстетическое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное: Актуальность проекта Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10- 15 лет назад… Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно- поучительного в чисто развлекательное. Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст- это возраст сказки. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Русская народная сказка способствует: - нравственному воспитанию ребенка; - становлению социальных и коммуникативных навыков; - формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия; - развитию логического и образного мышления; - познанию окружающего мира. Цель и задачи Цель: создание разноплановых условий, способствующих эстетическому, духовно- нравственному и коммуникативному развитию дошкольников через знакомство со сказками и их театрализацию. Задачи: Учить различать виды сказочных произведений и узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, выражать свое отношение к героям сказки; Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через словесные дидактические и театрализованные игры. Изготовление различных видов театра для обогащения развивающей среды. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей через театральную деятельность и знакомство с художественными произведениями. Предполагаемый результат: - пробуждение у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; - умение детей сотрудничать друг с другом и со взрослыми; - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков; - развитие творческого воображения и мышления. Предполагаемый результат: Компетенция: - дети хорошо знают сказки; - знакомы со сказочными героями; - имеют представления об их характерах; - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; - владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи; - отличают сказки от рассказов. Коммуникативные навыки: - дети получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми; - возникает желание доискиваться до сути происходящего; - испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности; - имеют адекватную самооценку; Предпосылки научной деятельности: - имеют устойчивый интерес к работе с художественной литературой; - возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым; - способны свободно вступать в общение с людьми. План реализации проекта Образовательные области Виды деятельности Познавательное развитие: - Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх. - Использование волшебства в познании окружающего мира( вопросы, создание проблемы) - Сочинение экологических и математических сказок. - Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя». Речевое развитие: - Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про … », сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти. - Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок. - Викторина «Ах, уж эти сказки! ». - Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница». - Обогащение словаря детей. Чтение художественной литературы- Чтение произведений: « Цветик- семицветик » В. Катаева, « Снегурушка и лиса»( р. н. с. , «Сивка – бурка», « Хаврошечка », «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, и другие. - Заучивание пословиц, поговорок, небылиц. - Пересказ прочитанных сказок. - Рассматривание иллюстраций к сказкам. Художественно – эстетическое развитие: - Рисование героев сказок «Краденое солнце», «Снегурочка»; сюжетное рисование «Три медведя». - Лепка героев и сюжетов сказок « Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Федорино горе ». - Аппликации к сказкам « Заюшкина избушка» и др. - Самостоятельное детское творчество. - Помощь в оформлении выставок в группе. - Иллюстрирование сказки. - Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям( эстетический вид) - Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц». - Поделки из природного материала- Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Кошкин дом», «Айболит». - Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол. Физическое развитие: - Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок. - Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята». Социально – коммуникативное: - Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства. - Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки». - Самостоятельное детское творчество Работа с родителями. Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей: - конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»; - выставка книг «Сказки моего детства»; - выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам. Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок. Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании дошкольников». Проведение викторины для родителей «Ах, уж эти сказки! » Консультации для родителей по данной тематике « Сказкотерапия ». ВЫВОДЫ 1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать. 2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам. 3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. 4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей. Этапы Подготовительный этап Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ. Основной этап Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми( как групповых, так и индивидуальных) . Заключительный этап Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Подведение итогов. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.