Кружок для старшей группы "Юный исследователь"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Алёнушка » Рассмотрено согласовано утверждено на заседании педсовета ст. в оспитатель заведующий МБДОУ Протокол № 1 Коновалова Н. М. « Детский «31» августа 2015 г. «31» августа 2015 г. сад « Алёнушка » Полетаевой Е. В. приказ № от « 31» августа 2015 г. Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по экспериментальной деятельности «Юный исследователь» МБДОУ «Детский сад « Алёнушка » Составитель: Коробкова Т. Д. воспитатель МБДОУ «Детский сад « Алёнушка » Ромоданово 2015 г. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общител ь ными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать во з никающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас. В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений об о гащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развив а ется речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умстве н ных операций и приемов. Методика и проведение экспериментирования в педагогическом пр о цессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Экспер и менты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором д е тям предстоит жить. Программа построена на основе следующих принципов. 1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и самора з вития. 2. Принцип соответствия развивающей среды особенностями сам о развития и развития. 3. Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых дет ь ми, как основы саморазвития и развития. 4. Принцип «развивающей интриги» 5. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и во с питания 6. Принцип деятельного подхода к развитию личности. 7. Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково- познавательной деятельности. 8. Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формированию поисково- познавательной деятельности. 9. Принцип использования средств познания: пособий, карт, схем, об о рудования интеллектуального содержания. Цель: Развитие познавательных интересов, потребности и способности, сам о стоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи: 1. Создать условия для экспериментальной деятельности. 2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, умения делать выводы. 3. Способствовать развитию психических процессов( внимание, память, мышление) . 4. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас. Законодательно- нормативное обеспечение программы 1. Закон РФ «Об образовании» от 10. 02. 92 г. № 3266- 1 2. Типовое положение «О дошкольном образовании». 3. Письмо Министерства образования РФ от 14. 03. 2000 г № 65/ 32- 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. 4. Письмо Министерства образования РФ от 18. 06. 2003 г. 3 28- 02- 484/ 16 « Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей». 5. Устав ДОУ. 6. Программа развития ДОУ. 7. Положение о кружковой работе. 8. Приказ об организации кружковой работы ДОУ. 9. Правила и норма охраны труда, жизни и здоровья детей. Возраст детей участвующих в реализации данной программы ста р шей группы 5- 6 лет. Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут. Ожидаемые результаты После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овл а дение детьми определенными знаниями, умениями и навыками: - быстрое включение в активный познавательный процесс; - самостоятельное пользование материалом; - постановка цели и нахождение путей ее достижения; - самостоятельность при поиске открытий; - проявление волевых усилий( упорства) в достижении поставленной цели; - настойчивость в отстаивании своего мнения; - расширение кругозора; - развитие критического мышления и речи; - развитость мускулатуры пальцев; - проявление поисковой активности и умения извлекать в ходе ее информ а ции об объекте. Для подведения итогов реализации программы используются следу ю щие дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям, а также творческий отчет воспитателя на итоговом педсовете. Программа кружка предполагает: - сформированность деятельности экспериментирования дошкольника; - сформированность личности ребенка; - создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно – нау ч ными представлениями в начальной школе. В работе кружка применяются исследовательские методы обучения. Репродуктивные методы: объяснительно- иллюстративный( сообщ е ние педагогом готовой информации разными средствами) и репроду к тивный 9 создание педагогом условий для формирования умений и н а выков путем упражнений) . Продуктивные методы: частично- поисковый, или эвристический( дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых – шаг на пути решения пр облемы) , и исследовательский( путь к знанию через собственный творческий поиск) . ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма; Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена; Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха; Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц 1 неделя 3 неделя Октябрь «Запасливые стебли» «Куда тянутся корни? » Ноябрь «Вертушка» «Реактивный шарик» Декабрь «Замерзание жидкостей» «Поможем воде стать чистой» Январь «Волшебная бумага» Занятие№ 1 «Волшебная бумага» Занятие№2 Февраль «Приключения Буратино» «Испытание магнита» Март «Мир ткани» «Парашют – зонтик» Апрель «Наша группа» «Дом на курьих ножках» Май «Дом, в котором я живу» « Мы пишем книгу» ОКТЯБРЬ Занятие № 1 «Запасливые стебли» Цели: Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу; Воспитывать аккуратность при работе с водой; Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Материал: Губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость. Предварительная работа: Поливка комнатных растений, рыхление почвы; рассматривание стро е ния растения в книгах. Занятие № 2 «Куда тянутся корни? » Цели: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой; Развивать познавательную активность детей в процессе эксперимент и рования; Воспитывать бережное отношение к природе. Материал: Два растения в горшках с поддонами; вода, отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды. Предварительная работа: Рассматривание корневой системы растений. НОЯБРЬ Занятие № 1 «Вертушка» Цели: Выявить, что воздух обладает упругостью; Понять, как может использоваться сила воздуха( движение) Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность; Развивать умение делать изделие по алгоритму. Материал: Вертушка; Материал для её изготовления на каждого ребёнка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Предварительная работа: Наблюдение за ветром во время прогулки; выполнение логопедическ о го упражнения «Забей в ворота мяч»; надувание воздушных шаров. Занятие№2 «Реактивный шарик» Цели: Выявить, что воздух обладает упругостью; Понять, как может использоваться сила воздуха( движение) ; Развивать чувство взаимовыручки; Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Материал: Воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики. ДЕКАБРЬ Занятие № 1 «Замерзание жидкостей» Цели: Познакомить с разными жидкостями; Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей; Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений. Материал: Ё мкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, мол о ком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности. Занятие №2 «Поможем воде стать чистой» Цели: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных с и туаций( педагогом) и их решения; Создать условия для выявления и проверки различных способов очис т ки воды; Развивать умение схематично изображать проделанные действия; Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария. Материал: Грязная вода в тазике; емкость для воды; воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки. Предварительная работа: Ч тение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», св о бодное экспериментирование. ЯНВАРЬ Занятие №1 «Волшебная бумага»( 1 часть) Цели: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копир о вальной бумаги- точное копирование рисунка; Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости; Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать мат е риал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата; Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситу а ции; Воспитывать чувство взаимопомощи. Материал: Листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, каранд а ши. Занятие№2 «Волшебная бумага»( 2 часть) Цели: Способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка; Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практич е ского опыта; Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш. Материал: Листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка. Предварительная работа: Свободное экспериментирование с копировальной бумагой. ФЕВРАЛЬ Занятие №1 «Приключения Буратино» Цели: Актуализировать знания детей о свойствах дерева( не тонуть в воде) ; Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; Прививать интерес к сказкам; Стимулировать желание помочь герою сказки; Воспитывать аккуратность. Материал: Деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почему ч ка». Предварительная работа: Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Б у ратино», свободная экспериментальная деятельность детей. Занятие №2 «Испытание магнита» Цели: Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетич е ских, используя магнит; Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуник а тивных навыков. Материалы: Магниты, большая коробка с магнетическими( кнопки, скрепки, гво з ди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими( бумага, картон, р е зиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами. Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования. МАРТ Занятие №1 «Мир ткани» Цели: Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж; Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам; Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использов а ния ткани для пошива вещей; Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений. Материал: Образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ё м кость с водой; ножницы. Занятие №2 «Парашют – зонтик» Цели: Совершенствовать умение работать с бумагой; Развивать умение доводить начатую работу до конца; Использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности. Материал: Бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки. АПРЕЛЬ Занятие №1 «Наша группа» Цели: Развивать желание участвовать в коллективном преобразовании гру п пы; Проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет; Объяснить детям, что от отношения к работе зависит её результат; Развитие фантазии, творчества, чувства коллективизма. Материал: Коробки разных размеров; бумага, ножницы, схемы изготовления м е бели; карандаши, краски, кисточки, клей. Занятие №2 «Дом на курьих ножках» Цели: Учиться творчески подходить к решению поставленной задачи; Совершенствовать умение работать с различными материалами; Использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности. Материал: Картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка. Предварительная работа: Просмотр сказки А. Роу « Морозко », рассмотрение иллюстраций к ру с ским народным сказкам. МАЙ Занятие №1 «Дом, в котором я живу» Цели: Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи; Развитие фантазии, творчества; Развивать умение придавать работе законченный вид. Материал: Картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка. Занятие №2 « Мы пишем книгу» Цели: Совершенствовать графические умения; Участвовать в коллективном создании книги; Понять, что от отношения к работе, зависит её результат; Развитие фантазии, творчества, умения работать в коллективе. Материал: Листы альбомной бумаги, карандаши, ручки, нитки для сшивания кн и ги. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности д о школьников». В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно- экспериментальная де я тельность». Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду». О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспер и менты для дошкольников». Н. В. Нищева « Организацияопытно- экспериментальной работы в ДОУ».