«Сюжетно - ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка».
Документы для скачивания
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить».
М.Горький
Актуальность и перспективность опыта.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается связь ребёнка с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Вся жизнь ребёнка – дошкольника пронизана игрой, только он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения, развития в детском саду. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка его интеллект, воля, воображение, общительность. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, помогает в социальной адаптации, учит идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтные ситуации, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребёнка с целью развития:
- интеллектуальных, творческих способностей,
- формирования нравственных качеств,
- положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Концептуальность - своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов.
В дошкольном возрасте формирование личности ребёнка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре.
Развитие - это всегда стремление к лучшему во всем: в отношениях к миру и к другим людям, в способностях желаниях, интересах. Оно отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок что-то придумывает, фантазирует, создаёт, к чему – то стремится. Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль.
Цель моего инновационного опыта: выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. При руководстве сюжетно-ролевыми играми я поставила ряд задач:
- создание предметно - игровой среды для усвоения основ сюжетно-ролевой игры дошкольников;
- развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
- создание дружного детского коллектива, развитие положительных взаимоотношений;
- скорректировать работу коллектива по вопросу грамотной организации сюжетно-ролевой игры;
- формировать всесторонне развитую личность: развивать духовные и физические качества посредством сюжетно-ролевой игры;
- поэтапное исследование сюжетно-ролевой игры.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период (знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера) оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к вопросу о сюжетно-ролевой игре. В своей работе по воспитанию и образованию детей сюжетно - ролевой игрой я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:
- принцип индивидуального и личностного подхода;
- принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
- сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе воспитания детей.
В своей работе стараюсь чётко следовать принципам организации сюжетной игры:
Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».
Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.
Наличие теоретической базы опыта.
Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
В ряде работ Н. К. Крупская подчёркивала большое значение игры в воспитании ребёнка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская подчёркивала необходимость вдумчивого и серьёзного руководства играми детей.
Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребёнка: «Каков ребёнок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребёнка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.
Разработка проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми продолжилась в 30-х годах 20 века (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская). Были определены пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников. Были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приёмов с целью развития игры и расширения её влияния на ребёнка (Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е.Воронова, А. А. Анциферова и др.).
В 60-е годы 20 века А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы 20 века продолжаются исследования Р. А.Иванкова, Н. Е.Михайленко, В. И.Судакова.
На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить направление, для которого свойственно довольно жёсткая регламентация игры (К. Я. Вольцис), некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.
Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой:
- Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.-192с.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М.:2002-№4.
- Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.
- Менджеритская Д. В. Воспитатель о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
- Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание, 2002. №4.
- Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
- Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
- Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».
- Н.В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».
- «Самообразование: с чего начать?» human-life.narod.ru›files/06_1.html
- Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей... detskiysad.ru›igra/suzhet02.html
- Образовательные порталы.
Ведущая педагогическая идея деятельности.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Оптимальность и эффективность средств
Успешность сюжетно - ролевой игры зависит от предметно - игровой среды, последовательной и систематической организации игровой деятельности, активного использования методов и приёмов обучения детей игровым действиям.
Формы и методы руководства сюжетно - ролевой игрой должны быть направлены на формирование игры как деятельности.
Формы и методы работы
Формы
|
Методы |
Экскурсии |
Дидактическая игра |
Целевые прогулки |
Наблюдение |
Развлечения, праздники |
Беседа |
НОД |
Создание проблемной ситуации |
Инсценирование |
Чтение художественной литературы |
Выставка |
Рассматривание иллюстраций |
Встречи с людьми разных профессий |
Заучивание стихов |
Развитию игровой деятельности способствуют игровые уголки, регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр.
Важно помнить, что все применяемые методы и приёмы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь и взаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей в детском саду при условии умелого их использования воспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желания внимательно и любовно руководить умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием каждого ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», а в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом. С. А. Рубинштейн говорил, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослым. Основным источником питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Сюжетно - ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых, основными элементами которой является: замысел, сюжет, игровые действия, роли, правила. Исследуя этапы развития сюжетно-ролевой игры, мною была оформлена таблица.
Компоненты игры |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
Замысел |
Начинают играть не задумываясь |
Самостоятельно ставят игровые задачи. Помощь взрослых. |
Усложняется способ решения нескольких игровых задач. |
Замыслы игры более устойчивы. Дети совместно обсуждают замысел игры. |
Содержание (сюжет) |
Основное содержание - действие с предметами. Сюжеты по преимуществу бытовые. |
Cюжетно - отобразительная игра переходит в сюжетно - ролевую. Чаще используются эпизоды из сказок. |
Содержанием становится отражение различных взаимоотношений взрослых. Сюжеты развернуты и разнообразны. |
В игре дети создают модели различных взаимоотношений между людьми. Сюжет из кинофильмов, рассказов. |
Роли |
Подражание игровым действиям сверстников и желание выполнять эти же роли. |
Первые попытки взять на себя роль. Стремление к совместным играм со сверстниками. |
Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности. |
Ролевое взаимодействие содержательное. Речь занимает все более место в реализации роли. |
Игровые действия |
Выполняют действия с предметами – заместителями. Игра с воображаемыми предметами. |
Хорошо владеют действиями с сюжетно - образными игрушками, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям. |
Дети самостоятельно выбирают предметы - заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. |
Игровое действие часто заменяется словом. Широко используется в игре подсобный материал. |
Правила |
Правила игры не выполняют функцию её регулятора. |
Правила регулируют последователь-ность действий. |
Правила регулируют ролевые взаимоотношения. |
Дети осознают, что соблюдение правил - условие реализации роли. |
Вместе с детьми проигрываем разные виды сюжетов игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: «в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках взрослых, их отношениях.
2. Игры на общественные темы, в которых отражаются труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), пожарные, цирк, театр, строительство, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические завоевания нашего народа (герои войны, космические налёты и т.д.).
4. Игры на темы литературных произведений, телепередач, кино, мультфильмов. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражают действиям героев, усваивая их поведение.
5. Режиссёрские игры, в которых ребёнок заставляет говорить действия кукол.
Опираясь на опыт педагогов и психологов отечественной педагогики, играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но в каждом возрастном этапе разворачиваю игру так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения. Исследуя и анализируя этапы развития сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах при косвенном и прямом участии воспитателя, я пришла к таким выводам:
-
Для детей младшего возраста характерным является то, что дети играют не задумываясь, играют «рядом» подражают игровым действиям сверстников, выполняют действия с предметами – заместителями. Здесь очень важна помощь воспитателя в разрешении некоторых конфликтных ситуаций.
- Для детей среднего возраста несколько игровых задач. В играх отражаются различные взаимоотношения взрослых, передают характерные особенности персонажа с помощью средств выразительности, дети самостоятельно выбирают предметы – заместители, правила регулируют ролевые взаимоотношения. Появляются первые ростки дружбы, совместная игра доставляет детям большое удовольствие.
-
Для детей старшего возраста замыслы игры более устойчивы. Дети совместно обсуждают замысел игры. В игре создают модели различных взаимоотношений между людьми, ролевое взаимодействие содержательно, игровое действие заменяется словом, дети осознают, что соблюдение правил- условие реализации роли.
Работая по теме, изменила форму проведения занятий, строю их в виде игры, путешествий, занятий прогулок, занятий – сказок. Для развития у детей ролевых действий необходимы игровые центры , которые были оформлены: «Больница», Парикмахерская», «Библиотека», «Автопарк», «Кухня», «Магазин», «Кукольный театр», «Семья», «Безопасность», «Спортивный». В ходе игры дети перевоплощаются. Для этих целей я использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для полицейского) в изготовлении которых оказывают помощь родители. Успешно осуществляя игровую деятельность, я старалась поощрять каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре, чтобы каждый самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Результативность опыта.
Работая по данной теме, изучив и проанализировав психолого - педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: сюжетно- ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста; обеспечение здорового образа жизни ребёнка; приобщение к общечеловеческим ценностям; соединение знаний с собственной активностью детей; социально- нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания. В конце года наблюдала значительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей; проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении сюжетно-ролевых игр; улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками, а также заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.
Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворенности. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но они научились улаживать их самостоятельно.
Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами я провожу консультации, открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета. Веду работу с родителями: провожу беседы с родителями на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; мероприятия, развлечения; делюсь опытом за круглым столом с родителями по вопросу сюжетно-ролевой игры в группе.