План-конспект урока по теме: «Земля – планета Солнечной системы»
План-конспект урока по теме: «Земля – планета Солнечной системы» (урок № 6, §5, стр.19-21).
Предмет: география
Класс: 5
Базовый учебник: География: учеб. для 5-6 класса общеобразоват. учреждений / А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.- М.: Просвещение, 2014. – 192 с.;
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-планета Солнечной системы»
№ п/п |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Актуализация знаний |
Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке |
Предоставляет материалы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует детские рисунки, где есть изображение Солнца. Задаёт вопросы, способствующие развитию логики: - Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни? |
Рассматриваютрисунки.
Рассуждают, вспоминают, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. Делают выводы, что Солнце - источник тепла, света. |
||
Демонстрируетсловосочетание: «Солнечная система». Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания. Задаёт вопрос: -Как вы понимаете слово система? -Какие небесные тела вы знаете? |
Анализируют, выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. |
||
Создание проблемной ситуации |
-Что для вас Вселенная? -Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему? Подводит к понятию формулировки Солнечной системы. |
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. Проявляют познавательную инициативу |
|
3 |
Целеполага-ния |
Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Организует работу с учебником на стр.20. |
Работают с учебником, находят определение «Солнечной системы», читают. стр.20 |
4 |
Изучение новой темы |
Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы: -Что у меня в руках? -Что изображает модель глобуса? -Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина. Обоснуйте свой ответ. Организует работу с глобусом. Вопрос-обобщение: -Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан? Знакомит с новым понятием «Мировой океан» Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы. |
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. Высказывают свои предположения.
Обобщают результаты наблюдений
Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям. Вступают в диалог, систематизируют свои знания. Закрепляют новое понятие вслух. |
Даёт задание сформулировать тему урока. |
Формулируют тему урока. Анализируют предстоящую работу. |
||
Организует работу в тетради и с учебником.
|
Записывают тему урока: «Земля – планета Солнечной системы». Записывают определение Солнечной системы стр.20. |
||
Организует работу в группах по учебнику cтр. 19 «Планеты солнечной системы» и карточками с вопросами: -Какую форму имеют планеты? -Сравни их по размерам. -Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км) - Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете? Почему? Обоснуйте. -Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу? |
Работают с текстом учебника и карточками, анализируют рис.12.
Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.
|
||
Создаёт проблемную ситуацию. - Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты? Организует работу с текстом учебника (стр.20,21) |
Знакомятся с новыми понятиями, выписывают новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений и их формулировку. |
||
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд - твёрдое состояние, держим в руке тает - жидкое, нагреваем -испаряется) Вопрос: - Что общего между результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли. |
Анализируют опыт, сопоставляют информацию, полученную из учебника. Делают выводы.
Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы. |
||
|
Закрепление. |
Проверяет усвоение нового материала:
|
Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию: Атмосфера - воздушная оболочка; Гидросфера - водная оболочка; Биосфера -оболочка, заселённая живыми организмами; Литосфера - твёрдая оболочка. Проводят корректировку по ситуации. |
Мировой океан - это А) массивная часть суши материков Б) гигантское созвездие Вселенной В) непрерывное водное пространство Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы: А) находятся ближе к Солнцу Б) состоят из газообразных веществ В) состоят из твёрдого вещества Г) имеют небольшие размеры Д) быстро вращаются вокруг оси. Е) находятся дальше от Солнца Ж) медленно вращаются вокруг оси. |
Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей.
Формулируют ответы, применяя полученные знания.
|
||
|
Итог урока. Рефлексия. |
Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание §5, стр.19-21, вопросы стр.21
|
Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. Записывают домашнее задание в дневник. Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю. |
Прощается с учащимися. |
Прощаются, проверяют друг у друга запись в дневнике. |