«Формирование толерантности у дошкольников» (Доклад на педагогическом совете)
Огромен шар земной, страна, в которой мы живём. Именно здесь, как в огромной лаборатории, можно поискать ответы на волнующие по - прежнему нас вопросы, суть которых сводится к тому, что мы - разные, но хотим жить вместе. Нам это просто необходимо. Говорят, для этого нужна толерантность. Как, когда и где ей научиться? И в учении ли дело? А может надо особенно тщательно и прямо с детского сада сохранять и поддерживать устойчивый интерес друг к другу и желание быть понятными столь свойственные малышам? Быть может, со временем эти качества и перерастут в нормальное человеческое уважение не только себя, но и других.
Что бы нам ни говорили, но толерантность - врождённое чувство, подарок природы каждому появившемуся на свет человеку. Маленький ребёнок независимо от того, в каких условиях он находится после рождения, принимает действительность такой, какой она есть.
Формирование личности ребёнка включает вопрос воспитания в нём уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей, к культуре быта, традициям разных народов. В настоящее время многие группы в детских садах многонациональны, поэтому необходимо формирование толерантности. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. Можно ли говорить о толерантности в обществе, где нет благополучия, движения вперёд, заботы о процветании всех и каждого. В нашей стране немало делается для этого, и дошкольное образование здесь не исключение. Ведь воспитатели - первые из мира взрослых людей, с которыми встречается ребёнок, когда он начинает свой путь в большую жизнь. От того, насколько положительным будет этот первый опыт, зависит успешность жизненного пути, пока ещё, маленького человека. Врождённая толерантность, принятие других людей, условий окружающей жизни с возрастом угасает под влиянием социально - культурных обстоятельств, в которых человек взрослеет. И если мы хотим, чтобы это замечательное чувство в разумных пределах сохранилось с годами, его надо аккуратно поддерживать, прежде всего, в мелочах повседневной жизни, не подшучивать над детской толерантностью, а терпеливо пытаться понять, разглядеть наших маленьких детей.
Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность за воспитание в детях уважения к людям других национальностей и за формирование нравственных качеств, которые включает в себя толерантность, основными функциями которой являются:
Мирообеспечивающая
- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
Регулирующая
- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
Психологическая
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки) ;
- формирует и развивает этническое самосознание;
- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
Воспитательная
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечивает успешную социализацию;
- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Коммуникативная
- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Культуросохраняющая
- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Креативная
- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
- создает условия для безопасного проявления творческой активности;
- создает условия для творческого самоутверждения.
Благодаря особенностям нашей группы, которую посещают дети разных национальностей (русские, мордва) , возникла возможность формирования толерантности у дошкольников посредствам ознакомления с национальной культурой разных народов.
Работая в данном направлении, я решаю ряд задач:
Свою педагогическую деятельность по формированию толерантности у детей дошкольного возраста выстраиваю на основе ряда принципов:
Целенаправленность педагогических воздействий
Суть принципа в том, что воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. В дошкольном периоде мы формируем толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрируем и объясняем значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркиваем значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок).
Принцип уважительного отношения к личности ребёнка
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка
Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям.
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом в работе мы ориентируемся не только на ситуации в обществе в целом, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.
Толерантность формируется в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была максимально плодотворной, задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Сегодня дети развиваются бурно. Примерно с 4 лет дети узнают о том, что существуют разные народы, с 5 лет у них начинают формироваться элементы национального самосознания. Именно в этом возрасте дети максимально проявляют познавательную активность.
Одним из важнейших звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов с семьёй. Значение ближайшего социума в формировании толерантности сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются основным примером толерантности для подрастающей личности, поэтому отношения в семье, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка. Большая часть родителей находят важным рассказать ребёнку про страну, в которой он живёт, и про национальности людей, её населяющих. Однако многие из них признают, что делают это «от случая к случаю», или «не имеют достаточной информации, доступной ребёнку». Видя неподдельный интерес педагога к культуре своего народа, родители с удовольствием принимают участие в познавательных вечерах и праздниках. В ходе таких мероприятий дети и родители с интересом знакомятся с национальными традициями и обычаями каждой семьи (элементами костюмов, особенностями национальной кухни, музыкальным творчеством).
В основе взаимодействия с родителями лежит принцип взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Таким образом, положительное отношение педагога и формально положительное или индифферентное отношение родителей к этой проблеме воспитывает общеположительное отношение дошкольников к миру и людям, его населяющим, позволяют
стать им добрее и терпимее своих родителей.
Чем лучше человек осознаёт свою принадлежность к определённой этнической общности, тем выше уровень его инкультурации, чем больше черт общности и различия культур он видит, тем легче ему понять и принять человека другой культуры, другого мировоззрения.
Таким образом впечатления детства образуют фундамент для развития нравственных чувств ребёнка, осознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой жизни.