a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитание основ экологической культуры через интеграцию образовательных областей.

Опубликовано: 2015-10-21 17:31:59

Документы для скачивания

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Рыбе - вода , птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Я поставила перед собой следующую цель: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание). Задачи: формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её).участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности. В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Для ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений в зимнее – весеннее время создала огород на окне, где совместно с детьми выращиваем лук,   цветочную рассаду, зелень. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно - экспериментальную деятельность. А помогают им в этом сказочные персонажи. Изготовила экологическое панно с помощью которого наблюдаем за сезонными изменениями в природе. На нём дети могут самостоятельно выстраивать сюжет картины природы с помощью специальных картинок.  Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.)Для накопления эмоционально - положительного опыта общения с природой, я организую праздники, развлечения. Часто в ходе НОД я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения. Так же поощряю желание детей отражать свои впечатления от изменений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки ,поделки из природного материала);в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года. Использую наблюдения природы, её звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё    хорошее      в        людях- из    детства! Как    истоки         добра          пробудить? Прикоснуться        к        природе      всем   сердцем: Удивиться,   узнать,        полюбить! Мы     хотим,         чтоб   земля          расцветала, И       росли,         как     цветы,         малыши, Чтоб для    них    экология     стала,

Не наукой, а частью души!

 

Оставить комментарий: