Консультация "Влияние дидактической игры на речевое развитие ребенка"
Документы для скачивания
Консультация для родителей: « Влияние дидактической игры на речевое развитие ребёнка». Воспитатель 1 младшей группы МБ ДОУ д/ с ОВ № 8 Мусаэлян Н. Г. Тема: «Влияние дидактической игры на речевое развитие ребёнка». Дидактическая игра – один из методов обучения и умственного воспитания детей. Первоначальное знакомство ребёнка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти занятия закрепляются, а представления укрепляются. В младшей группе дидактические игры являются обязательной частью многих занятий. Участие воспитателя в играх может осуществляться в двух формах. Одна из них, к огда воспитатель руководит игрой путём наблюдения или личного участия. Роль участия поручается то одному, то другому ребёнку. Д ети действуют самостоятельно, оперируя с хорошо знакомым им материалом, например, «Собери пирамидку», « Собери колечки». Так, в игре « Оденем куклу на прогулку» дети подсказывают кукле и воспитателю, что на чём следует надевать. Дети должны учиться последовательно одеваться. В процессе игры особенно надо уделять внимание на речевое развитие ребёнка. Э тому способствует интерес ребёнка к воспроизведению в игре действий, отношений. Задача воспитателя – уточнить соответствующий словарь. Часть игр педагог организует сам, например. игры- упражнения « Кто что делает? », « Кому что нужно? ». Вместе с тем планирую на прогулке такие дидактические игры, где роль ведущего выполняю я сама. Э то, например, игры, которые способствуют закреплению представлений детей, полученных в результате непосредственных наблюдений. Так, после экскурсии на кухню можно организовать игру « Ждём гостей», дети называют кухонную посуду, с толовую посуду. После ознакомления детей с трудом работников детского садапровожу игру « Кому что нужно? »Д ети подбирают картинки с изображениями тех предметов, которые нужно повару( кухонная посуда. весы, половник. плита) , медицинской сестре( термометр, б анки, шприц. вата. бинт. витамины) . Постепенно игры предназначаются детям в самостоятельное поль- зование, так как периодически надо представлять ребёнку возможность поиграть самостоятельно в привычной или изменённой ситуации, ч тобы он сам принимал игровые задачи и решал их, побуждать к названию игрового материала и своих действий, а затем и к их планированию: « Что делает кукла? », «А что ты будешь делать? », « Куда пойдёт твоя дочка? », « Что вы будете делать? ». Постепенно у ребёнка развивается инициатива в постановке игровых задач, п оявляются первые игровые замыслы, обозначенные словом: « Давай куклы будут рисовать», « Я буду строить самолёт, а потом полечу к папе вместе с мишуткой». Также, такие игры, к ак « Уложим куклу спать», « День рождение куклы Кати», « К нам гости пришли» способствуют развитию речи. В ходе игры я слежу за речью детей, н езаметно вмешивалась, исправляя её, обращаю вним ание, чтобы старались внятно произносить слова. Постепенно ребята усваивают правильные выражения. В результате игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей. Поэтому. дидактические игры, особенно в младших возрастных группах рассматриваются как метод обучениядетей сюжетно- ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Н апример, в дидактической игре « Уложим куклу спать» учу детей младшей группы последовательно действий в процессе развития куклы – аккуратно складываю одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать. петь колыбельную песню. Затем под моим руководством дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в кроватку. П оют колыбельную песню: « Баю- баю- баю, куклу качаю. К укла устала, целый день играла». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм. В младшей группе игры со словом направлены на развитие речи. в оспитание правильного звукопроизношения, развитие правильной ориентировки в пространстве. Поэтому, на втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Ч тобы маленькие дети овладели необходимыми движениями. речью. разными жизненно необходимыми умениями. Их этому надо научить. Ц енность обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки. игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Например, т акая испытанная веками потешка, как « Ладушки, ладушки»заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следит за его действиями. подрожать им( хлопать в ладоши, поднимать их, отпускать их на голову) . Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Н екоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладеть разными интонациями речи. Другие включают в себя незаметный материал для упражнения детей в произнесении звуков. Вызывая подражания своим действиям и словам, учу детей внимательно присматриваться, вслушиваться, Понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется. Поэтому ставится задача – научить детей слушать и понимать обращению к ним речь и самим пользоваться речью.