Артикуляционная гимнастика в домашних условиях. Мастер-класс.
Документы для скачивания
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях. Мастер- класс. Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики. Оборудование: мяч; ватные шарики и зеркала( по количеству присутствующих) 1. Приветствие Игра «Знакомство». Участники, передавая друг другу мяч, представляются( называют свое имя, и отчество и имя своего ребенка) «Здравствуйте, меня зовут Наталья Сергеевна. Я – логопед». 2. Знакомство с темой. Тема нашего мастер- класса «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» 3. Определение понятия, научный аспект Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д. , значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому- либо предмету. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом( примерно 9х12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом. 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Показывает его выполнение. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь. 4. Практическая часть С ейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1- 2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. 1. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. 2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой( а не просто выдыхал) 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки( на начальном этапе можно прижимать их ладошками) . 4. Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно. 5. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть. Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3- 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Упражнение «Чей ветерок сильнее? » Цель: выработать целенаправленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3- 4 раза.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ( консультация) Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом, ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас. Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка, пытаются решить проблему. Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи. Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. Причины речевых нарушений разнообразны. Вы можете попробовать сами определить причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация невролога, а также ортодонта и отоларинголога. Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей. Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый не осложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным. Осложненной считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это могут быть: токсикоз во время беременности; инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой; несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности; преждевременные или затяжные роды; кесарево сечение( не стоит его считать безвредным для ребенка) ; асфиксия( недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) ; Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана. Негативным фактором для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно- кишечные заболевания в раннем возраст е. Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто- то имеет проблемы с речью. Причиной нарушений речи может быть снижение слуха. Существуют причины, которые вы легко сможете определить сами: различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов; неправильный прикус; короткая подъязычная уздечка. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается. Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!